Педагогическая цель |
Создать условия для проверки качества усвоения учащимися знаний, умений по темам: «Биология - наука о живой природе. Методы изучения живой природы» |
Тип, вид урока |
Урок контроля знаний; контрольная работа |
Планируемые
|
Учащийся научится:
|
Личностные
|
Будут сформированы:
|
Метапредметные (универсальные познавательные действия) |
Учащийся научится:
|
Формы обучения |
Индивидуальная работа |
Методы обучения |
Наглядные (работа с рисунками, таблицами); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение). |
Организационная структура урока
Этап урока, цель
|
Методический приём |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Текущий контроль |
I. Организационный
|
Создание благоприятной обстановки с использованием необходимого тембра голоса |
Создаёт спокойную деловую обстановку, необходимую для работы учащихся |
Самоконтроль готовности к уроку |
Наблюдение |
II. Мотивация |
Вводная беседа |
Мотивирует учащихся к написанию контрольной работы, напоминает, как правильно оформить ответы на задания |
Ставят своей целью написание контрольной работы |
Наблюдение |
III. Контроль знаний |
Контрольная работа |
Контролирует работу учащихся, сообщает о времени выполнения работы |
Выполняют задания контрольной работы |
Тестовые задания |
Контрольная работа №1
Вариант 1
Часть 1
При выполнении заданий части 1 из четырех предложенных вариантов выберите один верный.
1. Наука, которая изучает животных, называется:
1) зоология
2) физиология
3) ботаника
4) микология
2. Экология изучает:
1) жизнедеятельность живых организмов
2) растения
3) животных
4) взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой
3. Место обитания, строение, поведение рыб изучает наука:
1) физиология
2) микология
3) систематика
4) ихтиология
4. Изучает строение грибов:
1) анатомия
2) орнитология
3) микология
4) ихтиология
5. Свойство - раздражимость заключается в том, что живые организмы:
1) реагируют на изменения в окружающей среде
2) увеличиваются в размерах
3) поглощают кислород
4) изменяют положение тела в пространстве
6. Свойство - развитие заключается в том, что живые организмы:
1) увеличиваются в размерах
2) воспроизводят себе подобных
3) претерпевают изменения в строении организма или его отдельных частей
4) получают питательные вещества
7. К увеличительным приборам относят:
1) колбу
2) микроскоп
3) мерный цилиндр
4) секундомер
8. К измерительным приборам относят:
1) термометр
2) лупу
3) штатив
4) спиртовку
9. Длительное рассматривание муравейника, поведения муравьёв в разную погоду - это метод, который называется:
1) эксперимент
2) наблюдение
3) измерение
4) описание
10. При каком увеличении вы рассматривали клетки кожицы лука, если на окуляре была цифра 16, а на объективе 10
1) 16
2) 10
3) 26
4) 160
Часть 2
2.1. Найдите лишнее понятие среди предложенных: обмен веществ и энергии, зоология, дыхание, рост. Объясните свой выбор.
2.2. Прочитайте текст «Правила работы с микроскопом». Вставьте в места пропусков буквы, соответствующие словам в словарике.
Переносите микроскоп всегда двумя руками, одну подкладывая под основание, другой держась за …(А). Вращая …. (Б) и глядя в окуляр, добивайтесь полного освещения поля зрения. Стекло с изучаемым микрообъектом кладите на … (В) и закрепляйте зажимами.
Словарик: 1. Окуляр. 2. Штатив. 3. Тубус (зрительная трубка). 4.Зеркало. 5. Предметный столик.
2.3. Найдите соответствие между методом изучения природы и описанием метода.
Метод изучения природы |
Описание метода |
А. Измерение
|
1. Большой пёстрый и зелёный дятлы отличаются по окраске.
|
Часть 3. Дайте развернутый ответ.
На фотографии изображен представитель одной из профессий, связанных с биологией.
Определите эту профессию. Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем она полезна обществу?
Вариант 2
Часть 1. При выполнении заданий части 1 из четырех предложенных вариантов выберите один верный.
1. Наука, которая изучает комнатные и дикорастущие растения, называется:
1) зоология
2) орнитология
3) ботаника
4) микология
2.Систематика изучает:
1) распределение живых организмов по группам
2) животных
3) растения
4) грибы
3. Изучает строение клеток:
1) ботаника
2) цитология 3) зоология
4) физиология
4. Место обитания, строение, жизнедеятельность птиц изучает наука:
1) эмбриология
2) микология
3) ихтиология
4) орнитология
5. Свойство - движение заключается в том, что живые организмы:
1) реагируют на изменения в окружающей среде
2) увеличиваются в размерах
3) взаимодействуют с окружающей средой
4) изменяют положение тела в пространстве
6. Свойство - обмен веществ заключается в том, что живые организмы:
1) увеличиваются в размерах
2) воспроизводят себе подобных
3) одни вещества поглощают и используют, а другие, наоборот, выводят во внешнюю среду
4) поглощают кислород
7. К увеличительным приборам относят:
1) лупу
2) линейку
3) колбу
4) секундомер
8. К измерительным приборам относят
1) микроскоп
2) лупу
3) штатив
4) линейку
9. Растворение химических веществ с целью их изучения - это метод, который называется
1) наблюдение
2) эксперимент
3) измерение
4) описание
10. При каком увеличении вы рассматривали клетки кожицы лука, если на окуляре была цифра 16, а на объективе 4
1) 16
2) 4
3) 20
4) 64
Часть 2
2.1. Найдите лишнее понятие среди предложенных: ботаника, зоология, развитие, физиология. Объясните свой выбор.
2.2. Прочитайте текст «Устройство микроскопа». Вставьте в места пропусков буквы, соответствующие словам в словарике.
Основная часть микроскопа - зрительная трубка (тубус), в ней находятся увеличительные линзы. Верхняя часть трубки называется … (А), к ней приближают глаз, рассматривая объекты. Нижняя часть зрительной трубки называется … (Б), она направлена на рассматриваемый предмет. Зрительная трубка, предметный столик, зеркало и регулировочные винты закреплены на …(В)
Словарик: 1. Штатив. 2. Окуляр. 3. Зеркало. 4. Объектив. 5. Предметный столик.
2.3. Найдите соответствие между методом изучения природы и описанием метода.
Метод изучения природы |
Описание метода |
А. Измерение
|
1. Предложение скворцам на выбор разных вариантов скворечников
|
Часть 3. Дайте развернутый ответ.
На фотографии изображен представитель одной из профессий, связанных с биологией.
Определите эту профессию. Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем она полезна обществу?
Оценивание
Используемая литература и интернет-ресурсы
- Биология: 5 класс: учебник / В.И.Сивоглазов, А.А.Плешаков - Москва: Просвещение, 2022г.
- https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%87%D1%91%D1%80%D0%BD%D0%BE-%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&lr=11406&pos=26&img_url=http%3A%2F%2Fi2.wp.com%2Fplam.ru%2Fhomepet%2Fdressiruem_sobaku%2Fi_004.jpg&rpt=simage
- https://child-class.ru/raskraski/raskraska-veterinar