Ключевые слова: Александр I, 19 век.
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
Цель:
- Усвоение учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных реформ;
- Выяснить причинно-следственные связи между социальной и политической ситуацией в стране на конец правления Александра I;
- Развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, анализировать и систематизировать информацию.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Работа с опорой на специальную схему для лучшего усвоения материала.
Ход урока
1. Актуализация имеющихся знаний
- Сейчас будем работать с документами, авторами которых считаются либеральные дворяне.
- Кто такие либералы?
2. Проблемный вопрос
Ответьте на вопрос, после прочтения документа: Каково отношение к императору либеральных дворян в 1816 г.?
Документ 1. Из «Записок» князя С.П.Трубецкого о создании первой тайной организации либеральных дворян в 1816 году. «Некоторые молодые люди, бывшие за отечество и царя своего на поле чести (на войне), хотели быть верной дружиной вождя своего и на поприще мира. Они дали друг другу обещание словом и делом содействовать государю своему во всех начертаниях его для благо народа своего…»
Ответьте на вопрос, после прочтения документа: Каково отношение к императору либеральных дворян в 1820-е гг.?
Документ 2. Из 10-й главы «Евгения Онегина», в которой А.С.Пушкин описывает тайное собрание либеральных дворян начала 1820-х гг.
«Друг Марса, Вакха и Венеры,
Тут Лунин дерзко предлагал
Свои решительные меры
И вдохновенно бормотал.
Читал свои ноэли Пушкин,
Меланхолический Якушкин,
Казалось молча обнажал
Цареубийственный кинжал…
И плети рабства ненавидя,
Предвидел в сей толпе дворян
Освободителей крестьян.»
Из воспоминаний современников: «Штабс-капитан Иван Якушкин рассчитывал застрелить Александра I, когда тот будет выходить из Успенского собора после службы, а затем убить себя из второго пистолета, с тем чтобы убийство было схоже с честной дуэлью»
После победы над Наполеоном…
- Что все ожидали после войны от императора?
- Почему ожидали?
Проведение реформ по образцу Европы (Конституция) + освобождение крестьян!
3. Освоение нового знания в виде диалога
Класс работает с Учителем по заполнению опорной таблицы схемы, опираясь на текст учебника и документы.
|
Император Александр I |
Отношения императора и либеральных дворян |
Либеральные дворяне |
Цели до 1815 года |
- Вспомните, что что планировал император в начале своего правления?
|
Цели одинаковые |
Вспомните, что ожидало общество изначально «от дней Александровых прекрасное начало"А.С.Пушкин. |
Действия в 1815-1820 гг. |
Попытки реформ:
|
Цели одинаковые |
Дворяне ожидают таких же действий относительно России |
Изменения в 1820-1825 гг. |
Причины изменений настроений царя:
|
Конфликт
|
См. следующую тему «Общественное движение при Александре I» (создание тайных обществ) |
* Задание: стр.45 учебника под ред. Торкунова.
- в чем особенности положения Польши в составе Российской империи?
- что гарантировала Конституция?
Задание: стр.46 учебника под ред. Торкунова.
- в чем особенности положения крестьян в Прибалтике после реформы?
Задание на дом: стр.44 учебника под ред. Торкунова задание 3 письменно в тетради (сравнительная таблица по проектам Новосильцева и Сперанского) + найти общее в проектах.
Список литературы
- Учебник. История России 9 класс. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, А.А.Левандовский и др.]; под ред. А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2021.
- Методические рекомендации для учителя.Российская и всеобщая история 8 класс. - М.:Баласс, 2013.