Общие образовательные цели:
- Повторить и закрепить знания определенных музыкальных понятий.
- Познакомить учащихся с определенными жанрами музыкальных произведений.
- Формировать умение анализировать музыкальный текст.
- Развивать музыкальное мышление и память.
- Развивать чувство метроритма.
- Пробудить активность воображения.
Ход урока
1. Вступление. Постановка темы урока
Слышно биение метронома.
- Какие ассоциации вызывает это биение? Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?
2. Актуализация знаний
- Внутри человека есть ритм? С чем в музыке можно сравнить пульс человека? Что такое музыкальный размер? Какими словами можно охарактеризовать пульс в музыке?
Задание: определить размер музыкальных произведений.
Например:
- Видов «Галоп» (размер 2/4)
- Делиб «Вальс» (размер 3/4)
- Гендель «Пассакалия» (размер 4/4)
- Зная, только музыкальный размер, можно предположить в каком жанре будет произведение?
Например: полька 2/4, вальс 3/4, марш 4/4
Задание: прочитать стихотворный текст в разных музыкальных жанрах и размерах (полька, вальс, марш).
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда не взглянешь,
Все кругом светло.
- Проговаривая стихотворение в разных размерах, вы меняли и ритмический рисунок. Дайте определение ритму в музыке.
Задание: записать ритм стихотворения в размерах 2/4 и 3/4.
- Изменился ли характер, эмоциональный настрой стихотворения, когда менялся размер и ритмический рисунок? Какой ритмический рисунок соответствует вашему характеру?
Задание: соединить карточки с ритмическим рисунком и соответствующие им танцы.
Например: ритм «четыре шестнадцатые» - полька, «короткий пунктир - мазурка, ритм «синкопа» - краковяк.
- Почему для разных танцев, характерен определенный ритмический рисунок? Является ли ритм основой жанра?
Задание: подобрать синонимы к слову «ритм».
Например: четкость, симметрия, ассиметрия, беспорядок, последовательность, ровность, неровность.
Задание:ритмический оркестр Барток Б. «Веселый пастушок» - сыграть на ударных инструментах двухголосную партитуру, ответить на вопросы.
- Слово «ритм» в музыке включает в себя два понятия - метр (пульс) и ритм. Где в партитуре нашего оркестра сфера пульса (аккомпанемент), а где сфера ритма (мелодия)?
3. Итоги урока. Рефлексия
- Известный музыкант Ганс фон Бюлов сказал: «Библия музыканта начинается словами: вначале был ритм». Согласны вы с этим высказыванием? Почему ритм является основой музыки? Могла бы музыка существовать без ритма? Где еще, кроме музыки, можно встреть ритм?