Цели:
- Образовательные - расширить представления учащихся о профессиях, рассказать об особенностях некоторых профессий.
- Развивающие - научить сравнивать и находить параллели между жизнью представителя животного мира (енотом) и человека, способствовать развитию быстроты мышления, внимания, воображения, расширению кругозора.
- Воспитательные - воспитать у учащихся уважение к представителям самых разных профессий, подтолкнуть к сознательному выбору своего профессионального пути, показать важность и нужность любого труда.
Задачи:
- Познакомить с интересными фактами жизни енота, его характером и привычками.
- Провести параллели между различными умениями енотов и профессиональными навыками людей. Познакомить с особенностями деятельности представителей некоторых профессий (гравёры, промышленные альпинисты, старатели, инспекторы ГИБДД).
- Научить рисовать енота в технике процарапывания.
Ход занятия
У- Наше занятие мне поможет вести герой. Разгадайте ребус и отгадайте кто он. (Енот)
Е. - Привет, ребята! Бросил все свои дела - и сразу к вам! Сколько на свете разных интересных профессий! Сегодня я, енот, проведу занятие и расскажу вам о некоторых из них! Наша тема сегодня «Профессии».
У. - Ребята, скажите, а что мы с вами уже знаем про профессии?
У. - Верно. Давайте узнаем, о каких профессиях хочет рассказать наш гость.
Е. - Ребята, открою вам один секрет. Я в детстве очень мечтал стать космонавтом.
- А потом - певцом!
- И разработчиком компьютерных игр.
- И даже дизайнером модной одежды!
Очень сложно выбрать что-то одно! А вы знаете, что в других странах меня ещё называют «ракун»? C индийского языка это буквально означает «скребущий, царапающий руками». Это потому, что у меня длинные пальцы и острые когти!
Следы моих лап напоминают отпечатки человеческих ступней и ладоней. А царапать, между прочим, совсем не просто! Есть даже профессии, требующие таких умений. Как вы думаете, какие?
У. - Давайте подумаем, люди какой профессии могут «царапать?
- Посмотрите, чем занят человек на этой картинке? Кем он работает?
Это гравёр. Он оставляет следы - линии и росчерки, буквы и виньетки.
Е. - Гравёр - это художник, который вырезает изображения и надписи на разных предметах и материалах. И делает их неповторимыми! Гравёр нанесёт поздравления, слова любви или украсит рисунками, например, стекло или фарфор. И даже камень! Обычно гравировку наносят на куб ки и памятные сувениры.
- Ещё на часы и ювелирные украше ния…Или на холодное оружие, которое становится настоящим произведением искусства. Раньше мастера делали это только вручную. Сейчас на помощь пришли высокие технологии - появилась компьютерная лазерная гравировка Такой предмет никогда не перепу таешь с чужим. И можно оригинально украсить, например, свой ноутбук или телефон
У. - Хотите попробовать себя в роли гравёров? Возьмите лист чёрной бумаги. Сначала нарисуйте эскиз енота по схеме на экране или самостоятельно. Затем возьмите зубочистку и процарапайте рисунок.
Е. Мы, еноты, очень ловкие. Разве вы умеете висеть вверх тормашками? Зацепиться за ветку или спуститься по стволу вниз головой нам помогают цепкие пальцы. Уметь ловко лазать по деревьям нам очень нужно! Ведь живём мы в дуплах старых деревьев. А это высоко - 20-30 метров над землей!
Хотя иногда мы обживаем и старые норы других животных. Ведь сами рыть норы мы не умеем. Вообще мы чем-то похожи на обе зьян. Такие же ловкие! И такие же весёлые и любопытные, драчливые и хитрые!
У. - Ребята, а вы как считаете, людям каких профессий пригодилось бы умение енотов так ловко лазать на высокие объекты?
- Да, верно, все эти люди связаны с работой, требующей повышенной сноровки и ловкости.
Отгадайте загадку:
Кто не сеет и не пашет,
Ледорубом лихо машет,
Лезет в гору, он плечист -
ну конечно... (альпинисты)
- Кто такие альпинисты? А кто из вас пробовал себя в роли скалолаза?
Для занятий альпинизмом нужна ловкость. Это вид спорта, когда люди совершают восхождение на высокие горные вершины.
- Альпинизм бывает не только спортивный. Ещё бывает промышленный альпинизм. Это одна из популярных современных рабочих профессий, связанная с повышенным риском. Промышленные альпинисты работа ют на высоте и в труднодоступных местах. Как вы думаете, чем они занимаются?
- Дел у них очень много. Например, они моют окна с внешней стороны высотных зданий. Красят и ремонтируют фасады. Зимой убирают снег и сосульки с крыш.
Ремонт крыш, реставрация зданий, герметизация щелей...
Промышленным альпинистам скучать не приходится.
- Официально профессия «промышленный альпинист» появилась в нашей стране в 2001 г. Но само занятие существует с давних пор. Например, во время Великой Отечественной войны альпинистские методы использовали для маскировки шпилей и куполов зданий в Ленинграде.
- Ребята, как вы думаете, для чего маскировали высотные здания в Ленинграде во время войны?
- Верно, для того, чтобы сохранить памятники культуры. Все высотные здания были хорошо видны издалека. Они были как мишени для вражеской авиации. Поэтому здания маскировали, чтобы дезориентировать врага.
Альпинисты покрывали маскировочными чехлами «золотые вершины» города: Исаакиевский собор, шпиль Петропавловской крепости. Шпиль Адмиралтейства зачехлили брезентом весом в полтонны и обмотали его шнуром.
За время блокады немцам не удалось уничтожить практически ни одного стратегически важного объекта. И основная причина этого - мастерски проведённая альпинистами маскировка города.
- А, давайте мы поиграем и найдём замаскированные слова - названия профессий. Вам понадобятся цветные карточки. На розовой карточке задание более сложное, а на зелёной - легче. Выберите для себя нужную карточку и приступайте к работе.
Физпауза
Ребята, давайте отдохнём и поиграем в игру «Кто как работает». Я буду называть профессию, а вы показывайте руками, ногами и мимикой, как работа ют эти люди. Начнём?
Что делает дворник?
Что делает шофёр?
Что делает маляр?
Что делает парикмахер?
Что делает барабанщик?
Что делает археолог?
Е. - Среди моих занятий есть самое непонятное, за него меня прозвали полоскуном. Потому что я люблю полоскать в воде пищу и разные предметы.
- Удивительно, но никто так и не догадался, для чего еноты это делают. Одни считают, что мы любим чистоту.
- Другие - что в воде у нас лучше получается ощупать схваченную в темноте добычу, определить её свойства и размеры.
- Третьи утверждают, что этот инстинкт появился из-за того, что мы живём вблизи водоёмов. Здесь мы охотимся на рачков, рыбу, лягушек, водяных насекомых. Иногда ловить добычу приходится в полной темноте, на ощупь. Для этого нужно засовывать лапки в прибрежный ил, ворошить небольшие норки, переворачивать камешки. Со стороны это очень похоже на стирку.
- Я и сам не могу объяснить, почему мне так нравится «полоскать» разные предметы. Но поверьте, это так увлекательно!
У. А кто из людей много стирает (полощет)?
- Ребята, я вам прочитаю несколько фраз, а вы попробуйте догадаться, из каких они сказок.
Первая загадка:
Он кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку».
Вторая загадка:
Чтоб корыто починить,
Надо невод раздобыть,
Пару раз закинуть в море,
И её поймаешь вскоре.
Третья загадка:
Буратино-садовод
Урожай из них всё ждёт.
- Ребята, а что объединяет все эти загадки?
- Верно. А кто добывает золото?
Е. - Случается, что речной песок содержит мельчайшие крупицы самородного золота. Достать их, вымыть из песка может опытный человек - золотоискатель или старатель.
Е. - В течение миллионов лет реки, прокладывая себе русла, вымывают вместе с породой крупицы золота. Используя обыкновенное сито, золотодобытчик способен за день очень трудоёмкой работы намыть от двух до десяти граммов драгоценного металла.
У. - Как вы считаете, это много или мало? Примерно как размер симкарты.
- Сейчас вы поработаете с текстом в ПАРЕ. Прочитайте текст внимательно и ответьте на вопрос после текста.
(Конечно, не весь песок золотоносный. За тысячи лет методика добычи россыпного золота не изменилась - его «намывают». От круговых движений и встряхиваний песок проваливается сквозь сито, а на дне остаются крупные.)
- Как золотые частицы оказываются на дне сита?
- Где в России в основном добывают золото?
- Почему золотодобыча является тяжёлым и опасным трудом?
У. - Ребята, давайте сейчас поработаем в группах и поиграем. Каждой группе нужно придумать как можно больше слов-имён сущ. в ед.ч. из словосоченания «ЕНОТ-ПОЛОСКУН».
Проверка
Е. - Не только мои повадки, но и моя внешность напоминает о профессиях. Смотрите, я ношу маску! Она помогает мне спрятать блеск моих глаз, когда я охочусь или укрываюсь от врагов.
- Также в масках работают обычные люди. К каким профессиям они принадлежат?
У. - Зачем им нужны маски?
- Верно. Маска нужна для защиты.
Е. - Но не только маска на мордочке характерный признак енотов. У нас есть ещё и шикарный хвост!
- Обычно на нём 5-7 тёмных колец. Хвост - это очень нужная штука. В хвосте откладывается запас жира на зиму.
- Он помогает балансировать, я карабкаюсь по деревьям…
- … и выражать эмоции. Я машу им, когда у меня хорошее настроение!
- Ребята, а ведь мой хвост похож на жезл регулировщика дорожного движения!
У. - Человек какой профессии следит за соблюдением правил на дороге?
Правильно, инспектор ГИБДД. А кто знает, что означает «ГИБДД»? (Государственная инспекция безопасности дорожного движения).
Е. - Инспектор ГИБДД следит за соблюдением правил на автомобильных дорогах. Это важно для всех - автомобилистов и пешеходов.
- А ещё он проверяет техническое состояние автомобилей, контролирует подготовку водителей.
- Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать такой человек?
- Это не простая профессия. Нужно уметь переключать внимание, на глаз оценивать скорость автомобилей. Пригодятся и зрительная память на цифры и буквы, и выносливость, и отличная физическая подготовка.
У. Ребята, давайте с вами поиграем в регулировщиков! Игра называется «разрешаю-запрещаю». Если утверждение, которое я буду читать, верно, то проезд разрешаем и поднимаем жезл вперёд, если неверно - запрещаем и поднимаем жезл вверх.
В кулинарии он силён,
Торт испек нам почтальон. (неверно)И красив, и голосист,
Выступает программист. (неверно)Смотрит в небо день за днём
Наш учёный-астроном. (верно)И поэму, и куплет
Может сочинить поэт. (верно)Красил стену битый час
Мокрый, в тине водолаз. (неверно)
- Молодцы! Нам пора прощаться с нашим гостем.
Е. Ребята! Профессий на свете так мно го! Всегда интересно узнавать что-то новое! Вот и мы с вами теперь знаем о полезных занятиях немного больше! До свидания!
У. - Ребята, что нового вы сегодня узнали?
Какая из них вам кажется наиболее сложной?
А какая профессия вам показалась самой интересной? Сложной?
- Дома, по желанию, вместе с родителями создайте коллаж на тему «Профессии моих родителей».