Цель: учить дифференцировать гласные звуки.
Задачи:
- учить различать гласные звуки и буквы в словах, дифференцировать их;
- закреплять знания о гласных звуках;
- развивать фонематический слух;
- анализировать слова и группировать из по определенному признаку;
- развивать долговременную память, мышление;
- ориентироваться в пространстве;
- развивать орфографическую зоркость.
Слайд №1
Организационный момент
Раз-два - выше голова
Три-четыре - руки шире
Пять-шесть - тихо сесть
Сообщение темы занятия
дравствуйте, ребята. Сегодня наш урок называется «Иванушка и Ытыр Фытыр». Нам предстоит работать с звуками[И] [Ы], а это значит, что нам надо разогреть наш ротик.
Слайд №2
Артикуляционная гимнастика.
Слайд №3
Пение алфавита.
Слайд №4
Ребята, это - Иванушка! Послушайте и запомните про него потешку.
Слайд №5
Потешка «Иванушка»
Слайд №6
А теперь все дружно спойте потешку, ребята. Ладошками отбивайте ритм.
Слайд №7
Потешка «Иванушка»
Слайд №8
Давайте произнесём имя нашего гостя громко, чётко проговаривая каждый звук.
Слайд №9
ИВАНУШКА. Молодцы. А теперь скажите, пожалуйста, где стоит звук [И] в этом слове. Сколько слогов в этом слове? Правильно, ребята. Какое правило вы использовали при подсчете слогов? «Сколько гласных столько и слогов».
Слайд №10
- Здравствуй, ребята!
- Здравствуй, Иванушка!
- Ребята, вы случайно не видели моего друга?
- А как зовут твоего друга?
- Зовут его - Ытыр Фытыр!
- Какое интересное имя? Начинается на Ы. Ребята, скажите, пожалуйста, может [Ы] стоять в начале слова? Совершенно верно! [Ы] не может стоять в начале слова!
- В сказке все бывает! Вот послушайте потешку про моего друга и запомните её!
Слайд №11
Потешка «Ытыр Фытыр»
Слайд №12
- Ребята, спойте потешку отбивая ритм ладошками и Ытыр Фытыр придет к нам в гости.
Слайд №13
Потешка «Ытыр Фытыр»
Слайд №14
Давайте произнесём имя нашего гостя громко, чётко проговаривая каждый звук. Ы Т Ы Р. Молодцы. А теперь скажите, пожалуйста, где стоит звук [Ы] в этом слове. Сколько слогов в этом слове? Правильно, ребята.
Слайд №15
- Здравствуй, ребята! Здравствуй, Иванушка!
- Здравствуй, Ытыр Фытыр!
Слайд №16
Ребята, Какой первый звук в имени этого сказочного героя? Правильно. Звук [И]
Слайд №17
Ребята, Какой первый звук в имени этого сказочного героя? Правильно. Звук [Ы]
Слайд №18
Что мы можем рассказать про эти звуки?
Слайд №19
Артикуляция звука.
Слайд №20
Звуковые дорожки.
Спойте на одном выдохе прямую дорожку ребята.
А теперь будем «прыгать через лужи». На каждую линию делаем вдох и выдох.
Молодцы. А теперь «бежим по горячим камням». Один вдох и много выдохов.
А теперь «поплывем по волнам». Изменяем силу голоса, ребята.
Слайд №21
Ребята, посмотрите, правильно ли художник раскрасил букву? Каким цветом обозначаем гласные?
Слайд №22
Послушайте стихотворение про букву, ребята.
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы -
Все мы знать её должны.
На что похожа буква Ы по этому стихотворению?
Слайд №23
Артикуляция звука.
Слайд №24
Звуковые дорожки.
Спойте на одном выдохе прямую дорожку ребята.
А теперь будем «прыгать через лужи». На каждую линию делаем вдох и выдох.
Молодцы. А теперь «бежим по горячим камням». Один вдох и много выдохов.
А теперь «поплывем по волнам». Изменяем силу голоса, ребята.
Слайд №25
Ребята, посмотрите, правильно ли художник раскрасил букву? Каким цветом обозначаем гласные?
Слайд №26
Послушайте стихотворение про букву, ребята.
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
На что похожа буква И по этому стихотворению?
Слайд №27
А теперь сыграем в игру «Назови звук и поймай букву ладошками».
Слайд №28
Молодцы, ребята. Самое время встать возле стульчиков и вспомнить все гласные звуки алфавита.
Слайд №29
Иванушка и Ытыр Фытыр приготовили для вас загадку ребята.
Всех на свете обшивает,
что сошьёт - не надевает.
Слайд №30-31
Правильно! Это - игла. Произнесите это слово по звукам, ребята. Где стоит звук [И] в этом слове? Сколько слогов в этом слове?
Слайд №32-36
Для чего нужна игла? А играть с ней можно? Почему? А воздушный шар этого не знал и послушайте, что произошло, ребята.
Играл воздушный шар с иглой,
И вот лежит он чуть живой.
Игрушки, всем вам ясно?
Играть с иглой опасно!
Слайд №37
Прочтите стихотворение хором, ребята!
Слайд №38-41
Хоровое чтение стихотворения.
Слайд №42
Слушайте следующую загадку.
Они ходят, но стоят
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять…
Слайд №43-44
Правильно! Это - часы. Произнесите это слово по звукам, ребята. Где стоит звук [Ы] в этом слове? Сколько слогов в этом слове?
Слайд №45
Согласование речи и движения
Слайд №46-55
Сообщения новых знаний
В сочетаниях ЖИ-ШИ
только И всегда пиши!
Лыжи, мыши и ужи,
Шины, ёжики, чижи.
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ
С буквой И всегда пиши.
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши.
Все сочетания ЖИ - ШИ
Ты только с буквой И пиши!
А теперь читаем это стихотворение все вместе, ребята.
Слайд №56-64
Хоровое чтение стихотворения.
Слайд №65
Ребята, нам что-то говорят часы. Слышите?
Слайд №66
Согласование речи и движения
Слайд №67
- Часы сообщили нам, что пора прощаться с нашими гостями. До свидания, Иванушка. До свидания, Ытыр Фытыр.
- До свидания, ребята.
Слайд №68
Домашнее задание
Слайд №69