Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Оставим Ёлочку в лесу»

Разделы: Работа с дошкольниками, Патриотическое воспитание

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа


Задачи:

  • способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о природе;
  • расширять представления детей о хвойном лесе и его обитателях;
  • учить различать хвойные деревья (по хвое, коре, шишкам и т.д.);
  • закреплять отличительные признаки;
  • расширять словарный запас воспитанников словами: хвоя, хвойные деревья;
  • развивать у детей познавательный интерес к жизни хвойного леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;
  • развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища;
  • развивать фантазию, логическое мышление, умение решать противоречия, умение делать умозаключения и открыто высказывать свои идеи.
  • воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу;
  • воспитывать желание защищать природу.

Ход мероприятия

Организационный момент

Воспитатель - Здравствуйте, ребята, сегодня мы отправляемся в гости, но вот к кому и куда, вам придется догадаться самим.

Кто-то прислал мне на электронную почту письмо. Открываем письмо?

Ответы детей

Воспитатель - Что же это? (схема-карта). Здесь лежит карта-схема маршрута и подсказки.

Воспитатель - Первая подсказка, слушайте:

«Чтоб понять куда идти,
Слушай, думай и ищи…»

Ребята, сейчас мы услышим звуки, которые окружают нас. Нужно угадывать, где они звучат и по карте прокладывать путь по этим подсказкам. Мы не можем уместиться на карту сами, поэтому шагать по ней будут наши модели-дети. (Воспитатель показывает заранее приготовленные на картонной основе силуэты мальчика и девочки, закрепленные на магните). Слушаем первую запись. Она подскажет, откуда мы отправимся. (запись «шум города»). Дети ставят модель детей на рисунок «город». Далее поочередно звучат следующие записи, сопровождающиеся обсуждением и работой с картой-схемой: болото (кваканье лягушек), ручей (шум воды), луг (жужжание пчелы), и др., последний - лес (пение птиц).

Воспитатель - Ребята, куда же нас привела тропинка?

Ответы детей

Воспитатель -

Здравствуй, лес, дремучий лес.
Полный сказок и чудес.
Ты, о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
А что такое лес?

Ответы детей

Воспитатель - Какие деревья растут в лесу, вы помните? Давайте вспомним и назовем некоторые из них, сыграв в игру «К угаданному дереву беги».

Дидактическая игра «К угаданному дереву беги».

Воспитатель читает загадки про деревья, а ребята встают вокруг обруча на полу, в котором лежит картинка-отгадка.

Загадки:

1.

С моего цветка берёт
Пчелка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (липа)

2.

Что же за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (ель)

3.

У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки - только на макушке. (сосна)

4.

Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)

5.

Ах, этот долговяз,
В небо ветвями увяз,
Лист его широкий
и неравнобокий,
покружившись в небе,
лёг среди дороги. (вяз)

6.

У речек и в низинах
Они всегда растут,
Их прутья на корзины
И коробы идут. (липа)

7.

Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это... (клен)

Игра «Собери слово из букв»

Воспитатель - Ребята, если вы все правильно отгадали, то перевернув ответы-картинки, вы увидите на обратной стороне картинку. Сложите эту картинку, и вы узнаете, кто пригласил нас в лес.

(Дети складывают картинку и получают «ЛЕСОВИЧОК»)

Воспитатель - кто же нас пригласил в лес, скажем хором…

Дети - ЛЕСОВИЧОК.

Воспитатель -

Это я - седой старик,
Называюсь Лесовик.
Этот лес я сторожу,
За порядком здесь слежу.

Воспитатель - Ребята, давайте пройдём в гости к Лесовичку. Нам так нравится его прекрасный лес, он полон чудес и так красив в любое время года. Давайте полюбуемся на него.

Физминутка «Елка - елка - елочка»

Презентация: «Лес красив круглый год».

Беседа по просмотренной презентации, по впечатлениям детей.

Воспитатель - Ребята, отчего то наш Лесовичёк загрустил, стал задумчив? Что его может тревожит?

Ответы детей

Воспитатель - А тревожится наш хранитель леса о том, что совсем скоро ему придется с красавицами-елочками попрощаться.

Ох, без ели скуден лес,
Мало станет в нем чудес.
Жителям лесным как мать,
Мы можем это доказать…

Проводится игровое упражнение: «Зачем нужна ель обитателям леса».

Игровое упражнение: «Зачем нужна ель обитателям леса»

Дети выходят в центр группы к заранее оформленной «лесной полянке у ели». Берут по выбору маски обитателей леса: медведь, белка, заяц, еж, лиса, синичка, снегирь, клест, кукушка, жук короед, гусеница, муравей и т.п.

Воспитатель: Ребята, вы превратились в лесных жителей. Расскажите нам, зачем вам нужна ель?

(Дети рассказывают 1-2 предложениями, как важна ель в жизни выбранного животного: медведь - берлога; муравей - материал для постройки муравейника; белка - питание, дупло; еж, лиса, заяц - норка под корнями ели, птицы - гнездо, питание; и т.д.)

Воспитатель: Ребята, как же нам помочь Лесовичку и лесным обитателям? Как сохранить ель живой, уберечь ее от вырубки? Как нам встречать Новый год без живой ели?

Ответы детей

(Дети высказывают свои предложения по данной проблеме. Предлагают, пути выхода по сохранению ели в лесе и празднования Нового года без живой ели людям - покупка искусственных елей, изготовление елок своими руками из разных материалов).

Как итог: один ребенок читает стихотворение Ирины Токмаковой.

«Живи, елочка!»

Мне елку купили!
Мне елку купили
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень -
И она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто - ветру, метели,
Такой же красивой
Не спиленной ели!

Воспитатель - Ребята, давайте поможем обитателям леса и Лесовичку сохранить ёлочки в лесу. Давайте вместе с мамами и папами изготовим ёлочки своими руками и сохраним, тем самых сохраним ёлочки в лесу у Лесовичка. Пусть они растут на радость нам и лесным жителям. Прошу вас рассказать об этом всем, всем, всем. Давайте запомним на память девиз-напутствие:

Много леса - не губи,
Мало леса - береги,
Нет леса - посади.

Ребята танцуют под песню

«Я узнала маленький секрет,
Ёлочке не холодно зимой,
И не надо ёлочку, маленькую ёлочку
Забирать к себе домой.»