Раздел: Творчество Л.Н.Толстого (10 ч).
Учебник Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение.
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; понимать смысл произведения; прививать любовь к чтению.
Планируемые результаты:
- предметные: прогнозировать содержание произведения; знать и перечислять произведения Л.Н.Толстого, понимать главную мысль произведения, находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, осуществлять самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе заданного материала;
- метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, работать с текстом (осмысление структурных особенностей; характеристика героев произведения; понимание главной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре и группе;
- личностные: осмыслять понятия благородство, дружба, понимание, сочувствие, проявлять интерес к произведениям Л.Н.Толстого.
Оборудование: ноутбук, цветной принтер, книги писателя, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
(улыбнитесь всем гостям, пожмите руку соседу по лицу, похлопайте по плечу соседу и пожелайте всем удачи)
II. Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
а) вдох, на выдохе: а, о, у, и, е, я;
б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;
(Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).
Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.
III. Сообщение темы и постановка целей урока (текст на парте)
- Прочитайте способом «птичий базар».
- Прочитайте медленно, затем с ускорением (начиная быстро, затем замедляя темп чтения; быстро, скороговоркой; выразительно).
IV. Как вы думаете, кто автор этого рассказа?
Если вы правильно расшифруете, то узнаете, кто из великих людей сказал то, что вы сейчас читали. (Лев Николаевич Толстой.)
5 |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
4 |
Ж |
3 |
И |
Й |
К |
Л |
3 |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
2 |
Т |
У |
Ф |
X |
П |
Ч |
1 |
Ш |
Щ |
Ь |
Э |
Ю |
Я |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
6, 4; 6, 5; 3, 5.
2, 3; 3, 4; 5, 4; 3, 3; 6, 4; 1,5; 6, 5; 3, 5; 3, 4; 6, 2.
1, 2; 3, 3; 6, 4; 6, 3; 1, 2; 3, 3; 4, 4.
- Итак, сегодня и следующие несколько уроков мы посвятим Льву Николаевичу Толстому.
- Что мы знаем об этом писателе? Какие произведения читали?
- Определите цели и задачи уроков, посвященных этому писателю.
V. Работа по теме урока
Запишите в тетрадь: Лев Николаевич Толстой
- Откройте учебник на с. 120-121. Прочитайте рассказ о нем.
Напишите на каждую букву слово из текста
Работа №1 с гостями
Дети пишут, кто первый справился - помогает другому…
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа в группах
- 1 группа: Работают с ноутбуком, находят, приводят в нор вид информацию про Толстого. Работа №2 с гостями:
- 2 группа: «Лгун» (Басня)
- 3 группа: «Старый дед и внучек» (Сказка)
- 4 группа: «Филиппок» (Быль)
- 5 группа: (Былина)
- 6 группа: выбирают ФИО из набора разных карточек-раскрашивают и на доску:
- 7 группа: все оставшиеся дети читают текст с решёткой, цепочкой
Каждый текст дети договариваются, как будут читать, либо цепочкой, либо по ролям.
VIII. Выступление каждой группы
(после выступления группы - дети делают вывод, какой жанр произведения прозвучал)
Пальчиковые кинезиологические упражнения - после каждой группы.
Дети заполняют таблицу (у каждого на столе) жанры произведения (Какое произведение прозвучало, все либо подписывают или закрашивают нужный жанр).
Вывод: Лев Николаевич Толстой написал много произведений разных жанров.
VIII. Рефлексия
Работа по тексту - карточка с хвостами…..
IX. Подведение итогов урока
Я благодарна вам за работу на уроке, вы были замечательные слушатели, мыслители, помощники, вас было интересно слушать.
Дома приготовите сообщение о творчестве Льва Николаевича.
Лев Толстой очень любил свою маму, хоть и совсем её не помнил, вы тоже любите своих мам, в эти выходные праздник мам, и вы должны их поздравить.
15 детей с книгами Толстого строятся у доски (выставка) читают стихотворение про маму, выполняют поклон и выходят из класса.
Кто с нами с самой колыбели,
Здоровье наше бережет,
Накормит вовремя, оденет
И песню ласково споет?
Кто тщательно готовит к школе,
Спеша способности развить,
Кто укрепляет силу воли,
Упорным помогает быть?
Кто учит с нами все уроки
И объяснит, что пропустил,
Доклады, рефераты в сроки
Готовит, не жалея сил?
Чей дом открыт для всех подружек,
Для одноклассников, друзей?
И чей совет нам очень нужен
Среди тяжелых, трудных дней?
Кто любит нас всем сердцем, нежно,
И кто наш самый лучший друг,
Забота чья о нас безбрежна,
Кто ловит каждый сердца стук?
Конечно, мама. И сегодня
Все поздравленья матерям,
И будущим, и настоящим!
Низкий поклон, спасибо вам!