Развитие волонтерского движения в школе. Вовлечение в движение ребят группы риска и стоящих на учете через квест-игру

Разделы: Социальная педагогика

Ключевые слова: квест-игра


Актуальность. В современных условиях волонтерство является одной из основных форм проявления социальной активности граждан во всем мире. В 2006 г. постановлением Правительства РФ были утверждены основные направления государственной молодежной политики на период до 2016 г., одним из приоритетов которой названо системное вовлечение молодежи в общественную жизнь, развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи. Вместе с тем, показатель вовлечения граждан в добровольческую деятельность пока не превышает 9%, хотя в обществе имеется множество социально значимых задач, реализация которых напрямую связана с развертыванием волонтерского движения.

Проблема. Многие люди нуждаются в помощи, а различные волонтерские движения предоставляют ее. Как известно, волонтер - это человек, который готов бескорыстно потратить свои силы и время на пользу общества или же отдельных индивидов. Поле деятельности таких движений очень широко, но, к сожалению, сущности такой деятельности многие не знают.

Квест проводится в познавательной и развлекательной форме по вовлечению молодежи и обучающихся группы риска в волонтерскую деятельность и реализуется в целях популяризационного и духовно-нравственного развития, открывающей возможности приобретения и совершенствования профессиональных навыков и компетенций посредством:

  • оказания прямой помощи нуждающимся;
  • пропаганды волонтерского движения, информирования общества о наличии данной проблемы.

Цель: формирование у несовершеннолетних активной, социально-ориентированной позиции через их приобщение к волонтерской деятельности.

Задачи:

  • Вовлечение и обучение наибольшего количества учащихся в деятельность волонтёрского движения.
  • Формирование и закрепление в школьной среде ценностей молодёжной культуры, ориентированных на здоровый жизненный стиль, направленных на неприятие социально опасных привычек.
  • Подбор заданий, способствующих ориентации учащихся на здоровый и безопасный образ жизни.
  • Формирование и развитие у школьников навыков поведения, способствующих ведению здорового образа жизни и препятствующих злоупотре6блению ПАВ.
  • Привлечение к профилактической работе родителей, педагогов, специалистов.

Методическая разработка направлена на достижение следующих планируемых результатов развития универсальных учебных действий:

познавательные:

  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и ранее полученную информацию;
  • делать выводы в результате совместной работы;
  • сравнивать, анализировать материал, делать выводы.

коммуникативные:

  • оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу;
  • уметь работать в группе; совместно договариваться о правилах общения и следовать им;

регулятивные:

  • определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий;
  • давать эмоциональную оценку деятельности;

личностные:

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
  • оценка ситуаций с позиции общепринятых нравственных правил.

Наглядный демонстрационный и раздаточ­ный материалы: компьютерная презентация (слайды), аувизуальные средства (мультфильм), распечатки с притчей и школьной ситуацией, карточки с качествами, бумага формата А1 - 3-4 шт., ручки, фломастеры, листы бумаги формата А4.

Структура квест-игры «Стань волонтером» (Приложение 1). Ученики 6-7 классов, проходят 5 станций и знакомятся с видами волонтерства.

Станции

  • Зож

Цель: Обучение участников навыкам первичной профилактики и пропаганды здорового образа жизни.

  • Профориентация

Цель: Знакомство с востребованными в будущем профессиями.

  • Волонтёры медики

Цель: Знакомство с такими заболеваниями как инсульт/инфаркт, разделение этих двух понятий.

Прохождение в 2 этапа

Теоретическая часть: изучение самого заболевания и основных правил оказания помощи.

Практическая часть: самостоятельно отличить симптомы в командах на время по рисункам.

  • Волонтеры победы

Цель: укрепление знаний о блокаде Ленинграда. Знакомство с интересными фактами.

  • Экологическая тропа

Цель: Знакомство с растениями и их посадка.

Список использованных источников, интернет-ресурсы

  1. https://bibliomir83.blogspot.ru/2018/01/blog-post_7.html
  2. https://infourok.ru/prezentaciya-dlya-oformleniya-stenda-god-dobrovolcev-i-volonterov-2450019.html
  3. https://yandex.ru/images/search?text=год%20волонтера%20в%20россии%202018%20презентация%20скачать&stype=image&lr=55&noreask=1&source=wiz
  4. https://xn--2020-k4dg3e.xn--p1ai/