Конспект урока обучение грамоте "Знакомство с буквой «В»"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: обучение грамоте, буква «В»


Цели деятельности педагога:

  • сформировать представление о букве В и звуках -в-, -вь-;
  • научить читать слова и слоги с этой буквой;
  • способствовать развитию фонематического слуха, памяти, образного мышления.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают правила выполнения звукобуквенного анализа слов; умеют различать печатный и письменный вариант написания буквы В, проводить поэлементный анализ.

Метапредметные:

  • Познавательные:
    • общеучебные - сравнение звукового состава слов, качественная характеристика слов;
    • логические: моделирование звуковой схемы слов.
  • Регулятивные:
    • умеют учитывать выделенные ориентиры деятельности, вносить необходимые коррективы в учебно-операционные действия.
  • Коммуникативные:
    • умеют строить понятные для слушателей высказывания, задавать вопросы, формулировать простые выводы.
  • Личностные:
    • понимают значение границ собственного знания и незнания; выражают готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в чтении.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности. Постановка учебной задачи

- Небольшая викторина.

Может белый быть и бурый,
Он густой гордится шкурой.
Любит рыбкою питаться
Или мёдом баловаться.
Громко может он реветь.
Что за зверь такой?
(Медведь)

Царь зверей его зовут,
В страхе от него бегут.
Грива пышная шикарна,
Красота его коварна:
Не погладишь, осмелев,
Ведь свиреп и грозен…
(Лев)

Их всегда легко узнать:
Цокают копытца,
Можно гриву потрепать
И верхом катиться.
Не опасные они,
Корм едят с ладони,
Очень ласковы с детьми.
Кто же это?
(Пони)

Знают все: она плутовка,
Кур таскать умеет ловко,
Промелькнёт хвост по двору
И запрячется в нору.
Яркий мех - её краса.
Очень хитрый зверь…
(Лиса)

Хоть родится из яйца,
Не похож он на птенца,
Так зубаста его пасть,
Что несложно в ней пропасть.
Лишь в мультфильме добр и мил,
В жизни страшен…
(Крокодил)

Как лошадка я красива:
У меня копыта, грива,
А окраска моя броска:
В чёрно-белую полоску.
(Зебра)

Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
(Волк)

Сероватый, зубоватый,
По полям рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк)

- Ребята, как вы догадались, что это волк? По каким признакам?

- Что еще знаете о волке?

Волк - опасный хищник. Он охотится на разных животных. Ест даже лягушек, мышей, ящериц. Разоряет птичьи гнезда на земле, поедает яйца. Нападают на домашних животных. Зимой живут целыми стаями.

- Но этого Серого волка вы можете не бояться, потому что он из русской народной сказки «Иван-Царевич и Серый волк». Кто читал или слушал эту сказку, расскажите.

- Верно. Волк помог Ивану-Царевичу добыть жар-птицу, златогривого коня, похитить Елену - Прекрасную. Вот и нам сегодня волк поможет познакомиться с новой буквой.
- Кто может назвать тему урока?

- Цель урока?

В - ВАЖНА И ВЕЛИЧАВА.
Очень много нужных слов
От неё берёт начало, словно реки от ручьёв.

- Назовите слова, которые начинаются на букву -В- .

2. Открытие нового знания

а) Звуковой анализ слов волны и ветка.

- Проведите анализ слова волны самостоятельно.

Коллективно проводится анализ слова ветка.

- Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой.

- Какой буквой можно обозначить эти два звука?

б) Игра «Живые буквы».

Проводится со словами «ветка» и «волны».

Цель игры: отработка умения соотносить звуковой и буквенный состав слов.

Учитель называет звуки: -вь- -а- -кь- -т- -э-. Выходят дети, у которых в руках буквы слова «ветка».

- Почему не получилось слова? (нет буквы к)

- Какой звук надо было назвать, чтобы буква встала на своё место?

- Теперь прочитайте слово.

- На место идет ученик, у которого буква:

  • Ударного гласного звука;
  • Первого твердого согласного;
  • Первого согласного;
  • Гласного безударного;
  • Четвертого звука.

Физминутка

3. Первичное закрепление. Работа по букварю

а) - Прочитайте слоги по строчкам, по столбцам, с мягким согласным звуком, с твёрдым согласным звуком.

- Прочитайте только те слова, в которых буква в обозначает твердый согласный звук.

- Прочитайте слова, в которых два слога, три слога.

б) Расшифровка слов. Анаграммы.

- Поставьте буквы в том порядке, который дан в таблице.

- Какие слова получились? (cлово, весна)

в) Чтение рассказа «Одна буква» А.Шибаев.

5. Итог урока. Рефлексия деятельности

- Назовите тему урока? Какая цель урока? Поднимите руку, кто достиг этой цели?