Пояснительная записка
Проверочные задания для тематического и промежуточного контроля по теме «Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)». В зависимости от использования УМК может применяться в 9 или 11 классах. Возможно использование при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по истории.
Часть 1
1. Каковы были последствия просчетов высшего руководства СССР в подготовке к ВОВ?
- новый виток репрессий в стране
- для руководства СССР нападение Германии стало внезапным
- СССР оказался в международной изоляции
- резкая смена курса политики
2. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите год, к которому относятся описываемые события.
«Обстановка того времени оставалась для нашей страны весьма трудной. Под пятой фашистских оккупантов находились Прибалтика и Белоруссия, Украина и Молдавия, западные и южные области Российской федерации. Враг продолжал блокаду Ленинграда, держал крупные силы войск неподалеку от Москвы. Накопленные с большим напряжением стратегические резервы были израсходованы... Обстановку усугубил неудачный для наших войск исход боевых действий под Ленинградом, Харьковом и в Крыму».
- 1941 г.
- 1942 г.
- 1943 г.
- 1944 г.
3. Летчик, совершивший первый ночной таран на территории СССР:
- Н.Ф. Гастелло
- И.Н. Кожедуб
- А.И. Покрышкин
- В.В. Талалихин
4. В чем состоит вклад СССР в победу во Второй мировой войне?
- советские войска разгромили Квантунскую армию
- на Восточном фронте вермахт потерял % личного состава, танков, артиллерии, авиации
- незначительная часть решающих сражений Второй мировой войны произошли на советско-германском фронте
- на советско-германском фронте удерживалось около 14 сухопутных сил Германии
5. Прочтите отрывок из высказывания советского деятеля искусств и укажите его фамилию.
«Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом... Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте... Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду - я посвящаю свою 7-ю симфонию».
- А.В. Александров
- С.С. Прокофьев
- А.И. Хачатурян
- Д.Д. Шостакович
6. Картину «Александр Невский» написал:
- А.А. Дейнека
- С.В. Герасимов
- П.Д. Корин
- М.И. Авилов
7. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
- Львовско-Сандомирская операция
- Ровно-Луцкая операция
- Ясско-Кишиневская операция
- Житомирско-Бердичевская операция
- открытие второго фронта союзными войсками в Нормандии
8. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические • события, в правильной последовательности в таблицу.
- план «Багратион»
- план «Цитадель»
- план «Оверлорд»
- план «Уран»
- план «Тайфун»
9.
- Сталинградская битва
- Берлинская операция
- Ялтинская конференция
- битва за Днепр
- операция «Кольцо»
- встреча союзных армий у р. Эльба
10. Кто из перечисленных полководцев был репрессирован и восстановлен в звании в ВОВ? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
- А.В. Горбатов
- И.С. Конев
- К.К. Рокоссовский
- Ф.И. Толбухин
- К.А. Мерецков
- Р.Я. Малиновский
11. Установите соответствие между полководцами и их деятельностью: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
А) командовал парадом Победы 24 июня 1945 г.
Б) командовал прорывом «линии Маннергейма»
В) командующий дивизией в битве за Москву
Г) командующий войсками в войне с Японией
- А.М. Василевский
- И.В. Панфилов
- ГК. Жуков
- К.К. Рокоссовский
- С.К. Тимошенко
А |
Б |
В |
Г |
12. Установите соответствие между германскими военными и их деятельностью: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
А) Э. Роммель
Б) Ф. Паулюс
В) X. Гудериан
Г) В. Кейтель
- командующий германскими войсками в Сталинградской битве
- командующий германскими войсками в Африке
- подписал акт о капитуляции Германии
- шеф гестапо
- командующих бронетанковыми войсками в битве за Москву
А |
Б |
В |
Г |
13. Установите соответствие между советскими военными и их деятельностью: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
А) генерал, зверски замучен в концлагере
Б) самый результативный снайпер в ходе Сталинградской битвы
В) стрелок-автоматчик, закрыл своей грудью амбразуру немецкого дзота
Г) командир группы бойцов, оборонявший дом в центре Сталинграда
- А.М. Матросов
- Я.Ф. Павлов
- Д.М. Карбышев
- Л.М. Павлюченко
- В.Г. Зайцев
А |
Б |
В |
Г |
14. Ниже приведен перечень фамилий. Все они, за исключением одной, обозначают пионеров-героев.
- В. Котик;
- Космодемьянская;
- М. Казей;
- 3. Портнова;
- Л. Голиков;
- А. Чекалин.
Найдите и запишите порядковый номер фамилии героя, не являющегося пионером
Ответ:…………………
15. Ниже приведен перечень фамилий. Все они, за исключением одной, обозначают маршалов СССР.
- Ф.И. Толбухин;
- Л.А. Говоров;
- С.М. Буденный;
- А.В. Горбатов;
- Р.Я. Малиновский;
- К.Е. Ворошилов.
Найдите и запишите порядковый номер фамилии военного, не ставшего маршалом СССР.
Ответ:………………..
16. Ниже приведен перечень фамилий. Все они, за исключением одной, обозначают командиров партизанских отрядов в ВОВ.
- А.Н. Сабуров;
- П.М. Машеров;
- С.А. Ковпак;
- Д.Н. Медведев;
- Н.И. Кузнецов;
- А.Ф. Фёдоров.
Найдите и запишите порядковый номер фамилии партизана, не являющегося командиром партизанского отряда.
Ответ:…………………..
17. Ниже приведен перечень фамилий. Все они, за исключением одной, обозначают выдающихся летчиков в ВОВ.
- А.И. Покрышкин;
- В.П. Чкалов;
- В.В. Талалихин;
- Н.Ф. Гастелло;
- А.П. Маресьев;
- И.Н. Кожедуб.
Найдите и запишите порядковый номер фамилии летчика, относящегося к другому историческому периоду.
Ответ:…………………..
18. Напишите пропущенное слово.
- это программа «освоения» Восточной Европы, разработанная гитлеровцами до ВОВ, по которой предполагалось уничтожить до 40 млн. населения СССР, а остальных превратить в рабов и переселить в Сибирь.
Ответ:…………………..
19. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
Участники событий
|
Дата |
Событие |
М.И.Кантария, И.А. Егоров |
_______________(А) |
водружение советского флага над Рейхстагом |
___________________(Б) |
25 апреля 1945 г |
соединение союзных войск на р. Эльба |
___________________(В) |
_______________(Г) |
бой у разъезда Дубосеково |
___________________(Д) |
22 июня -
|
_____________________________(Е) |
Пропущенные элементы:
- И.С.Конев, Н.Ф.Ватутин
- танковое сражение под Прохоровкой
- В.Г.Клочков, И.Е.Добробабин
- И.Н.Зубачев, Е.М.Фомин
- 7 ноября 1941 г.
- 16 ноября 1941 г.
- 2 мая 1945 г.
- оборона Брестской крепости
- Д.Эйзенхауэр
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
20. Прочтите отрывок из сочинения историка.
«Рассредоточение советских войск обернулось их поражениями. Они не смогли разблокировать Ленинград; под Волховом была разбита 2-я ударная армия и взят в плен ее командующий генерал А.Власов. Самодурство и некомпетентность сталинского комиссара Л. Мехлиса привели к разгрому советских войск под Керчью, где в плен попало около 175 тысяч человек.
Катастрофа постигла наступавшие на Харьков войска Юго-Западного фронта под командованием С.Тимошенко. Сталин не внял предупреждению члена Военного совета фронта Н.Хрущева о том, что советским войскам грозит окружение, и не разрешил отступать. Дело закончилось их разгромом и пленением 200 тысяч человек.
Всего в немецкий плен попало 5,7 миллионов советских воинов, причем 3,4 миллиона -... Был издан приказ Ставки Верховного Главнокомандования № 270 от 16 августа».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
- Член Военного совета фронта, о котором идет речь в тексте, после ВОВ был репрессирован.
- События, которые описываются в тексте, произошли в 1943 г.
- Приказ объявлял всех военных, попавших в плен «изменниками Родины».
- Блокада Ленинграда была окончательно снята в январе 1943 г.
- Войска Юго-Западного фронта потерпели поражение при наступлении на Харьков.
- Генерал А. Власов перешел на сторону противника.
Часть 2
21. Культура в годы Великой Отечественной войны СССР продолжала развиваться. Укажите не менее трех особенностей этого явления. Назовите не менее трех представителей искусства этого времени.
22. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Государства-сателлиты Германии выступили против СССР, так как у них не было, возможности противостоять нацистскому режиму».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) ...
2) ...
Аргументы в опровержение:
1)…
2)…
Ответы к тематическому тесту
Часть 1
1 - 2
2 - 2
3 - 4
4 - 1
5 - 4
6 - 3
7 - 42513
8 - 54231
9 - 236
10 - 135
11- 4521
12 - 2153
13 - 3512
14 - 215 - 4
16 - 5
17 - 2
18 - Ост
19 - 793648
20 - 356
Часть 2
21. Особенности:
- возрождение патриотизма;
- ослабление гонений инакомыслящих;
- власть стремилась мобилизовать духовные силы народа. Представители искусства: А.А.Ахматова, Л.Русланова, Л.Утесов.
22. Аргументы в подтверждение:
- страны-сателлиты надеялись решить территориальные вопросы за счет СССР;
- страны Восточной и Центральной Европы изначально отрицательно относились к социалистическому строю в СССР.
Аргументы в опровержение:
- советско-финская война 1939-1940 гг.;
- отторжение у Румынии в пользу СССР Бессарабии в 1940 г.