Конспект урока литературного чтения в 1-м классе с применением кейс-технологии. Тема урока: "Русская народная сказка «Лиса и журавль»"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: литературное чтение, русские народные сказки, сказка «Лиса и журавль»


Цели: получить новый способ действия героев, основанный на жизненном опыте детей; закрепить знания о видах сказок.

Задачи:

  • познакомить учащихся со сказкой "Лиса и журавль";
  • развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения;
  • развивать навык выразительного чтения по ролям;
  • при работе в группах применить кейс-технологию;
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, стремление делать добрые дела.

УУД

Личностные:

  • осознавать значимость чтения;
  • испытывать потребность в систематическом чтении;
  • проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное;
  • высказывать свою точку зрения, уважать мнение собеседника.

Познавательные:

  • искать и находить нужную информацию в соответствии с заданием учителя,
  • определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;
  • формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;
  • планировать свою работу в соответствии с заявленной темой;
  • анализировать слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их произносить.
  • формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу с помощью применения кейс-технологии;

Регулятивные:

  • выполнять учебное действие в соответствии с целью, используя алгоритм;
  • осуществлять взаимопроверку; самооценку результата выполнения учебного задания;
  • формировать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки.

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
  • использовать речевые средства для представления результата деятельности:
  • умения ответить на поставленный вопрос;
  • объяснить значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы и антонимы к словам текста, использовать фольклорные изречения в пересказах и свободных высказываниях;
  • словесное иллюстрирование прочитанного;
  • составление краткого отзыва о прочитанном.

Оборудование: Кейсы для 6 групп, иллюстрации лисы и журавля.

1. Организационный момент (звучит музыка «В гостях у сказки»)

О чём-то скрипит половица,
И спицам опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.

2. Актуализация знаний

- Ребята, вы знаете, что сказки бывают разные. Они делятся на несколько групп. Назовите эти группы сказок.

- Ученики отвечают (народные, авторские, волшебные, о животных, бытовые). (Слайд)

3. Включение в систему знаний

Учитель: - Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой, а о ком она, вы узнаете, разгадав эти загадки.

Рыжая плутовка
Обманывает ловко.

Ученик: - Лиса (Слайд)

Учитель: - Следующая загадка.

Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.

Ученик: - Журавль (Слайд)

- Назовите тему сегодняшнего урока. (Д: Сказка «Лиса и журавль»)

4. Изучение нового материала

а) Слушание сказки (аудиозапись). 2,19 мин.

- Внимательно слушайте сказку. Постарайтесь услышать и запомнить непонятные слова.

- Понравилась ли вам сказка? Тогда будем разбираться. Какие непонятные слова вы услышали? (Ответы детей). Некоторые слова я вывесила на слайд.

б) Словарная работа. (Слайд). Сначала на экране слова столбиком, потом только показываю значение.

  • Куманек (кум) - крестный отец по отношению к родителям крестника.
  • Сама стряпала - сама приготовила пищу.
  • Не обессудь - не суди строго.
  • Потчевать - угощать.
  • Досада - обида, чувство неудовольствия.
  • Несолоно хлебала - обманулась в ожидании.
  • На родинах - на дне рождения у младенца.

- Какие слова вам еще были не понятны?

в) Чтение сказки учащимися по абзацам. (хорошо читающие) Открываем учебники на стр. 30 (три ученика).

г) Анализ сказки

- Какой группе сказок относится эта сказка? (о животных)

- Кто является главными героями сказки? (лиса и журавль)

- Правильно ли поступила лиса?

- Как повёл себя журавль?

- Итак, почему распалась дружба лисы с журавлём? (Ответы детей) Надо с другом поступать так, как хотел бы, чтобы с тобой поступили.

5. Физминутка

- Сказка ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок. А не были ли вы свидетелем истории такой, как у лисы и журавля, в жизни? Ведь сказка - это зеркало нашей жизни. (Ответы детей) Поэтому сказки надо читать. Русский народ сочинил тысячи сказок, где учит мудрости, доброте, любви и правильно жить.

(Если не было подобных историй, я говорю) Значит, вы ребята, молодцы, умеете дружить.

- А вот какая некрасивая история произошла с Леной и Мариной. (читает учитель)

Жили две подружки Лена и Марина.

Лена любила рисовать, посещать виртуальные музеи и рассматривать картины художников. Она была мечтательной и спокойной.

Марина любила лыжи. Она ходила на ежедневные тренировки и была подвижной, шустрой и активной девочкой.

Как-то раз Лена пригласила подружку в гости и предложила порисовать ее любимыми красками. Лена так увлеклась рисованием, что даже не заметила, что Марина заскучала. Она плохо рисовала, поэтому не любила это делать. Марина ходила по комнате, сидела в кресле, а потом, попрощавшись с Леной, ушла домой.

В субботу Марина пригласила Лену покататься на лыжах. Марина с радостью скатывалась с горки, прыгала с трамплина и получала удовольствие, и забыла про подружку. Лена плохо каталась на лыжах, а с горки скатываться у нее совсем не получалось. Она некоторое время ходила по лыжне и, сказавшись замерзшей, ушла домой.

С этого дня девочки стали редко видеться.

Почему так произошло? Как спасти дружбу девочек? Чтобы найти решение этой проблемы, мы будем работать в группах.

(Вспоминаем правила работы в группах, раздаю кейсы с заданиями.)

6. Работа в группах. Задания в кейсах

На выполнение задания дается 10 мин.

1 группа

1). Придумайте счастливый конец истории.

2). Составить СИНКВЕЙН на слово ЛИСА.

2 группа

1). Придумайте счастливый конец истории.

2). Восстановите последовательность событий в сказке, пронумеруйте эпизоды:

Лиса наварила манной каши.
Журавль приготовил окрошку.
С тех пор дружба врозь.
Журавль угощает лису.
Лиса угощает журавля.
Лиса с журавлём подружились.
Журавль пригласил лису в гости.
Лиса пригласила журавля в гости.

3 группа

1). Придумайте счастливый конец истории.

2). Составить СИНКВЕЙН на слово ЖУРАВЛЬ.

4 группа

1). Придумайте счастливый конец истории.

2). Чтение сказки по ролям. Распределите роли и разыграйте диалог.

5 группа

1). Придумайте счастливый конец истории.

2). Составить СИНКВЕЙН на слово СКАЗКА.

7. Выслушивание ответов групп

Проверка в 2 этапа.

I-слушаем у всех групп конец истории.

II-слушаем вторую часть задания.

Дополнительное задание для всех, если останется время.

Какая пословица подойдет для нашей сказки?

  • Делу время, потехе час.
  • За добро добром платят.
  • Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
  • Хороший гость дому радость.
  • Гостю щи не жалей, а побольше лей.
  • Умей в гости звать, умей и угощать.

8. Итог урока. Рефлексия

Наши герои сказки показали себя не с лучшей стороны. А как вы бы повели себя в этой ситуации?

Ребята, давайте подведем итог нашего урока. Закончите предложение.

  • Сегодня я на уроке…
  • У меня всё получилось…
  • Мне немного не ….

На примере русской народной сказки мы узнали для себя, что надо… (заботиться о своих друзьях, быть щедрым и внимательным).

Спасибо за работу!