Урок литературного чтения в 3-м классе. Тема: "Жанровое многообразие произведений Л.Н.Толстого: сказки, рассказы, басни, быль"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: литературное чтение, Л.Н.Толстой


Раздел: Творчество Л.Н.Толстого (10 ч).

Учебник Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение.

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; понимать смысл произведения; прививать любовь к чтению.

Планируемые результаты:

  • предметные: прогнозировать содержание произведения; знать и перечислять произведения Л.Н.Толстого, понимать главную мысль произведения, находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, осуществлять самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе заданного материала;
  • метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, работать с текстом (осмысление структурных особенностей; характеристика героев произведения; понимание главной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре и группе;
  • личностные: осмыслять понятия благородство, дружба, понимание, сочувствие, проявлять интерес к произведениям Л.Н.Толстого.

Оборудование: ноутбук, цветной принтер, книги писателя, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

(улыбнитесь всем гостям, пожмите руку соседу по лицу, похлопайте по плечу соседу и пожелайте всем удачи)

II. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а, о, у, и, е, я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

(Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.

III. Сообщение темы и постановка целей урока (текст на парте)

- Прочитайте способом «птичий базар».

- Прочитайте медленно, затем с ускорением (начиная быстро, затем замедляя темп чтения; быстро, скороговоркой; выразительно).

IV. Как вы думаете, кто автор этого рассказа?

Если вы правильно расшифруете, то узнаете, кто из великих людей сказал то, что вы сейчас читали. (Лев Николаевич Толстой.)

5

А

Б

В

Г

Д

Е

4

Ж

3

И

Й

К

Л

3

М

Н

О

П

Р

С

2

Т

У

Ф

X

П

Ч

1

Ш

Щ

Ь

Э

Ю

Я

1

2

3

4

5

6

6, 4; 6, 5; 3, 5.
2, 3; 3, 4; 5, 4; 3, 3; 6, 4; 1,5; 6, 5; 3, 5; 3, 4; 6, 2.
1, 2; 3, 3; 6, 4; 6, 3; 1, 2; 3, 3; 4, 4.

- Итак, сегодня и следующие несколько уроков мы посвятим Льву Николаевичу Толстому.

- Что мы знаем об этом писателе? Какие произведения читали?

- Определите цели и задачи уроков, посвященных этому писателю.

V. Работа по теме урока

Запишите в тетрадь: Лев Николаевич Толстой

- Откройте учебник на с. 120-121. Прочитайте рассказ о нем.

Напишите на каждую букву слово из текста

Работа №1 с гостями

Дети пишут, кто первый справился - помогает другому…

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа в группах

  • 1 группа: Работают с ноутбуком, находят, приводят в нор вид информацию про Толстого. Работа №2 с гостями:
  • 2 группа: «Лгун» (Басня)
  • 3 группа: «Старый дед и внучек» (Сказка)
  • 4 группа: «Филиппок» (Быль)
  • 5 группа: (Былина)
  • 6 группа: выбирают ФИО из набора разных карточек-раскрашивают и на доску:
  • 7 группа: все оставшиеся дети читают текст с решёткой, цепочкой

Каждый текст дети договариваются, как будут читать, либо цепочкой, либо по ролям.

VIII. Выступление каждой группы

(после выступления группы - дети делают вывод, какой жанр произведения прозвучал)

Пальчиковые кинезиологические упражнения - после каждой группы.

Дети заполняют таблицу (у каждого на столе) жанры произведения (Какое произведение прозвучало, все либо подписывают или закрашивают нужный жанр).

Вывод: Лев Николаевич Толстой написал много произведений разных жанров.

VIII. Рефлексия

Работа по тексту - карточка с хвостами…..

IX. Подведение итогов урока

Я благодарна вам за работу на уроке, вы были замечательные слушатели, мыслители, помощники, вас было интересно слушать.

Дома приготовите сообщение о творчестве Льва Николаевича.

Лев Толстой очень любил свою маму, хоть и совсем её не помнил, вы тоже любите своих мам, в эти выходные праздник мам, и вы должны их поздравить.

15 детей с книгами Толстого строятся у доски (выставка) читают стихотворение про маму, выполняют поклон и выходят из класса.

Кто с нами с самой колыбели,
Здоровье наше бережет,
Накормит вовремя, оденет
И песню ласково споет?
Кто тщательно готовит к школе,
Спеша способности развить,
Кто укрепляет силу воли,
Упорным помогает быть?
Кто учит с нами все уроки
И объяснит, что пропустил,
Доклады, рефераты в сроки
Готовит, не жалея сил?
Чей дом открыт для всех подружек,
Для одноклассников, друзей?
И чей совет нам очень нужен
Среди тяжелых, трудных дней?
Кто любит нас всем сердцем, нежно,
И кто наш самый лучший друг,
Забота чья о нас безбрежна,
Кто ловит каждый сердца стук?
Конечно, мама. И сегодня
Все поздравленья матерям,
И будущим, и настоящим!
Низкий поклон, спасибо вам!