Пояснительная записка
От современного учителя требуется не только знание преподаваемого предмета, но и знание возможностей компьютерных технологий и умение применять их во время учебного процесса.
Во многих учебных заведениях преподавание черчения ведется с использованием традиционных технологий. Наряду с ними можно применять и современные компьютерные технологии, т.к. в дальнейшем, при обучении в технических ВУЗах, да и не только в них, знание программ 3D моделирования упрощает задачу обучения.
Одной из таких программ является система КОМПАС 3D компании АСКОН. Компания АСКОН разрешила бесплатно использовать свои продукты в общеобразовательных учебных заведениях. Использование программ 3D моделирования на уроках черчения позволяет учащимся получить дополнительные знания, умения и навыки, развить пространственное воображение, и не является альтернативой традиционным формам обучения предмету.
Самой большой проблемой использования программ 3D моделирования на уроках является недостаток времени, отведенного на изучение курса черчения в 9 классе. Этот недостаток можно компенсировать тем, что учащиеся могут в самостоятельном режиме начать изучение программы КОМПАС 3D, используя различную литературу, в том числе и ресурсы сети Интернет.
Для реализации данной формы обучения требуется, конечно же, чтобы учитель сам умел работать в программе моделирования и был обеспечен доступ к достаточному количеству компьютерной техники во время уроков.
Наиболее удачными видами уроков могут быть семинары и практикумы, во время которых обязательна демонстрация возможностей и отработка практических навыков работы непосредственно в программе КОМПАС 3D.
Изучение программы КОМПАС 3D можно включить в планирование по черчению, как одну из тем.
Примерное планирование данной темы (7 часов)
Тема 1. Знакомство с программой КОМПАС 3D. Создание и редактирование эскиза.
Изучаются способы создания эскиза с помощью простейших инструментов рисования, построение сопряжений, усечение кривых, задание размеров.
Тема 2. Операция «Выдавливание» и «Вырезать выдавливанием».
Изучается создание объемного тела путем применения операции «Выдавливание» и свойства данной операции, а также удаление объема при помощи операции «Вырезать выдавливанием» и свойства данной операции.
Тема 3. Практическая работа «Применение операций «Выдавливание» и «Вырезать выдавливанием».
Практическая работа по созданию моделей с применением соответствующих операций.
Тема 4. Операция «Вращение» и «Вырезать вращением».
Изучается создание объемного тела путем применения операции «Вращение» и свойства данной операции, а также удаление объема при помощи операции «Вырезать вращением» и свойства данной операции.
Тема 5. Практическая работа «Применение операций «Вращение» и «Вырезать вращением».
Практическая работа по созданию моделей с применением соответствующих операций.
Тема 6. Создание чертежа в программе КОМПАС 3D.
Изучается методика создания чертежа из созданной модели.
Тема 7. Практическая работа «Создание чертежа детали».
Закрепление навыков работы с программой КОМПАС 3D по созданию модели и чертежа.
План-конспект урока черчения классе
Цель:
- Совершенствовать навыки создания моделей в программе КОМПАС 3D.
- Изучить методику создания чертежа в программе КОМПАС 3D из созданной модели.
Техническое и материальное обеспечение: Компьютеры с установленной программой КОМПАС 3D, мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки-задания).
Тип урока: Семинар-практикум.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Практическая работа (карточки-задания). Создание детали по чертежу в соответствии с указанными размерами.
- Демонстрация методики создания чертежа из созданной модели.
- Закрепление.
- Домашнее задание.
1. Организационный момент. (2 мин)
Проверить наличие учащихся в классе, готовность к уроку (тетрадь, ручка).
2. Актуализация опорных знаний. (5 мин)
Повторить основные операции по созданию объема (выдавливание, вращение) и удалению объема (вырезать выдавливанием, вырезать вращением). При повторении для демонстрации используется компьютер и проектор.
3. Практическая работа. Создание детали по чертежу в соответствии с указанными размерами. (12 мин)
Задание. Создать модель по чертежу в соответствии с указанными размерами. Выполняется учащимися самостоятельно.
Этапы выполнения задания:
1. Проанализировать форму модели, определить габаритные размеры, определить основные элементы детали, обсудить алгоритм построения детали.
- Модель состоит из двух элементов: основание сложной формы с двумя отверстиями и цилиндра, в центре детали имеются отверстия;
- Длина основания - 90 мм, ширина - 50 мм, высота - 50 мм;
- Последовательность построения: основание, цилиндр, отверстия.
2. Запустить программу КОМПАС 3D.
3. Выбрать Файл - создать - деталь.
4. Выбрать конструктивную плоскость XY, создать эскиз.
5. Создать эскиз основания детали.
6. Применяя операцию выдавливания на 15 мм, создать основание.
7. Выбрав плоскость на поверхности основания создать эскиз для цилиндра - окружность диаметром 40 мм.
8. Применяя операцию выдавливания, создать цилиндр высотой 35 мм.
9. Выделить плоскость на торце цилиндра и создать эскиз для отверстия - окружность диаметром 30 мм.
10. Применяя операцию вырезать выдавливанием на расстояние 20 мм, создать отверстие.
11. Выделив кольцо в верхней части цилиндра создать эскиз для второго отверстия диаметром 14 мм.
12. Применяя операцию вырезать выдавливанием через все, создать отверстие.
Изготовление модели завершено.