Урок истории в 9-м классе по теме "Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг."

Разделы: История и обществознание

Класс: 9

Ключевые слова: Александр I


Ключевые слова: Александр I, 19 век.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

Цель:

  • Усвоение учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных реформ;
  • Выяснить причинно-следственные связи между социальной и политической ситуацией в стране на конец правления Александра I;
  • Развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, анализировать и систематизировать информацию.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Работа с опорой на специальную схему для лучшего усвоения материала.

Ход урока

1. Актуализация имеющихся знаний

- Сейчас будем работать с документами, авторами которых считаются либеральные дворяне.

- Кто такие либералы?

2. Проблемный вопрос

Ответьте на вопрос, после прочтения документа: Каково отношение к императору либеральных дворян в 1816 г.?

Документ 1. Из «Записок» князя С.П.Трубецкого о создании первой тайной организации либеральных дворян в 1816 году. «Некоторые молодые люди, бывшие за отечество и царя своего на поле чести (на войне), хотели быть верной дружиной вождя своего и на поприще мира. Они дали друг другу обещание словом и делом содействовать государю своему во всех начертаниях его для благо народа своего…»

Ответьте на вопрос, после прочтения документа: Каково отношение к императору либеральных дворян в 1820-е гг.?

Документ 2. Из 10-й главы «Евгения Онегина», в которой А.С.Пушкин описывает тайное собрание либеральных дворян начала 1820-х гг.

«Друг Марса, Вакха и Венеры,
Тут Лунин дерзко предлагал
Свои решительные меры
И вдохновенно бормотал.
Читал свои ноэли Пушкин,
Меланхолический Якушкин,
Казалось молча обнажал
Цареубийственный кинжал…
И плети рабства ненавидя,
Предвидел в сей толпе дворян
Освободителей крестьян.»

Из воспоминаний современников: «Штабс-капитан Иван Якушкин рассчитывал застрелить Александра I, когда тот будет выходить из Успенского собора после службы, а затем убить себя из второго пистолета, с тем чтобы убийство было схоже с честной дуэлью»

После победы над Наполеоном…

  • Что все ожидали после войны от императора?
  • Почему ожидали?

Проведение реформ по образцу Европы (Конституция) + освобождение крестьян!

3. Освоение нового знания в виде диалога

Класс работает с Учителем по заполнению опорной таблицы схемы, опираясь на текст учебника и документы.

Император Александр I

Отношения императора и либеральных дворян

Либеральные дворяне

Цели до 1815 года

- Вспомните, что что планировал император в начале своего правления?
- Какой проект был создан?

Цели одинаковые

Вспомните, что ожидало общество изначально «от дней Александровых прекрасное начало"А.С.Пушкин.

Действия в 1815-1820 гг.

Попытки реформ:
Самостоятельная работа с учебником и ответ на вопросы*

Цели одинаковые

Дворяне ожидают таких же действий относительно России

Изменения в 1820-1825 гг.

Причины изменений настроений царя:
Читаем учебник
стр. 42-43 и отвечаем на вопрос: почему изменились цели царя?

Конфликт
Несогласие с политикой императора

См. следующую тему «Общественное движение при Александре I» (создание тайных обществ)

* Задание: стр.45 учебника под ред. Торкунова.

  • в чем особенности положения Польши в составе Российской империи?
  • что гарантировала Конституция?

Задание: стр.46 учебника под ред. Торкунова.

  • в чем особенности положения крестьян в Прибалтике после реформы?

Задание на дом: стр.44 учебника под ред. Торкунова задание 3 письменно в тетради (сравнительная таблица по проектам Новосильцева и Сперанского) + найти общее в проектах.

Список литературы

  1. Учебник. История России 9 класс. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, А.А.Левандовский и др.]; под ред. А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2021.
  2. Методические рекомендации для учителя.Российская и всеобщая история 8 класс. - М.:Баласс, 2013.