Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Мир глазами астронома". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: окружающий мир


Тип урока: изучение нового материала.

Цель:

  • познакомить учащихся с правилами пользования учебником, целями и задачами раздела;
  • рассказать о мире с точки зрения астронома.

Задачи урока:

  • познавательные: осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций
  • развивающие: развивать коммуникативные навыки, умение сотрудничать, уважать интересы других, находить совместные конструктивные решения; развивать мышление, познавательную активность, формировать предпосылки поисковой деятельности;
  • воспитательные: воспитывать внимание, самостоятельность, умение выслушивать мнения одноклассников;
  • коммуникативные - соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • регулятивные - понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний;
  • личностные - строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, тексты для работы в группах и текст о Солнце на карточках, шапочка астронома, школьный словарик «Планеты. Звезды. Созвездия» (М.: ВАКО), энциклопедии, пластилин для моделирования.

Технологическая карта урока

Этап урока

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности
(орг.момент)

5

Настрой на работу
Вот книжки на столе, а вот тетрадки...
Не хочется играть сегодня в прятки
И недосуг дуть на корабль бумажный -
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
- А почему он важный? Постараемся ответить на этот вопрос в конце урока.
(Учитель проверяет готовность к уроку.)

Подготовка класса к работе.

Л: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
Р: понимать и сохранять учебную задачу.
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Фронтальная

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки
1. Знакомство с учебником

- Прочитайте название нашего учебника. Это новый для нас предмет? (Этот предмет мы изучаем с 1 класса.)
- О чем мы говорили на уроках по этому учебному предмету? (О природе, животных, растениях, человеке, о безопасности и здоровье и пр.)
- Что вы можете сказать об учебнике? (Он, как и в 1-3 классах, состоит из 2 частей. Авторы: А.А.Плешаков, Е.Л.Крючкова.)
- Откройте книгу первой части учебника на последних страницах и просмотрите содержание. Какие разделы мы будем изучать? (Дети читают содержание, называют разделы.)
В этом году нам предстоит узнать много нового, быть астрономами и географами, историками и экологами, наблюдателями и исследователями, путешествовать по воде и суше, освоить космическое пространство и опуститься глубоко под землю, узнать о прошлом и настоящем нашей родины.
- Сколько разделов в первой части учебника? (3 раздела: «Земля и человечество», «Природа России» и «Родной край - часть большой страны».)
- Какая тема вас заинтересовала? (Ученики перечисляют понравившиеся темы.)
- Анализируя содержание, вы можете сказать о том, какую работу мы будем продолжать на уроках по ознакомлению с окружающим миром? (Мы будем работать над проектами, проверять себя и оценивать свои достижения.)
- Откройте учебник на с. 204. Сколько тем для работы над проектами предлагается авторами учебника? (14 тем.)
- Предлагаю вам дома внимательно ознакомиться с темами проектов и выбрать любую из предложенных, можно и самим ее сформулировать. На следующем уроке вы сообщите свои темы и, может быть, объединитесь в группы. В учебнике на с.205 дана памятка «Как работать над проектом», которую вам нужно будет прочитать.
- Обратите внимание и на условные обозначения, которые встретятся на страницах учебника. (Ученики рассматривают условные знаки, читают, что они обозначают, на обороте титульного листа учебника.)
- В конце учебного года вам предстоит сдать свои учебники в библиотеку. Вспомните правила обращения с учебной книгой. (Ответы детей.)
Памятка «Как сохранить учебные книги для будущих учеников»

Ответы детей.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками. Познавательные: осознать познавательную задачу, читать и слушать

3.Постановка учебной задачи

Фронтальная

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации:
- Откройте учебник на с. 3. Прочитайте название первого раздела. («Земля и человечество».)
- Прочитайте, чему вы будете учиться, изучая этот раздел.
- А теперь отгадайте загадку.
С телескопом много лет
Изучает жизнь планет.
Как ученого мы зовем?
Кто же это? (Астроном.)
- Что вы знаете об астрономах?
- Кто догадался, о чем сегодня будем говорить на уроке?
Постановка проблемы Работа в группах
- Для чего будем изучать данную тему? Предлагаю прочитать текст и ответить на этот вопрос.
Астрономия является одной из старейших наук. Она оказывает огромное влияние на развитие других областей знаний о действительности.
В 2009 г. мир отметил 400-летие наблюдения звездного неба с помощью телескопов. В 1609 г. итальянский ученый Галилео Галилей первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Он обнаружил, что на Луне есть горы, а на Солнце - пятна, что у Юпитера есть спутники, у Сатурна - кольца, а Млечный Путь состоит из звезд.
В 1960-е гг. с помощью космических аппаратов, созданных россий­скими учеными, были открыты для всего человечества новые знания о Луне, Венере, Марсе. Космонавтика - одно из немногих направлений науки, где наша страна сохраняет лидирующие позиции в мире. И все это потому, что астрономия, преподаваемая в школах, открывает детям прекрасный и загадочный мир Вселенной! Именно из бывших школьников, влюбившихся в звездное небо, вышли талантливые конструкторы и космонавты - ученые международного уровня.
- Так для чего нужно изучать данную тему?
V. Открытие нового знания
1. Работа по учебнику
- Откуда можно получить информацию? (Из нашего учебника, учебных пособий, Интернета.)
- А еще помогут знания, которые у нас имеются. Откройте учебник на с. 4. Прочитайте задание. Вам предлагается составить рассказ о мире с точки зрения астронома. А кто такой астроном? (Специалист, изучающий небесные тела - звезды, планеты.)
(Заслушать 1-2 рассказа. Рассказчику можно надеть шапочку астронома.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
- Пополним наши знания. Выполним задание 2 на с. 6 рабочей тетради по рядам:
1-й ряд запишет определение слова «астрономия»,
2-й - «Вселенная»,
3-й - «Солнечная система». (Ученики работают по рядам, затем зачитывают свои определения. Учитель делает сообщение о современных представлениях о происхождении Вселенной.)
Астрономия - самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочетами. Люди наблюдали за звездами на протяжении всей истории существования человечества. Искусными наблюдателями были вавилоняне, а также египтяне, которые строили пирамиды в соответствии с расположением звезд в определенных созвездиях. Около 2800 г. до н.э. в Британии началось сооружение комплекса Стоунхендж, который, возможно, служил обсерваторией.
С точки зрения астронома, мир - это Вселенная, или Космос - все необъятное пространство с планетами и звездами, другими небесными телами. Наша планета Земля, ее растения и животные, ты и я - это все Вселенная. Ученые полагают, что наша Вселенная возникла в результате так называемого Большого взрыва, произошедшего около 14 млрд лет назад. Все это время Вселенная расширяется. Материя в начале расширения Вселенной была не только сверхплотной, но и очень горячей. Наблюдаемый разлет галактик и их скоплений - результат Большого взрыва.
-Выполним задание 3 на с. 6 рабочей тетради (Ученики, пользуясь учебником, подписывают названия планет.)

Ставят цель урока
Отвечают, обсуждают, доказывают.

Л- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;
К- участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения

4. Тренировочные упражнения

Физминутка

Фронтальная

Групповая
работа

Организация учащихся на исследование проблемной ситуации
Работа в группах
- А теперь построим модель Солнечной системы поработаем в группах. Распределите обязанности (Ученики из пластилина строят модель Солнечной системы.)
VIII. Работа по новой теме
1. Беседа
- Отгадайте еще одну мою загадку.
В дверь, в окно стучать не 6yдет:
А взойдет и всех разбудит. (Солнце)
- Что вы можете рассказать о Солнце? (Высказывание дётёй.)
Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце. Они называли его по-разному: в Древней Греции и Египте - Ра, а наши предки славяне - Ярило. В честь солнца слагали гимны. Вот один из гимнов древнегреческого поэта Гомера:
Солнце в движении вечном бледнеть заставляет светила,
Солнце сияньем пурпурным земли заливает пределы.
Солнце - друг земледельца, ко всем морякам благосклонно.
Солнце - дней и ночей божество, венец и начало.
Только его одного из богов, царящих в мире
Нам дано лицезреть...
2. Работа в парах
Продолжить разговор о Солнце с научной точки зрения поможет статья на с. 6-7 учебника. Работать предстоит в парах. Вы будете не просто читать текст учебника, предстоит выполнить задание.
- Посмотрите на текст на карточках, которые лежат у вас на парте. Как вы думаете, каким будет задание? (Вписать в текст недостающие данные.)
Солнце - ближайшая к Земле .... Это огромное ... космическое тело. Солнце имеет форму.... Диаметр Солнца в... раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в... раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - ... км. Температура на поверхности Солнца - …. Градусов, а в его центре - ... градусов.
(Проверка текстов. Предложения зачитывают по очереди)
3. Работа с CD (электронное приложение к учебнику)
(Просмотр презентации.)

Дети отвечают, обсуждают.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;
Логические - решение проблемы
Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Личностные: решение проблемы, выдвижение гипотез.

5. Рефлексия деятельности
(итог урока)

Взаимо-
проверка

Организация рефлексии
- Какова была цель урока? (Посмотреть на мир глазами аст­ронома.)
- Какие новые знания вы получили? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с.7 учебника.)
Домашнее задание
1. Выбрать тему проекта.
2. Прочитать текст на с. 4-8 учебника, ответить на вопросы.
3. Выполнить задания 4-6 на с. 7 рабочей тетради.

Самооценка результатов деятельности.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
П: рефлексия;
Л: смыслообразование