Урок биологии в 8-м классе по теме «Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях»

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8

Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, первая помощь при кровотечениях


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель урока:

  • Ознакомить обучающихся с основными заболеваниями сердечно-сосудистой системы и с правилами профилактики данных заболеваний.
  • Сформировать представление о разных видах кровотечений, научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.

Задачи урока:

  • образовательные:
    • формировать знания об основных заболеваниях сердечно-сосудистой системы, о правилах профилактики данных заболеваний;
    • формировать навыки оказания первой помощи при различных видах кровотечений;
  • формировать умение работать с учебной информацией.
  • развивающие:
    • развивать мотивацию на осуществление учебной деятельности;
    • развивать умение работать в группе;
    • способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления.
  • воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
    • воспитывать чувство ответственности, сопереживания.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы работы на уроке:

  • По источникам знаний: словесные, наглядные, практические
  • По степени взаимодействия учителя и ученика: изложение, беседа, самостоятельная работа, групповая работа
  • По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый

Оборудование: компьютер, проектор.

Раздаточный материал: рабочие листы, информационные листы, правила работы в группе, вата, пластырь, перекись водорода, йод, бинт, косынка.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Добрый день, мои дорогие ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет нам радость общения друг с другом. Сегодня мы будем обсуждать очень важные вопросы и искать на них ответы.

На определенных этапах урока вы будете работать в группах. Важную информацию по уроку будем записывать на рабочих листах. Приложение 1.

Давайте вспомним правила работы в группах.

На столах лежат листочки с правилами. Приложение 2. Ребята по очереди читают их.

Правила работы в группе

  1. Думай, слушай, высказывайся.
  2. Говори спокойно ясно, только по делу.
  3. Уважай мнение других.
  4. Записывай идеи.
  5. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.
  6. В группе равные возможности успеха.
  7. Не бери всю инициативу на себя.
  8. Помогай товарищам, если они об этом просят.

2. Актуализация знаний

Учитель: Наш урок я хотела бы начать с «зарядки для ума». Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд. В кроссворде 12 слов. Вы сидите группами. Задача каждой группы отгадать 4 слова. Отгадывать будем по порядку. На размышление дается 10 секунд. Если группа не отвечает, может ответить другая группа .

Показ презентации начинается со слайда 2. На слайде кроссворд. Слова отгадываются по порядку. Курсор наводится на розовое поле. После «клика» появляется вопрос. После второго «клика» ответ и т.д.

Вопросы к кроссворду:

  1. Ритмические колебания стенок артерий (ПУЛЬС)
  2. Красные кровяные клетки (ЭРИТРОЦИТЫ)
  3. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания (ДОНОР)
  4. Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвёртывания крови (ГЕМОФИЛИЯ)
  5. Невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям (ИММУНИТЕТ)
  6. Жидкая часть крови (ПЛАЗМА)
  7. Самый крупный сосуд (АОРТА)
  8. Белые кровяные клетки (ЛЕЙКОЦИТЫ)
  9. Сосуды, несущие кровь от сердца (АРТЕРИИ)
  10. Поражение сосудов головного мозга (ИНСУЛЬТ)
  11. Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов (ВАКЦИНА)
  12. Процесс, при котором клетки захватывают и переваривают твёрдые частицы (ФАГОЦИТОЗ)

В выделенном столбце появляется слово «ПРОФИЛАКТИКА».

Учитель: Итак, давайте подведем итог «зарядки для ума». Поставьте количество отгаданных слов командой на рабочем листе в правом верхнем уголке.

Учащиеся проставляют количество отгаданных слов.

3. Введение в тему урока

Учитель: Посмотрите, какое слово у вас получилось в выделенном столбце? Слайд 3.

Ученики: ПРОФИЛАКТИКА.

Учитель: А какие синонимы вы можете подобрать к этому слову?

Ученики: Предупреждение, предохранение, предотвращение.

Учитель: А как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Ответы учащихся.

Учитель: Тема урока: «Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях». Слайд 1. (Чтобы попасть на слайд 1, надо навести курсор на картинку «сердце» на слайде 3.)

Учащиеся записывают тему урока на рабочих листах.

4. Изложение нового материала

Слайд 4. (Навести курсор на стрелку на слайде 1.)

Учитель: Среди многих причин преждевременной смерти жителей нашей планеты основной причиной являются заболевания сердечно-сосудистой системы. На сегодняшний день это проблема всего человечества. Ежегодно от болезней сердца умирают более 17 миллионов человек, что составляет примерно 29% всех случаев смерти. Россия по количеству смертей от ССЗ на первом месте.

Слайд 5. Учитель: Подумать только! (рассказ учителя)

  • за 1 минуту оно перекачивает около 6 литров крови.
  • В сутки сердце делает 100 тысяч ударов, за год - почти 40 миллионов ударов, а за 70 лет - 25 млрд.
  • Если бы можно было использовать работу сердца, то за 8 ч удалось бы поднять человека на высоту здания Московского университета (240м).

Учитель: Какие же заболевания сердечно-сосудистой системы являются самыми распространёнными?

Слайд 6. Учитель: Давайте попробуем разгадать ребусы. На разгадывание даётся 1 минута. Распределите в группах, кто какое слово будет разгадывать. Задача группы - разгадать все ребусы!

Группы пытаются разгадать названия ССЗ. Каждый ученик записывает названия заболеваний в рабочий лист.

Учитель: Минута прошла. Давайте проверим, что у вас получилось. Проводится проверка отгаданных слов. Названия ССЗ появляются на слайде 6: гипертония, инфаркт, стенокардия, инсульт , атеросклероз.

Учитель: Запишите количество отгаданных слов в правом верхнем уголке.

Слайд 7. Учитель: Давайте кратко охарактеризуем данные заболевания и заполним таблицу. Учащиеся заполняют таблицу по ССЗ на рабочих листах.

  • Гипертония - стойкое повышение артериального давления (выше 140/100 мм рт.ст.).
  • Инфаркт - отмирание участка сердечной мышцы.
  • Стенокардия (грудная жаба) - приступы сильной боли в сердце, связанные со спазмом коронарных сосудов.
  • Инсульт - острое нарушение мозгового кровообращения с повреждением ткани мозга.
  • Атеросклероз - утолщение стенки и сужение просвета артерий в связи с отложением холестерина.

Слайд 8. Учитель: Какие же существуют факторы риска в развитии сердечно - сосудистых заболеваний? Сейчас я предлагаю выполнить задание. Прочитайте стихотворение и выпишите факторы, отрицательно влияющие на работу сердца. Учащиеся записывают негативные факторы.

Сердце - мышечный насос
Никогда не отдыхает.
От рожденья и до смерти
Нашу кровь оно качает.

Отдых в меру, крепкий сон,
Спорт и физкультура,
Сердце бьется как часы,
Стройная фигура….
Будешь ты всегда здоров
Без больниц и докторов.

Алкоголь, табак, наркотик,
Стресс, перееданье -
Это сердцу страшный враг,
Просто наказанье.

Если ты здоровью враг,
То живи на свете так!

Учитель: Зачитайте, какие факторы, негативно влияющие на работу ССС, вы выписали? Ответы учащихся.

Слайд 9. Учитель кратко раскрывает негативное влияние данных факторов на работу сердечно-сосудистой системы.

  • Алкоголь. Алкоголь возбуждает нервную систему и угнетает обмен веществ в мышечных волокнах. В результате пульс учащается, а сила и скорость сокращения сердца уменьшается, нагрузка на него возрастает. Это вызывается тем, что алкоголь усиливает выделение адреналина в кровь.
  • Курение. Никотин вызывает сужение кровеносных сосудов и тем самым способствует повышению кровяного давления. Статистика свидетельствует, что у курящих людей, вероятность возникновения инфаркта миокарда втрое выше, чем у некурящих.
  • Наркотики. Все наркотики приводят к износу сердца, сердечной недостаточности, старению сердца. Через 3-4 года приёма наркотиков подростком сердце будет напоминать сердце 80-летнего старика.
  • Стресс. Во время стресса происходит повышенный выброс катехоламинов (адреналина и т.д.). В результате учащается пульс, повышается АД. Сердце и сосуды находятся под повышенной нагрузкой. Повышается содержание холестерина в крови. Повышается риск развития ССЗ.
  • Переедание. Избыточный вес способствует повышенному артериальному давлению. Высокий уровень холестерина ведет к потере эластичности сосудов.
    Давайте допишем негативные факторы:
  • Гиподинамия - это недостаток двигательной активности. Вследствие чего не только слабеют мышцы сердца и тела, но и происходят другие нарушения в организме.
  • Экологические факторы. Плохая экология негативно влияет на работу сердца и сосудов.

Учитель: Какие же правила вы посоветовали бы соблюдать, чтобы не заболеть болезнями сердца и сосудов? Ответы учащихся.

Слайд 10. Учитель: Давайте запишем 5 правил ЗДОРОВОГО СЕРДЦА:

1. Есть овощи и фрукты!
2. Физкультура каждый день!
3. Контроль веса!
4. Не курить!
5. Отсутствие стресса!

5. Физкультминутка

Ученики выполняют упражнения для улучшения мозгового кровообращения по анимационным картинкам.

Слайд 11. Повороты головы влево-вправо.

Слайд 12. Полукруг головой слева направо.

6. Практическая работа

Учитель: Я думаю, что каждый из нас рождается с чувством откликаться на чужую боль. Иногда очень важно вовремя и правильно оказать помощь. При несчастных случаях рядом с пострадавшим, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Для того чтобы помочь пострадавшему, надо уметь, знать, тренироваться. И сегодня во второй части нашего урока мы научимся по признакам определять вид кровотечения и оказывать первую помощь.

Слайд 13. Учитель: Ребята, а что такое кровотечение? Ответы учащихся.

Учитель: Кровотечение - это истечение крови из повреждённых сосудов. В зависимости от того, какие сосуды повреждены, кровотечение бывает артериальным, венозным, капиллярным.

Слайд 14. Учитель: Сейчас каждая группа получает задание. Работает с дополнительными информационными листами.

  • 1 группа. Изучить признаки и первую помощь при капиллярном и носовом кровотечении.
  • 2 группа. Изучить признаки и первую помощь при артериальном кровотечении.
  • 3 группа. Изучить признаки и первую помощь при венозном кровотечении.

Всем заполнить таблицу по предложенному виду кровотечения. Представить результаты таблицы и продемонстрировать приёмы оказания первой помощи при данном кровотечении.

Учащиеся заполняют таблицу, пользуясь информационными листами. Приложение 3.

Через 7 минут учащиеся представляют результаты работы группы. Каждая группа демонстрирует приемы оказания первой помощи при данном кровотечении.

7. Подведение итогов урока

Учитель: Вы - большие молодцы! Сегодня на уроке мы узнали о причинах ССЗ, и что надо делать, чтобы наше сердце и сосуды оставались здоровыми, а также научились оказывать первую помощь при различных видах кровотечений.

Слайд 15. Учитель: А закончить наш урок я бы хотела стихотворением «Сердце» литовского поэта Эдуардаса Межелайтиса:

Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе - всё земное
Умещается в его пределы,
Потому-то нет ему покоя,
До всего ему есть дело.

8. Рефлексия

Слайд 16. Учитель: Ребята, определите степень своих достижений на уроке и выразите свое отношение к уроку с помощью нарисованного сердечка.

  • Красное сердце. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
  • Желтое сердце. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
  • Синее сердце. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. К ответу на уроке я был не готов.

9. Домашнее задание

Параграф 21, 22.

Выполнить письменно задания на стр. 103, 104 «Дополните предложения», «Отметьте верные утверждения».