Начало обучения в школе - одно из наиболее ответственных моментов в жизни первоклассников. Как правило, ребята стремятся стать школьниками, они идут в школу с большим интересом. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Появляются определённые «болевые точки», одна и наиболее важная - адаптация (привыкание человека к новым условиям). Большинство детей адаптируются к школе очень быстро, однако есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается, а у некоторых полноценной адаптации на первом году обучения так и не происходит. Поэтому возникла необходимость курсов «Школа будущего первоклассника».
В нашей школе курсы по подготовке будущих первоклассников ведут учителя выпускных классов - будущие классные руководители первых классов.
Цель подготовки детей - создание предпосылок к школьному обучению.
В качестве основных задач подготовки выдвигаются:
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;
- сохранение здоровья дошкольников.
Основные принципы подготовки детей:
- единство развития, обучения и воспитания;
- учёт возрастных и индивидуальных способностей дошкольников;
- комплексный подход;
- систематичность и последовательность;
- вариативность;
- творческая активность;
- сознательность;
- наглядность;
- доступность.
В день мы проводим 4 занятия: «Обучение грамоте», «Занимательная математика», «Удивительное рядом», «Изобразительное искусство/Художественный труд».
На подготовительных занятиях ведётся работа над развитием универсальных учебных действий. Для этого необходимо:
- серьёзный материал сделать занимательным, так как ведущий вид деятельности дошкольника - игра;
- включить ребят в активные виды деятельности: конструирование, сюжетное и схематическое рисование, экспериментирование, работа по сочинению сказки;
- включать детей в бытовой труд.
Именно участие воспитанников в процессе хозяйственно - бытового труда расковывает их и позволяет реально почувствовать себя членом коллектива. Ребята помогают раздать наполненные водой непроливайки, защитные накладки (клеёнки) для парт для уроков изобразительного искусства и художественного труда, в конце занятий помогают привести кабинет в порядок. Организация подвижных коллективных игр на перемене также способствует живому, свободному, эффективному общению. Дети учатся слушать и слышать друг друга, уважать друг друга.
Параллельно работе с детьми идёт работа с родителями, тем самым создаётся тесный контакт между учителем, ребёнком и родителем.
Проблема преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой актуальна во все времена. Работая с дошколятами, хочется отметить огромный вклад воспитателей в развитие своих подопечных. На осенних каникулах воспитанники детского сада №37 побывали в гостях в нашей школьной библиотеке. Библиотекарь Сазонова Л.Ю. организовала для деток праздник «Путешествие в волшебную страну». Данное мероприятие было проведено с целью успешной адаптации будущих первоклассников к школе. Ещё несколько мероприятий запланировано на февраль месяц.
Итак, подготовительные курсы именно в стенах школы оказывают немаловажное значение:
- для детей - быстрая безболезненная адаптация к школе (знакомство со школой, кабинетом, с классным руководителем и со сверстниками);
- для учителя - возможность правильного выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребёнка;
- для родителей - возможность получить квалифицированные рекомендации об уровне подготовки ребёнка к школе и по дальнейшему развитию дошкольника, привыкание к новому социальному статусу ребёнка - к статусу ученик.
Таким образом, главное назначение подготовительных курсов - научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить интерес к процессу познания, воспитывать бережное отношение к труду и художественный вкус. Программа подготовительных курсов предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал, способствующей благоприятному течению процесса адаптации дошкольников к началу обучению в школе.
Рекомендации родителям будущих первоклассников
- Будьте всегда в форме, подтянуты и в хорошем настроении.
- Радуйтесь вашему сыну, дочке.
- Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
- Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивайте.
- Установите четкие и определенные требования к ребенку.
- В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаки и действия.
- Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
- Говорите четко и ясно.
- Будьте терпеливы.
- Каждый день читайте ребенку вслух и обсуждайте прочитанное.
- Поощряйте любопытство, любознательность и воображение ребенка.
- Чаще хвалите ребенка.
- Поощряйте игры с другими детьми.
- Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
- Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится делать (коллекционировать, рисовать, т.д.)
- Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения, занятия любимым делом, помощи другим людям.
- Не теряйте чувство юмора.