Конспект занятия по развитию речи "Кошкин дом"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: игра-драматизация, подготовительная группа


Для детей подготовительной группы.

ОО: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: развитие речи детей через игру драматизацию сказки «Кошкин дом».

Задачи:

Обучающая:

  • продолжать формировать умение детей содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;
  • закреплять умение детей драматизировать сказку, на примере сказки Маршака «Кошкин дом».

Развивающая:

  • развивать слуховое внимание;
  • развивать интерес к сценическому искусству;
  • развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость.

Воспитывающая:

  • воспитывать любовь к художественной литературе;
  • поощрять желание детей участвовать в драматизации сказок.

Словарная работа: привратник, сиротки,загривок,сливки, рогожка, бездомный, тесновато, скоротать, поболтать…

Предварительная работа: знакомство с биографией и творчеством С.Я.Маршака, чтение сказки С.Я.Маршака «Кошкин дом».

Оборудование: ширма «Дом», костюмы для сказочных героев, стол с посудой и муляжами овощей и фруктов, метла и веник.

Действующие лица: кошка, кот, петух, курица, коза, козел, свинья, сказочник, 2 котенка.

Планируемый результат: дети инсценируют сказку С.Я.Маршака «Кошкин дом».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие туда, где происходят чудеса и превращения, где оживают деревья и начинают говорить звери и вещи, куда мечтают попасть и взрослые и дети. Как вы думаете, что это?

Дети: это театр.

Воспитатель: верно. А попадем мы туда с помощью волшебной палочки. Закройте глаза, а я произнесу волшебные слова:

Раз, два, три повернись
В нашем театре окажись.

Мы с вами будем актерами и покажем сказку. А что за сказка мы узнаем, если отгадаем загадку про главного героя.

Позову - и подойдет, на колени ляжет,
Если очень попрошу, сказку мне расскажет.
Мягонькая шерстка, круглые глазищи,
И расходятся от щек длинные усищи.
Трется ласково у ног, если кушать хочет,
Любит лапкой покатать бабушкин клубочек.
(Кошка)

Воспитатель: сегодня мы вспомним сказку «Кошкин дом», которую написал Самуил Яковлевич Маршак.

Сказочник - ребенок

Тили- тили- тили-бом!
Был у кошки новый дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А кругом широкий двор,
С четырёх сторон забор.
Про богатый - Кошкин дом
Мы и сказку поведём.
Посиди да погоди -
Сказка будет впереди.

(Выходит кошка важно шагает, вдруг раздается стук в дверь)

Сказочник:

А кто там стучится? (Выходят котята)
Да это же котята.

(сказочник раздает котятам ложки)

Игра «Ритмическое эхо»

Воспитатель отстукивает ритм, дети повторяют.

Котята:

Тётя, тётя Кошка,
Выгляни в окошко,
Есть хотят котята
Ты живёшь богато.
- Обогрей нас, Кошка,
Покорми немножко.

Кот Василий:

Кто там стучится у ворот?
Я - Кошкин дворник, старый кот!

Котята: Мы Кошкины племянники!

Кот Василий:

Вот я вам дам на пряники!
У нас племянников не счесть,
И всем охота пить и есть!

Котята:

Скажи ты нашей тётке:
Мы круглые сиротки,
Изба у нас без крыши,
А пол прогрызли мыши,
И ветер дует в щели,
А хлеб давно мы съели…
Скажи своей хозяйке...

Кот Василий:

Пошли вы, попрошайки!
Небось хотите сливок?
Вот я вас за загривок! (котята убегают)

Кошка:

С кем говорил ты, старый кот,
Привратник мой Василий?

Кот Василий:

Котята были у ворот -
Поесть они просили.

Кошка:

Какой позор! Была сама
Котёнком я когда-то.
Тогда в соседние дома
Не лазали котята.
Чего от нас они хотят,
Бездельники и плуты?
Для голодающих котят
Есть в городе приюты!

(в гости к кошке пришли гости: петух, курица, коза, козел, свинья)

Сказочник

- К богатой Кошке гость пришёл,
Известный в городе Козёл.
С женой седой и строгой,
Козою длиннорогой.

Козёл

- Моё почтенье, Кошка,
Промокли мы немножко.
Застиг нас дождик на пути.
Пришлось по лужам нам идти.

Коза

- Да, мы сегодня с мужем
Всё время шли по лужам.
И вот пришли мы, взглянуть на ваш чудесный дом.
О нём весь город говорит.

Кошка - Мой дом для вас всегда открыт!

Входят Петух и Курица. Козел и коза садятся на стульчики.

Петух - Благодарю, ку-ка-ре-ку!

Кошка - А вас, кума Наседка, я вижу очень редко.

Курица

- Ходить к вам, право нелегко.
Живёте очень далеко.
Мы добрые наседки такие домоседки.

Кошка

- Здорова, тётушка свинья,
Как ваша милая семья?

Свинья

- Спасибо, кошечка, хрю-хрю
От всей души благодарю:
Я и семья покуда, живём совсем не худо.
Своих малюток - поросят,
Я посылаю в детский сад.
Мой хряк следит за домом,
А я хожу к знакомым.

Кошка

- Добро пожаловать, друзья! Я вам ужасно рада!
Здесь у меня столовая,
Вся мебель в ней дубовая.
Вот это стул - на нём сидят.
Вот это стол - за ним едят.

Коза

- Сказать, по правде, мы с козлом,
Есть не привыкли за столом.

Козёл - Мы любим на свободе обедать в огороде. (Появляются котята и поют)

Котята

- Тётя, тётя Кошка, выгляни в окошко.
Ты впусти нас ночевать,
Уложи нас на кровать,
На скамейку или печь,
Или на пол можем лечь.

1-й котёнок - А укрой рогожкой, тётя, тётя Кошка.

Козёл

- Друзья, уже пора нам в путь,
Хозяйке надо отдохнуть.

Курица - Какой прекрасный был приём!

Петух - Какой чудесный Кошкин дом!

Свинья

- Прощай, хозяюшка, хрю-хрю,
Я от души благодарю.
Прошу вас в воскресенье,
Ко мне на день рожденье.

Курица - А я прошу вас в среду пожаловать к обеду.

Коза

- А мы попросим вас прийти
Во вторник, вечером, к шести.
На наш пирог козлиный.

Кошка

- Спасибо за компанию,
Прощайте, до свиданья.

Сказочник: Тили, тили, тили бом погорел у кошки дом!»

Сказочник:

«…Вот шагает по дороге
Кот Василий хромоногий.
Спотыкаясь, чуть бредёт,
Кошку под руку ведёт.»

Сказочник: ходили они, ходили голодные, замершие, пока не увидели

«…Избу без крыши,
Где пол прогрызли мыши…»

Сказочник

- И не знала тётя Кошка,
Что в избушке у окошка -
Двое маленьких котят,
Под окошечком сидят».

1-й котёнок - кто там стучится у ворот?

Василий

- Я, кошкин дворник, старый кот,
Прошу у вас ночлега, укройте нас от снега.

Котята:

1 котенок - Ах, кот Василий это ты, с тобою тетя кошка?

1 и 2 котенок

- А мы весь день до темноты
Стучали к вам в окошко

2 котенок

- Ты не открыл для нас вчера калитки.
Старый дворник!

Кот - Какой я дворник без двора я нынче беспризорник!

Кошка

- Простите, если я была пред вами виновата.
Теперь наш дом сгорел дотла, впустите нас, котята.

1-й котёнок

- Ну что поделать! В дождь и в снег
Нельзя же быть без крова,
Кто сам просился на ночлег, скорей поймёт другого.

2 котенок

- Да ведь у нас убогий дом, ни печки нет, ни крыши.
Почти под небом мы живём, а пол прогрызли мыши.

Кот

- А мы, ребята, вчетвером, авось починим старый дом.
Я и печник, и плотник, и на мышей охотник.

Кот

- Непременно ставить нужно.
Ну-ка, сильно! Ну-ка, дружно!
Всей семьею вчетвером.
Будем строить новый дом!»

Кошка:

Скоро будет новоселье!
На всю улицу веселье!
«Тили-тили-тили-бом!
Приходите в новый дом!»

Воспитатель: а теперь, ребята, с помощью волшебной палочки мы с вами вернемся в группу. Закройте глазки.

Раз, два, три повернись
В нашей группе окажись.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть актерами? Какую сказку вы сегодня показывали? Кто её написал? Кто помнит, кем был кот Василий? (привратник). Кто такой привратник? Кот Василий предлагал котятам сливки. Что это? В какой сказке герои тоже строили все вместе дом? (Теремок). Молодцы, ребята. Я предлагаю Вам нарисовать дом, где могли бы жить Кошка, Кот Василий и котята, и устроим выставку.