Цели: познакомить с буквой й; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение; воспитывать чувство взаимоподдержки.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро − солнцу и птицам!
- Доброе утро − улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
2. Ритмическая часть
Психологический настрой (движение по кругу, держась за руки)
Тихо, тихо, очень тихо
Мы по кругу все пройдем.
Тихо, тихо, очень тихо
Мы усядемся вдвоем.
Просидим мы очень тихо
Может час, а может два.
Говорить мы будем тихо
Очень тихие слова (пальчик к губам).
3. Повторение
Хлопните 1 раз - гласный
Топните 1 раз - согласный
м, а, о, у, н, ё, ы, р, л, и, ю, н, э, е, я
4. Объявление темы и постановка целей урока
1. Отгадайте загадку.
Спозаранку за окошком -
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
Добегают до окраин,
А потом бегут назад.
Впереди сидит хозяин
И ногою бьет в набат.Поворачивает ловко
Рукоять перед окном.
Там, где надпись «Остановка»,
Останавливает дом.
То и дело на площадку
Входит с улицы народ,
А хозяйка по порядку
Всем билетики дает.
(Трамвай.)
Произнесите слово - отгадку, выделяя интонационно последний звук. Назовите этот звук. ([й'])
- Что вы про него знаете? (Буквы е, ё, ю, я в особых случаях обозначают два звука, один из которых [й'].)
- Звук [й'] обозначается буквами е, ё, ю, я, но есть и буква й.
5. Изучение нового материала
Работа по учебнику, с. 71-73.
1. Знакомство с буквой.
Сказка про Й
Собрались гласные и стали распределять между собой обязанности. Букве О достался широкий, открытый звук, букве И - тонкий, короткий, букве У - трубный, протяжный. Остальные гласные тоже получили по звуку. Одно И краткое ничего себе не выбрало. «Для чего мне звуки, - размышляло оно, слушая, как гласные совещаются. - Лучше жить тихо, безгласно. Это всегда спокойнее».
Спохватились гласные, что И краткому никакого звука не досталось. А ведь оно тоже имеет какой-то голос. Что делать?
- Знаешь что? - говорят ему. - Сходи-ка ты к согласным. У них звуков больше, может, и на твою долю хватит.
Подумало И краткое, зевнуло. Потом еще зевнуло и еще подумало.
- А мне, - говорит, - эти звуки вроде и ни к чему. У меня своих нагрузок хватит.
- Как же ты будешь жить без звука? - недоумевали гласные.
- А что, разве нельзя?
- Может, и можно, да неудобно как-то. Лучше ты все-таки сходи к согласным, авось что-нибудь и достанется.
Поколебалось И краткое, поколебалось, а потом смекнуло, что у согласных поменьше работы будет, да и голоса особого не потребуется, и говорит:
- Я согласный!
- Какой тебе звук? - спрашивают у него согласные.
Стоит И краткое, раздумывает: звонкий взять - голова будет болеть от звона, шипящий взять - будешь шипеть, наживешь врагов. Нет, лучше уж ничего не брать. Так И краткое решило и сказало:
- Все эти звуки мне ни к чему.
- До свидания, - говорят согласные, - ищи себе работу по нраву.
Без работы в алфавите не проживешь. Ходит И краткое, ищет, где бы пристроиться. А кто его возьмет! Он и не гласный, да и согласным быть не желает. Нет у него определенной профессии.
С трудом перебивается И краткое на подсобных работах. То поможет гласному А в Я превратиться, то слово закончит, а чтоб что-нибудь самостоятельно - этого нет. Трудно И краткому, хоть криком кричи. Может, оно и кричит, да разве его услышишь? Очень слабенький голос у него.
(А.Шибаев.)
- Понравилась сказка?
- На что похожа буква?
Эта буква не простая, голос краток и сердит,
Потому что запятая на ее плечах сидит.
- Рассмотрите букву Й. Нарисуйте портрет.
2. Звуко-буквенный анализ слов «чайка», «гайка».
- Рассмотрите схемы слов справа от рисунков на с. 71.
- Составьте звуко-буквенную модель слов «чайка», «гайка», используя фишки и изученные буквы.
- Итак, звук [й'] - согласный, т.к. во рту воздух встречает преграду.
- Какой буквой можно обозначить [й'] в этих словах?
- Замените в схемах слов фишки, обозначающие третьи звуки буквами.
- Сравните слова «чайка», «гайка». Объясните, чем они похожи? (5 звуков, 5 букв, 4 буквы одинаковые.)
- Чем различаются? (Первыми звуками, первыми буквами.)
- Продолжите ряд слов. (Чайка, гайка, майка, зайка, лайка, байка, сайка, шайка и т.п.)
3. Работа по учебнику. Чтение четверостишья Н.Кудыкиной (читающие дети).
- Какие буквы сравниваются в стихотворении? (и, й)
4. Чтение слов и предложений. Придумывание предложений к иллюстрации.
- Прочитайте на с. 71 слова внизу. Почему от каждой записи идет по две стрелки?
- Какие картинки подрисуем к слову рой? (рой пчел, ой яму)
- Прочитайте слова на с. 72 по столбцам.
- Рассмотрите иллюстрацию, придумайте предложения (два-три) к иллюстрации с пользованием слов: рой, улей, ой-ой-ой.
- Прочитайте предложения. Какое предложение подходит к иллюстрации? Сколько предложений?
- Какие предложения связаны между собой? Прочитайте.
5. Чтение по таблице слов, полученных в результате замены одной буквы. Чтение четверостишия С. Маршака.
- Прочитайте первое слово в таблице справа (с. 72). Посмотрите на вторую строку таблицы и назовите слово, которое получится, если в слове лей букву е поменять на букву а (лай).
- Продолжите чтение слов, помните, что пустые клеточки в слове, расположенные строкой ниже, означают, что эти буквы остаются неизменёнными.
- Назовите из прочитанных слов только те, в которых есть буква й (все слова).
- Назовите только те слова, в которых первый согласный твёрдый (все слова, кроме лей).
- Прочитаем четверостишие С.Маршака.
- Ответьте на вопрос С.Маршака.
6. Работа в тетради «Прописи № 2»
1. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Й, й. Тренировка в написании букв. Сравнение заглавных и строчных букв Й, й и И, и.
- На какую письменную букву похожа письменная заглавная буква Й?
- Чем она от нее отличается?
- На какую букву похожа строчная письменная буква й?
- Назовите элементы письменной заглавной буквы Й, пропишите букву.
- Назовите элементы письменной строчной буквы й, пропишите букву.
- Прочитать слова на с. 21 (лай, рой, май, мой).
- Обратите внимание на соединения букв в слове, пропишите каждое слово ещё раз.
- Пропишите слоги ой, ай, соблюдая последовательность.
- Прочитайте предложение на с. 20 - 21: Рем, не рой яму! Майя, не мой раму!
- Что заметили особенного?
- Спишите предложения.
- На чистой строке с. 20 запишем слова: май, мой, рой, рай, лай, лей, ной.
2. Письмо слогов, слов, предложений. Запись слов в соответствии с заданными моделями.
- Прочитайте слова на с. 21, написанные печатными буквами (нора, Лайма).
- Почему второе слово написано с заглавной буквы? (Имя девочки или кличка собаки.)
- Запишите эти слова письменными буквами, подчеркните гласные, согласные.
- Спишите предложение письменными буквами, на чистую строку, с. 21.
На доске: Мила и Роман у моря.
С. 22-23:
Разгадать кроссворд;
- Как называется картинка, рядом с которой стоит цифра 1? (Варианты разные, кто-то считает, что это малина, кто-то - ежевика.)
- Как же быть?
- Правильно, нужно проверить, какое слово подходит по количеству букв.
- Как будет записано первое слово - горизонтально или вертикально? (Вертикально.)
Проверяем.
Учитель медленно произносит слово, совмещая произношение каждого звука с продвижением на одну клеточку.
- Подошло слово малина, для слова ежевика клеточек маловато. Вписываем вертикально слово малина.
- Смотрим, как называется картинка, рядом с которой стоит цифра 2. (Кто-то может предложить слово лимон, кто-то - другое слово.)
- Что нужно сделать? (Проверить, в каком слове количество букв соответствует данному количеству клеточек.)
Аналогично дальнейшая работа.
- записать слова в порядке следования звуковых моделей;
- рядом с печатными буквами записать их письменные варианты;
- составить и записать слова из предложенных наборов букв (май, лай, лей, улей);
Какое из слов, которые вы составили (май, лай, лей, и чей), отличается ото всех остальных? (Улей - начинается с гласного звука, а остальные - с согласного; лей - в нем первый звук - мягкий согласный.)
- соотнести предложения и картинки в соответствии с содержанием прочитанных предложений;
- вспомнить алгоритм списывания предложений, списать любое из трёх предложений;
- записать под диктовку предложения: У Ирины - лимон. Рая ела лимон.
- записать письменными буквами слова: луна, лилия, линия, румяна, написанные на доске печатными буквами;
- записать слова под диктовку учителя.
Сейчас я буду диктовать слова, но записывать мы будем только те, в которых звук [й'] обозначается буквой й. Если слово нужно писать, вы хлопаете в ладоши, и мы его записываем, если слово писать не нужно, вы ничего не делаете и молчите, а я говорю следующее слово. Если буква не известна - ставим тире.
Примерный набор слов: зайка, маяк, юбка, тройка, каюта, моя, мой, поёт, пой, лейка, лайка, енот.
7. Рубрика «Это интересно!»
Буква й официально была введена в азбуку, как и буква э, в 1735 году, хотя ее начали употреблять гораздо раньше.
Почему эта буква называется и краткое?
Потому что составлена она была из буквы и, над которой писали значок, называемый кратка - и с краткой.
А потом, не понимая, что это за кратка, люди стали говорить и краткое.
8. Итог урока
Завершился наш урок.
И подводим мы итог.
- Что нового узнали на уроке?
Прощание.
Пусть живут здесь вместе с нами
Наши добрые дела,
А плохие пусть уходят,
Мы их гоним со двора.