Урок сольфеджио. Тема: "Музыкальный метр и ритм"

Разделы: Музыка, Дополнительное образование

Ключевые слова: сольфеджио


Общие образовательные цели:

  • Повторить и закрепить знания определенных музыкальных понятий.
  • Познакомить учащихся с определенными жанрами музыкальных произведений.
  • Формировать умение анализировать музыкальный текст.
  • Развивать музыкальное мышление и память.
  • Развивать чувство метроритма.
  • Пробудить активность воображения.

Ход урока

1. Вступление. Постановка темы урока

Слышно биение метронома.

- Какие ассоциации вызывает это биение? Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?

2. Актуализация знаний

- Внутри человека есть ритм? С чем в музыке можно сравнить пульс человека? Что такое музыкальный размер? Какими словами можно охарактеризовать пульс в музыке?

Задание: определить размер музыкальных произведений.

Например:

  • Видов «Галоп» (размер 2/4)
  • Делиб «Вальс» (размер 3/4)
  • Гендель «Пассакалия» (размер 4/4)

- Зная, только музыкальный размер, можно предположить в каком жанре будет произведение?

Например: полька 2/4, вальс 3/4, марш 4/4

Задание: прочитать стихотворный текст в разных музыкальных жанрах и размерах (полька, вальс, марш).

Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда не взглянешь,
Все кругом светло.

- Проговаривая стихотворение в разных размерах, вы меняли и ритмический рисунок. Дайте определение ритму в музыке.

Задание: записать ритм стихотворения в размерах 2/4 и 3/4.

- Изменился ли характер, эмоциональный настрой стихотворения, когда менялся размер и ритмический рисунок? Какой ритмический рисунок соответствует вашему характеру?

Задание: соединить карточки с ритмическим рисунком и соответствующие им танцы.

Например: ритм «четыре шестнадцатые» - полька, «короткий пунктир - мазурка, ритм «синкопа» - краковяк.

- Почему для разных танцев, характерен определенный ритмический рисунок? Является ли ритм основой жанра?

Задание: подобрать синонимы к слову «ритм».

Например: четкость, симметрия, ассиметрия, беспорядок, последовательность, ровность, неровность.

Задание:ритмический оркестр Барток Б. «Веселый пастушок» - сыграть на ударных инструментах двухголосную партитуру, ответить на вопросы.

- Слово «ритм» в музыке включает в себя два понятия - метр (пульс) и ритм. Где в партитуре нашего оркестра сфера пульса (аккомпанемент), а где сфера ритма (мелодия)?

3. Итоги урока. Рефлексия

- Известный музыкант Ганс фон Бюлов сказал: «Библия музыканта начинается словами: вначале был ритм». Согласны вы с этим высказыванием? Почему ритм является основой музыки? Могла бы музыка существовать без ритма? Где еще, кроме музыки, можно встреть ритм?