Биология – наука о живой природе. Методы изучения живой природы – урок контроля знаний. 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5


Педагогическая цель

Создать условия для проверки качества усвоения учащимися знаний, умений по темам: «Биология - наука о живой природе. Методы изучения живой природы»

Тип, вид урока

Урок контроля знаний; контрольная работа

Планируемые
результаты.
Предметные

Учащийся научится:
- характеризовать биологию как науку о живой природе; называть признаки живого, сравнивать объекты живой и неживой природы;
- перечислять источники биологических знаний; характеризовать значение биологических знаний для современного человека; профессии, связанные с биологией;
- иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;
- применять биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология, экология, цитология, орнитология, ихтиология, анатомия, физиология, систематика, движение, питание, дыхание, выделение, раздражимость, рост, размножение, развитие) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
- применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент);
- владеть приёмами работы с лупой, световым микроскопом при рассматривании биологических объектов.

Личностные
результаты

Будут сформированы:
- навыки обучения; интеллектуальные и творческие способности; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; социальные нормы и навыки поведения в классе.

Метапредметные (универсальные познавательные действия)

Учащийся научится:
- выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы;
- выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления.

Формы обучения

Индивидуальная работа

Методы обучения

Наглядные (работа с рисунками, таблицами); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический приём

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

I. Организационный
момент

Создание благоприятной обстановки с использованием необходимого тембра голоса

Создаёт спокойную деловую обстановку, необходимую для работы учащихся

Самоконтроль готовности к уроку

Наблюдение

II. Мотивация

Вводная беседа

Мотивирует учащихся к написанию контрольной работы, напоминает, как правильно оформить ответы на задания

Ставят своей целью написание контрольной работы

Наблюдение

III. Контроль знаний

Контрольная работа

Контролирует работу учащихся, сообщает о времени выполнения работы

Выполняют задания контрольной работы

Тестовые задания

Контрольная работа №1

Вариант 1

Часть 1

При выполнении заданий части 1 из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

1. Наука, которая изучает животных, называется:
1) зоология
2) физиология
3) ботаника
4) микология

2. Экология изучает:
1) жизнедеятельность живых организмов
2) растения
3) животных
4) взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой

3. Место обитания, строение, поведение рыб изучает наука:
1) физиология
2) микология
3) систематика
4) ихтиология

4. Изучает строение грибов:
1) анатомия
2) орнитология
3) микология
4) ихтиология

5. Свойство - раздражимость заключается в том, что живые организмы:
1) реагируют на изменения в окружающей среде
2) увеличиваются в размерах
3) поглощают кислород
4) изменяют положение тела в пространстве

6. Свойство - развитие заключается в том, что живые организмы:
1) увеличиваются в размерах
2) воспроизводят себе подобных
3) претерпевают изменения в строении организма или его отдельных частей
4) получают питательные вещества

7. К увеличительным приборам относят:
1) колбу
2) микроскоп
3) мерный цилиндр
4) секундомер

8. К измерительным приборам относят:
1) термометр
2) лупу
3) штатив
4) спиртовку

9. Длительное рассматривание муравейника, поведения муравьёв в разную погоду - это метод, который называется:
1) эксперимент
2) наблюдение
3) измерение
4) описание

10. При каком увеличении вы рассматривали клетки кожицы лука, если на окуляре была цифра 16, а на объективе 10
1) 16
2) 10
3) 26
4) 160

Часть 2

2.1. Найдите лишнее понятие среди предложенных: обмен веществ и энергии, зоология, дыхание, рост. Объясните свой выбор.

2.2. Прочитайте текст «Правила работы с микроскопом». Вставьте в места пропусков буквы, соответствующие словам в словарике.

Переносите микроскоп всегда двумя руками, одну подкладывая под основание, другой держась за …(А). Вращая …. (Б) и глядя в окуляр, добивайтесь полного освещения поля зрения. Стекло с изучаемым микрообъектом кладите на … (В) и закрепляйте зажимами.

Словарик: 1. Окуляр. 2. Штатив. 3. Тубус (зрительная трубка). 4.Зеркало. 5. Предметный столик.

2.3. Найдите соответствие между методом изучения природы и описанием метода.

Метод изучения природы

Описание метода

А. Измерение
Б. Описание
В.Наблюдение
Г. Сравнение
Д.Эксперимент

1. Большой пёстрый и зелёный дятлы отличаются по окраске.
2. Длительное рассматривание поведения сорок в природе.
3. Взвешивание щенят.
4. Предложение кошке на выбор разных вариантов корма.
5. Запись в полевом дневнике, какие размеры и особенности внешнего строения имеют головастики.

Часть 3. Дайте развернутый ответ.

На фотографии изображен представитель одной из профессий, связанных с биологией.

Определите эту профессию. Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем она полезна обществу?

Вариант 2

Часть 1. При выполнении заданий части 1 из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

1. Наука, которая изучает комнатные и дикорастущие растения, называется:
1) зоология
2) орнитология
3) ботаника
4) микология

2.Систематика изучает:
1) распределение живых организмов по группам
2) животных
3) растения
4) грибы

3. Изучает строение клеток:
1) ботаника
2) цитология 3) зоология
4) физиология

4. Место обитания, строение, жизнедеятельность птиц изучает наука:
1) эмбриология
2) микология
3) ихтиология
4) орнитология

5. Свойство - движение заключается в том, что живые организмы:
1) реагируют на изменения в окружающей среде
2) увеличиваются в размерах
3) взаимодействуют с окружающей средой
4) изменяют положение тела в пространстве

6. Свойство - обмен веществ заключается в том, что живые организмы:
1) увеличиваются в размерах
2) воспроизводят себе подобных
3) одни вещества поглощают и используют, а другие, наоборот, выводят во внешнюю среду
4) поглощают кислород

7. К увеличительным приборам относят:
1) лупу
2) линейку
3) колбу
4) секундомер

8. К измерительным приборам относят
1) микроскоп
2) лупу
3) штатив
4) линейку

9. Растворение химических веществ с целью их изучения - это метод, который называется
1) наблюдение
2) эксперимент
3) измерение
4) описание

10. При каком увеличении вы рассматривали клетки кожицы лука, если на окуляре была цифра 16, а на объективе 4
1) 16
2) 4
3) 20
4) 64

Часть 2

2.1. Найдите лишнее понятие среди предложенных: ботаника, зоология, развитие, физиология. Объясните свой выбор.

2.2. Прочитайте текст «Устройство микроскопа». Вставьте в места пропусков буквы, соответствующие словам в словарике.
Основная часть микроскопа - зрительная трубка (тубус), в ней находятся увеличительные линзы. Верхняя часть трубки называется … (А), к ней приближают глаз, рассматривая объекты. Нижняя часть зрительной трубки называется … (Б), она направлена на рассматриваемый предмет. Зрительная трубка, предметный столик, зеркало и регулировочные винты закреплены на …(В)

Словарик: 1. Штатив. 2. Окуляр. 3. Зеркало. 4. Объектив. 5. Предметный столик.

2.3. Найдите соответствие между методом изучения природы и описанием метода.

Метод изучения природы

Описание метода

А. Измерение
Б. Описание
В.Наблюдение
Г. Сравнение
Д.Эксперимент

1. Предложение скворцам на выбор разных вариантов скворечников
2. Поведение дельфинов в океанариуме, выполнение разных трюков
3. Яйца курицы и цесарки отличаются по форме и размерам.
4. Изучение ширины и высоты муравейника
5. Записи в полевом дневнике, синица ест несолёное сало.

Часть 3. Дайте развернутый ответ.

На фотографии изображен представитель одной из профессий, связанных с биологией.

Определите эту профессию. Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем она полезна обществу?

Оценивание

Используемая литература и интернет-ресурсы

  1. Биология: 5 класс: учебник / В.И.Сивоглазов, А.А.Плешаков - Москва: Просвещение, 2022г.
  2. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%87%D1%91%D1%80%D0%BD%D0%BE-%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&lr=11406&pos=26&img_url=http%3A%2F%2Fi2.wp.com%2Fplam.ru%2Fhomepet%2Fdressiruem_sobaku%2Fi_004.jpg&rpt=simage
  3. https://child-class.ru/raskraski/raskraska-veterinar