Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
Цель:
- Усвоение учащимися исторических фактов, связанных с восстановлением хозяйства после ВОВ;
- Выяснить причинно-следственные связи между международной ситуацией и целями государства во внутренней политике;
- Развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, анализировать и систематизировать информацию.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока
1. Актуализация имеющихся знаний
Что помогло победить нашей стране в войне?
На что надеялись люди после войны?
2. Проблемный вопрос
Просмотри фрагмент фильма «Кубанские казаки» 1949 г. (фрагмент ярмарки) и ответь на вопросы (устно):
- Какова жизнь после войны?
- Каковы чувства людей после войны?
Прочти документ и ответь на вопрос (устно):
- Какова жизнь после войны?
- Каковы чувства людей после войны?
Документ
Из воспоминаний советских людей
«Питание обходится дорого, а семья из пяти человек. Семье денег не хватает. Ждали, будет лучше, а теперь опять трудности, да когда ж мы их переживем?» (Бердников, рабочий, Москва)
«Жизнь-то краше становиться, веселее. На сто рублей зарплату увеличили, а 600 отняли. Довоевались, победители!» (А.П.Лопаткин, служащий)
«Да, мы были мальчишки 17-18 лет, и были страшные годы 1946, 1947-й. Люди пухли от голода и умирали не только в селах и деревнях, но и городах, разбитых войной, таких, как Воронеж. Они ходили толпами - опухшие матери с опухшими от голода детьми… И отвратительно было в это время читать газеты о счастливой жизни советских людей» (Воспоминания Жигулина А.В. Руководителя воронежской молодежной группы)
Проблема:
- В чем противоречие жизни после войны?
- Почему возникла такая разница в оценке?
3. Освоение нового знания
- Какие задачи стоят перед государством в экономике после войны?
Задание в формате ЕГЭ (устно в виде диалога и пояснения с учителем): ещё до окончания Великой Отечественной войны советское руководство задумалось о мерах по преодолению вызванных войной разрушений и хозяйственной разрухи. Возникли предложения об использовании опыта, связанного с проведением новой экономической политики в 1920-х гг. Это предполагало частичное возрождение рыночных механизмов в экономике. Однако начавшаяся в 1946 г. четвёртая пятилетка проводилась на принципах форсированной индустриализации и сохранения прежней (довоенной) экономической модели. Приведите не менее трёх объяснений, почему возобладал именно этот подход.
Западные эксперты и экономисты предрекали восстановление СССР в течении 40-50 лет. Но они учли не все факторы восстановления или источники быстрого промышленного производства:
Вместе с детьми в форме диалога перечисляем, что стало источником (устно в виде диалога) / директивная экономика - репарации, героизм народа, труд заключенных, деревня
4. Итоги восстановления хозяйства
К 1950 г. промышленное производство в стране превзошло довоенные показатели и увеличилось на 73 %.
В начале 1950-х гг. сельское хозяйство с трудом достигло довоенного уровня, но не могло обеспечить снабжение городов и армии.
Используя учебник, подтвердите фактами рост промышленного производства и проблемы в сельском хозяйстве (устно).
5. Рефлексия
Задание: работая с учебником стр. 13-18 параграф 2 под ред. Торкунова заполните таблицу (письменно в тетради)
Восстановление хозяйства СССР после войны |
|
Успехи |
Неудачи |
|
|
Чем объясняются успехи? |
Чем объясняются неудачи? |
Проблема, поставленная в начале урока:
- В чем противоречие жизни после войны?
- Почему возникла такая разница в оценке?
- На месте советского человека вы бы поддержали такие социально-экономические преобразования? Почему, ответ аргументируйте?
Список литературы
- Учебник. История России 11 класс. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, А.А.Левандовский и др.]; под ред. А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2021.
- Методические рекомендации для учителя. Российская и всеобщая история 9 класс. - М.: Баласс, 2013.