Стратегическая сессия «Домашнее задание: за и против!»

Разделы: Внеклассная работа


Цель: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Задачи:

  • Включение учащихся в разностороннюю внеурочную деятельность.
  • Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • осознание неповторимости каждого человека;
  • воспитание в себе умения принять мнение другого;
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • овладение приёмами контроля и самоконтроля;
  • способность обучающегося организовывать свою деятельность в работе с группой.

Познавательные:

  • умение систематизировать, обобщать и использовать полученную информацию;

Коммуникативные:

  • координация различных позиций в сотрудничестве;
  • формулирование и аргументация собственного мнения и позиции;
  • аргументация своей точки зрения, умение отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности;
  • умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения.

Оборудование: презентация (Приложение 1), видеофрагмент «интервью начальника Управления образования», дидактический материал, листы бумаги формата А2 - 3 шт., разрезанные на 3 части (полоски) листы формата А4 (по 15 для каждой группы), магниты, маркеры, фломастеры, магнитная доска, мультимедиа проектор.

Продолжительность мероприятия: 1час 30 минут.

Сценарий мероприятия

Участники делятся на 3 группы по 6-8 человек: учителя, обучающиеся, родители.

Ведущий: Доброе утро, уважаемые участники стратегической сессии! (презентация, Слайд 1) Презентация

Домашнее задание в современном образовании - вещь настолько привычная, что без нее, кажется, оно и невозможно. Тема домашних заданий актуальна практически на протяжение всего существования человечества со времён появления обучения.

Поводом для сегодняшней нашей встречи стало интервью начальника Управления образования Елены Николаевны К., которое вызвало бурную реакцию как в педагогическом сообществе, так и среди родителей обучающихся.

Давайте посмотрим это интервью! (Видеофрагмент «Интервью начальника Управления образования»)

Ведущий: Ответить, когда появились домашние задания и кто их придумал, очень сложно. Но что нам известно точно: школы и тщательное обучение детей появились еще в в Древнем Египте, Шумере, Древней Греции и Риме.

Шумерское обучение было основано на многократном повторении клинописи в процессе обучения. И хоть точно неизвестно, но ученые, изучающие этот период, склоняются к той мысли, что, скорее всего, дети не были освобождены от повторения и дома.

Достаточно богатые ученики в Древнем Египте учили, к примеру, аккадский язык, который для того времени был аналогом средневековой латыни. Но подумайте, обучение иностранному языку невозможно только в школе и с учителем. Так что и у древнеегипетских учеников были домашние задания.

В конце XVIII века в Германии появились "народные школы", идею которых разработал Иоганн Готлиб Фихте, знаменитый немецкий философ. Для него большое значение имели идеи немецкой нации и единого немецкого государства. Для своей страны учащиеся должны были уделять учебе и часть своего свободного времени, выполняя домашние задания.

Из Германии данная школьная система распространилась по Европе, и, в том числе, пришла в Россию.

В 1786 году домашние задания стали обязательным компонентом учебной работы. Тогда наряду с положительными моментами использования домашних заданий возникали и негативные моменты. Обучение превращалось в механическое выучивание учебника наизусть, бессмысленную зубрежку текстов, вызывающую перегрузку учащихся.

И уже к концу 19 века домашние задания становятся предметом педагогических дискуссий, начинают обсуждаться вопросы, касающиеся определения целей домашних заданий, их функций и объема.

В России после 1917 г. в условиях единой школы обязательные домашние задания отменяются. Как необходимый компонент работы школы они начали рассматриваться лишь с начала 30-х годов ХХ века. (презентация, Слайд 2)

Ведущий: Каковы же цели домашних заданий? (презентация, Слайд 3,4)

  1. Перевод знаний учащихся из оперативной памяти в долговременную. Любой новый материал, который учащийся усвоил на уроке, необходимо закрепить и выработать соответствующие ему умения и навыки. На уроках, как бы хорошо они не проводились, имеют место концентрированное запоминание и перевод знаний в оперативную, кратковременную память.
  2. Выравнивание знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил.
  3. Стимулирование познавательного интереса ученика, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае положительную роль играют дифференцированные домашние задания.
  4. Развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание. Домашняя работа - это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Самостоятельность в учебной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности.
  5. Формирование потребности к самообразованию. Чарлз Дарвин: «Думаю, что все сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путем самообразования». Домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Готовность к самообразованию - это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте

Традиционный подход к домашним заданиям на протяжении столетий сформировал и традиционные цели заданий. Чаще всего они связаны с достижением предметных результатов, приобретением, закреплением и формированием знаний, умений и навыков.

В связи с внедрением ФГОС, где наряду с предметными и личностными результатами образовательной деятельности всё большее значение приобретают метапредметные результаты, овладение универсальными приёмами учебной деятельности, которые позволят ребёнку быть успешным в любой предметной области. В этих условиях именно домашние задания, в процессе выполнения которых дети сталкиваются с необходимостью поиска, переработки и оценки информации с использованием разнообразных источников, выбора наиболее рациональных приемов закрепления материала, планирования работы, осуществления поэтапного и итогового контроля за собственными действиями, становятся реальным инструментом формирования УУД. (презентация, Слайд 5)

Ведущий: А какую же цель в домашних заданиях видят обучающиеся? Предлагаю ответить на этот вопрос прочитав текст «Задача с барометром» (Приложение 2)

Участники в группах читают текст, отвечают на поставленный вопрос.

Ведущий: А теперь мы вам предлагаем поработать в группах. У вас на столах есть небольшие полоски бумаги и маркеры. Определите плюсы и минусы домашних заданий. Кратко запишите их, одним словом или словосочетанием (каждый критерий на отдельном листе). Время на работу у вас 3 минуты.

Работа в группах определение плюсов и минусов домашних заданий

Оформление результатов (прикрепляют полоски на магнитах на доску), сравнивание результатов работы в группах, комментирование.

Ведущий: А теперь давайте посчитаем объём домашних заданий за 1 среднестатистический день в 5, 9 классах с учётом учебного дня (выбор был сделан случайный, из электронного дневника). Рассматривались только домашние задания для 5-11 классов, т.к. в начальных классах один учитель и он может регулировать объём домашних заданий по всем своим предметам на каждый день. В среднем и старшем звене школы, учебные предметы ведут разные учителя и регулирование объёма домашнего задания с учётом других предметов становится проблемой.

У вас на столах в файлах листы с расписанием и домашним заданием на следующий день (для удобства работы в группах по 2 листа по каждому классу) для 5Б и 9А классов (Приложение 3). Также у вас на столах лежат комплекты учебников для 5 и 9 классов уже с закладками параграфов и страниц заданий, указанных в распечатке. Ваша задача оценить объём заданий, примерное время на его выполнение. Учтите, что выполнять его должны 5-классники и 9-классники. Пометки можете делать на распечатках. Рекомендуем разделиться на 2 группы, одни работают с заданием для 5 класса, другие - 9. Сопоставьте полученный результат с нормами СанПиН. Они у вас есть в таблице на одном из листов А4 в файле. Время на выполнение задания-10 минут.

Участники работают в группах, с использованием учебников.

Озвучивание результатов, ведущий записывает результаты на доске.

Сравнение результатов с нормами СанПиН (озвучивание ведущим)

Ведущий: Какие же нормативные документы существуют в отношении домашних заданий? (презентация, Слайд 6,7,8)

Эти документы тоже у вас есть в распечатках. (Приложение 4)

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022). Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся

п. 1. Обучающиеся обязаны:

  • добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

Согласно СанПиН 1.2.3685-21, с учетом требований по безопасности для здоровья рекомендуются следующие затраты времени на подготовку к занятиям дома для соответствующего возраста школьника:

Требования к организации образовательного процесса

Таблица 6.6

Показатель

Организация, возраст

Норматив

Продолжительность выполнения домашних заданий, не более

1 класс

1,0 ч

2-3 классы

1,5 ч

4-5 классы

2,0 ч

6-8 классы

2,5 ч

9-11 классы

3,5 ч

  • ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п. 2 ст. 30 Положение о домашнем задании образовательные организации разрабатывают самостоятельно.
  • Письмо министерства общего и профессионального образования российской федерации от 22 февраля 1999 года n 220/11-12 «о недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы»

Письмо старое, но более «свежего» документа нет и многие школы при разработке Положения о домашнем задании, до сих пор его используют. В нём интересный момент: для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник.

Кстати, Конвенция о правах ребёнка и Конституция РФ в статьях о праве на отдых не запрещают домашние задания на каникулы, но не рекомендуют.

На самом деле, если мы углубимся в историю вопроса, то увидим, что законодательного акта, предписывающего обязательное выполнение учащимися домашнего задания, просто не существует!

Более того, единственным государственным документом, относящимся к домашнему заданию, был Декрет «Об единой трудовой школе РСФСР», в котором было указано, что «задавание обязательных уроков и работ на дом не допускается». Документа, обязывающего школу и учителей давать детям домашние задания, в России не было никогда. Наличие домашних заданий предполагала лишь классно-урочная система, поэтому в их необходимости никто не сомневался.

Ведущий: в качестве очевидного аргумента против больших объёмов домашних заданий приведём простую арифметику (неделя выпускника): (презентация, Слайд 9)

34 часа в неделю - уроки в школе;

3,5 часа в среднем в день - выполнение домашних заданий (согласно нормам СанПиН);

Итого = 51,5 часа в неделю (!).

А еще не будем забывать про подготовительные курсы, кружки и творческие студии, спортивные секции… Что и говорить, о времени на общение с родителями и сверстниками, посещение музеев, театров, выставок остается только мечтать, хорошо, если на сон хватает.

Для сравнения:

Рабочий день взрослого человека - 8 часов * 5 рабочих дней в неделю = 40 часов

Ведущий: Мы провели небольшое анкетирование 5-классников по вопросам объёма и уровню сложности домашних заданий. Давайте посмотрим, какие результаты мы получили. (презентация, Слайд 10, 11)

Ведущий анализирует полученные результаты (диаграммы).

Ведущий: Детям задают домашнее задание по музыке и ИЗО, а ведь это предметы, на которых дети должны получать удовольствие от творчества. Насколько целесообразны эти задания, а ИЗО ещё дети отмечают, как предмет, требующий большой затраты времени.

Это в соответствии с № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п. 2 ст. 30 Положение о домашнем задании образовательные организации разрабатывают самостоятельно, а следовательно, могут изменить, снизив нагрузку.

Ведущий: Не случайно домашние задания привлекают все большее внимание пользователей родительских сообществ в Интернете, а их объем и сомнительная польза стали одной из самых популярных тем для обсуждения.

На одном интернет-форуме для родителей был опубликован такой комментарий:

Давайте попробуем аргументированно согласиться с данными комментариями или опровергнуть их. Каждой группе по комментарию. (участники отвечают сразу) (презентация, Слайд 12)

1. «Я считаю, что домашнее задание задавать нужно, но не каждый день. Выучивание правил, чтение параграфов, выполнение письменных заданий - от этого знаний не прибавится. Ученик приходит уставший и садится за уроки. Делать он их не хочет! Но чтобы получить «5», а не «2», ученику приходится садиться за уроки. Выбор здесь небольшой».

Участники комментируют высказывания

2. «Мой ребенок нормально справляется с домашними заданиями. Мы вместе делаем уроки. Иногда долго, мучительно, но выполняем все. Чтобы сделать домашнюю работу, мне приходится полдня провести в Интернете, чтобы узнать, как объяснить ребенку ту или иную тему».

Участники комментируют высказывания

На другом форуме мама пятиклассника разместила такое сообщение:

3. «Когда мой сын учился в младшей школе, домашних заданий практически не было. Учился он очень хорошо, почти на одни пятерки, и когда перешел в среднюю школу, запаса знаний ему хватило еще на два года. Я думаю, успеваемость зависит не от количества домашних заданий, а от профессионализма учителя. Домашнее задание - это в большинстве случаев перекладывание педагогами своей работы на родителей». (презентация, Слайд 13)

Участники комментируют высказывания

Ведущий: А теперь давайте вернёмся к нашим заданиям с оценкой объёма домашнего задания, которое вы выполняли в группах. Сейчас вам нужно проанализировать их с точки зрения объёма, целесообразности, возможности изменения. Внести предложения по повышению эффективности данных домашних заданий.

У каждой группы свой вопрос для анализа:

Родители: Какую роль выполняют родители при выполнении детьми данных домашних заданий. В чём может заключаться их помощь?

Учителя: анализ объёма домашних заданий по отдельным предметам, предложения способов снижения объёма и повышения эффективности домашних заданий.

Обучающиеся: анализ объёма домашних заданий по отдельным предметам, предложения способов снижения объёма, повышения эффективности и заинтересованности в выполнении домашних заданий.

Работа в группах - 3 минуты.

Участники обсуждают вопросы в группах, озвучивают результаты.

Ведущий: А теперь мы предлагаем вам в качестве подведения итогов поработать в группах - создание кластеров «Домашним заданиям «да» или «нет».

Создают кластеры на листах формата А2, размещают на доске, защищают их.

Ведущий: Подведение общего итога сессии.

Закончить нашу сессию я бы хотела словами американского психолога Берреса Фредерика Скиннера ««Образование - это то, что остается, когда все выученное забыто».

(презентация, Слайд 14)

Список использованных источников

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022).
  2. СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
  3. Письмо министерства общего и профессионального образования российской федерации от 22 февраля 1999 года n 220/11-12 «о недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы»
  4. https://www.mos.ru/donm/documents/arkhiv-novostei/view/170386220/ Домашнее задание: мнения «за» и аргументы «против» / Департамент образования и науки города Москвы / ДОНМ (дата обращения 02.11.2022)
  5. https://home-school.interneturok.ru/blog/domashnee_obrazovanie/plyusy-i-minusy-domashnego-zadaniya Плюсы и минусы домашнего задания при обучении (дата обращения 02.11.2022)