|
1.Самоопределение к деятельности
(орг.момент)
|
5
|
Настрой на работу
Вот книжки на столе, а вот тетрадки...
Не хочется играть сегодня в прятки
И недосуг дуть на корабль бумажный -
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
- А почему он важный? Постараемся ответить на этот вопрос в конце
урока.
(Учитель проверяет готовность к уроку.)
|
Подготовка класса к работе.
|
Л: положительное отношение к учению, к познавательной
деятельности;
Р: понимать и сохранять учебную задачу.
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками
|
|
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
|
Фронтальная
|
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные
недостатки 1. Знакомство с учебником
- Прочитайте название нашего учебника. Это новый для нас предмет?
(Этот предмет мы изучаем с 1 класса.)
- О чем мы говорили на уроках по этому учебному предмету? (О
природе, животных, растениях, человеке, о безопасности и здоровье и
пр.)
- Что вы можете сказать об учебнике? (Он, как и в 1-3 классах,
состоит из 2 частей. Авторы: А.А.Плешаков, Е.Л.Крючкова.)
- Откройте книгу первой части учебника на последних страницах и
просмотрите содержание. Какие разделы мы будем изучать? (Дети
читают содержание, называют разделы.)
В этом году нам предстоит узнать много нового, быть астрономами и
географами, историками и экологами, наблюдателями и
исследователями, путешествовать по воде и суше, освоить космическое
пространство и опуститься глубоко под землю, узнать о прошлом и
настоящем нашей родины.
- Сколько разделов в первой части учебника? (3 раздела: «Земля
и человечество», «Природа России» и «Родной край - часть большой
страны».)
- Какая тема вас заинтересовала? (Ученики перечисляют понравившиеся
темы.)
- Анализируя содержание, вы можете сказать о том, какую работу мы
будем продолжать на уроках по ознакомлению с окружающим миром?
(Мы будем работать над проектами, проверять себя и оценивать
свои достижения.)
- Откройте учебник на с. 204. Сколько тем для работы над проектами
предлагается авторами учебника? (14 тем.)
- Предлагаю вам дома внимательно ознакомиться с темами проектов и
выбрать любую из предложенных, можно и самим ее сформулировать. На
следующем уроке вы сообщите свои темы и, может быть, объединитесь в
группы. В учебнике на с.205 дана памятка «Как работать над
проектом», которую вам нужно будет прочитать.
- Обратите внимание и на условные обозначения, которые встретятся
на страницах учебника. (Ученики рассматривают условные знаки,
читают, что они обозначают, на обороте титульного листа
учебника.)
- В конце учебного года вам предстоит сдать свои учебники в
библиотеку. Вспомните правила обращения с учебной книгой. (Ответы
детей.)
Памятка «Как сохранить учебные книги для будущих
учеников»
|
Ответы детей.
|
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и
сверстниками. Познавательные: осознать познавательную
задачу, читать и слушать
|
|
3.Постановка учебной задачи
|
Фронтальная
|
Активизация знаний учащихся и создание проблемной
ситуации:
- Откройте учебник на с. 3. Прочитайте название первого раздела.
(«Земля и человечество».)
- Прочитайте, чему вы будете учиться, изучая этот раздел.
- А теперь отгадайте загадку.
С телескопом много лет
Изучает жизнь планет.
Как ученого мы зовем?
Кто же это? (Астроном.)
- Что вы знаете об астрономах?
- Кто догадался, о чем сегодня будем говорить на уроке?
Постановка проблемы Работа в группах
- Для чего будем изучать данную тему? Предлагаю прочитать текст и
ответить на этот вопрос.
Астрономия является одной из старейших наук. Она оказывает
огромное влияние на развитие других областей знаний о
действительности.
В 2009 г. мир отметил 400-летие наблюдения звездного неба с
помощью телескопов. В 1609 г. итальянский ученый Галилео Галилей
первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал
ряд выдающихся астрономических открытий. Он обнаружил, что на Луне
есть горы, а на Солнце - пятна, что у Юпитера есть спутники, у
Сатурна - кольца, а Млечный Путь состоит из звезд.
В 1960-е гг. с помощью космических аппаратов, созданных
российскими учеными, были открыты для всего человечества новые
знания о Луне, Венере, Марсе. Космонавтика - одно из немногих
направлений науки, где наша страна сохраняет лидирующие позиции в
мире. И все это потому, что астрономия, преподаваемая в школах,
открывает детям прекрасный и загадочный мир Вселенной! Именно из
бывших школьников, влюбившихся в звездное небо, вышли талантливые
конструкторы и космонавты - ученые международного уровня.
- Так для чего нужно изучать данную тему?
V. Открытие нового знания
1. Работа по учебнику
- Откуда можно получить информацию? (Из нашего учебника,
учебных пособий, Интернета.)
- А еще помогут знания, которые у нас имеются. Откройте учебник на
с. 4. Прочитайте задание. Вам предлагается составить рассказ о мире
с точки зрения астронома. А кто такой астроном? (Специалист,
изучающий небесные тела - звезды, планеты.)
(Заслушать 1-2 рассказа. Рассказчику можно надеть шапочку
астронома.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
- Пополним наши знания. Выполним задание 2 на с. 6 рабочей тетради
по рядам:
1-й ряд запишет определение слова «астрономия»,
2-й - «Вселенная»,
3-й - «Солнечная система». (Ученики работают по рядам, затем
зачитывают свои определения. Учитель делает сообщение о современных
представлениях о происхождении Вселенной.)
Астрономия - самая древняя из наук. Первых астрономов называли
звездочетами. Люди наблюдали за звездами на протяжении всей истории
существования человечества. Искусными наблюдателями были
вавилоняне, а также египтяне, которые строили пирамиды в
соответствии с расположением звезд в определенных созвездиях. Около
2800 г. до н.э. в Британии началось сооружение комплекса
Стоунхендж, который, возможно, служил обсерваторией.
С точки зрения астронома, мир - это Вселенная, или Космос - все
необъятное пространство с планетами и звездами, другими небесными
телами. Наша планета Земля, ее растения и животные, ты и я - это
все Вселенная. Ученые полагают, что наша Вселенная возникла в
результате так называемого Большого взрыва, произошедшего около 14
млрд лет назад. Все это время Вселенная расширяется. Материя в
начале расширения Вселенной была не только сверхплотной, но и очень
горячей. Наблюдаемый разлет галактик и их скоплений - результат
Большого взрыва.
-Выполним задание 3 на с. 6 рабочей тетради (Ученики, пользуясь
учебником, подписывают названия планет.)
|
Ставят цель урока
Отвечают, обсуждают, доказывают.
|
Л- решение проблемы, выдвижение гипотез и их
обоснование;
К- участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого
поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения
|
|
4. Тренировочные упражнения
Физминутка
|
Фронтальная
Групповая
работа
|
Организация учащихся на исследование проблемной
ситуации
Работа в группах
- А теперь построим модель Солнечной системы поработаем в группах.
Распределите обязанности (Ученики из пластилина строят модель
Солнечной системы.)
VIII. Работа по новой теме
1. Беседа
- Отгадайте еще одну мою загадку.
В дверь, в окно стучать не 6yдет:
А взойдет и всех разбудит. (Солнце)
- Что вы можете рассказать о Солнце? (Высказывание
дётёй.)
Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это
еще в глубокой древности и почитали Солнце. Они называли его
по-разному: в Древней Греции и Египте - Ра, а наши предки славяне -
Ярило. В честь солнца слагали гимны. Вот один из гимнов
древнегреческого поэта Гомера:
Солнце в движении вечном бледнеть заставляет светила,
Солнце сияньем пурпурным земли заливает пределы.
Солнце - друг земледельца, ко всем морякам благосклонно.
Солнце - дней и ночей божество, венец и начало.
Только его одного из богов, царящих в мире
Нам дано лицезреть...
2. Работа в парах
Продолжить разговор о Солнце с научной точки зрения поможет статья
на с. 6-7 учебника. Работать предстоит в парах. Вы будете не просто
читать текст учебника, предстоит выполнить задание.
- Посмотрите на текст на карточках, которые лежат у вас на парте.
Как вы думаете, каким будет задание? (Вписать в текст
недостающие данные.)
Солнце - ближайшая к Земле .... Это огромное ... космическое тело.
Солнце имеет форму.... Диаметр Солнца в... раз больше диаметра
Земли. Масса Солнца в... раз больше массы нашей планеты. Расстояние
от Земли до Солнца - ... км. Температура на поверхности Солнца - ….
Градусов, а в его центре - ... градусов.
(Проверка текстов. Предложения зачитывают по очереди)
3. Работа с CD (электронное приложение к
учебнику)
(Просмотр презентации.)
|
Дети отвечают, обсуждают.
|
Регулятивные: планирование, прогнозирование;
Логические - решение проблемы
Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и
выборе информации.
Личностные: решение проблемы, выдвижение гипотез.
|
|
5. Рефлексия деятельности
(итог урока)
|
Взаимо-
проверка
|
Организация рефлексии
- Какова была цель урока? (Посмотреть на мир глазами
астронома.)
- Какие новые знания вы получили? (Высказывания детей.) (Ответы на
вопросы рубрики «Проверь себя» на с.7 учебника.)
Домашнее задание
1. Выбрать тему проекта.
2. Прочитать текст на с. 4-8 учебника, ответить на вопросы.
3. Выполнить задания 4-6 на с. 7 рабочей тетради.
|
Самооценка результатов деятельности.
|
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли;
П: рефлексия;
Л: смыслообразование
|