Игра - основной вид деятельности детей от трёх до семи лет. Огромное значение игры подчёркивали ведущие педагоги и психологи нашей страны.
«Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества». (Шацкий С.Т.)
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (Сухомлинский В.А.)
В общеобразовательной педагогике игра используется как один из методов организации учебной деятельности, как способ стимулирования познавательной деятельности детей, как приём контроля и диагностики эффективности обучения.
Главные преимущества игрового обучения:
- Привычная и любимая форма деятельности детей
- Прекрасный способ вовлечения в учебный процесс
- Развитие воображения и творческого начала
- Хорошо работает в групповых формах деятельности
- Высокий эмоциональный отклик учащихся
Хорошие игры должны обладать следующими критериями:
- Актуальность и точное попадание в возраст ребёнка
- Вариативность, дающая возможность повторения игры на каждом уроке
- Качественные компоненты и оформление
- Решение конкретных учебных задач и возможность встроить игру в учебный процесс
- Доступные правила и ограниченность по времени
Какие виды игровой деятельности можно использовать на уроках музыки и сольфеджио?
Приведу несколько примеров:
- Игра-действие: двигательные игры под музыку, элементы логоритмики, телесная перкуссия, круговые танцы, интонационные игры (например, «Живая гамма»), ритмические игры (например, «Сломанный телефон»).
- Игра-тренажер: музыкальные видео пособия, раскраски, тренажёры на запоминание и узнавание нот, длительностей, музыкальных инструментов, видеопартитуры.
Такие тренажёры отлично работают в онлайн-обучении.
- Настольная игра: музыкальные вариации на привычные настольные игры (например, «Ритмическое домино», нотные пазлы, игра-ходилка с различными музыкальными знаками).
- Игра-мотивация: листы достижений, которые ребёнок заполняет в конце урока, самостоятельно оценивая свои успехи.
Подводя итог, хочется отметить, что музыкальные игры, ориентированные на возрастные особенности учащихся, делают уроки музыки и сольфеджио многогранным, разнообразным, динамичным и помогают раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.