Игровая педагогика в музыкальном образовании

Разделы: Музыка, Дополнительное образование


Игра - основной вид деятельности детей от трёх до семи лет. Огромное значение игры подчёркивали ведущие педагоги и психологи нашей страны.

«Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества». (Шацкий С.Т.)

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (Сухомлинский В.А.)

В общеобразовательной педагогике игра используется как один из методов организации учебной деятельности, как способ стимулирования познавательной деятельности детей, как приём контроля и диагностики эффективности обучения.

Главные преимущества игрового обучения:

  • Привычная и любимая форма деятельности детей
  • Прекрасный способ вовлечения в учебный процесс
  • Развитие воображения и творческого начала
  • Хорошо работает в групповых формах деятельности
  • Высокий эмоциональный отклик учащихся

Хорошие игры должны обладать следующими критериями:

  • Актуальность и точное попадание в возраст ребёнка
  • Вариативность, дающая возможность повторения игры на каждом уроке
  • Качественные компоненты и оформление
  • Решение конкретных учебных задач и возможность встроить игру в учебный процесс
  • Доступные правила и ограниченность по времени

Какие виды игровой деятельности можно использовать на уроках музыки и сольфеджио?

Приведу несколько примеров:

  • Игра-действие: двигательные игры под музыку, элементы логоритмики, телесная перкуссия, круговые танцы, интонационные игры (например, «Живая гамма»), ритмические игры (например, «Сломанный телефон»).
  • Игра-тренажер: музыкальные видео пособия, раскраски, тренажёры на запоминание и узнавание нот, длительностей, музыкальных инструментов, видеопартитуры.

Такие тренажёры отлично работают в онлайн-обучении.

  • Настольная игра: музыкальные вариации на привычные настольные игры (например, «Ритмическое домино», нотные пазлы, игра-ходилка с различными музыкальными знаками).
  • Игра-мотивация: листы достижений, которые ребёнок заполняет в конце урока, самостоятельно оценивая свои успехи.

Подводя итог, хочется отметить, что музыкальные игры, ориентированные на возрастные особенности учащихся, делают уроки музыки и сольфеджио многогранным, разнообразным, динамичным и помогают раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.