Методическая разработка "Первые шаги в обучении жонглирования мячами"

Разделы: Дополнительное образование


Введение

Искусство жонглирования, то есть умение подбрасывать и ловить одновременно несколько одинаковых или различных предметов, было известно еще в древности. Жонглирование требует сноровки, внимательности и ловкости.

Французский термин «жонглер» произошел от латинского слова «joculator» - шутник, забавник, остряк. В середине века во Франции жонглерами называли уличных артистов, бродячих комедиантов. Самое большое место в их выступлениях отводилось умению вертеть мяч на ножах, ловко подбрасывать и ловить оружие, искусству балансирования.

В разных странах жонглеры использовали в качестве реквизита разнообразные предметы. В Древнем Риме, например, жонглировали в основном шарами. В России при дворе царя Федора Иоанновича в 1634 г. жонглирование показывали скоморохи («метальщики»). От жонглера требуется предельная ловкость, мгновенная реакция, быстрота движений и развитое чувство ритма. Конечно, выдержка и терпение. Эти качества артист вырабатывает упорной тренировкой, жонглер должен быть всегда в форме.

Любой вид жонглирования подчиняется общему правилу: артисту необходимо иметь в поле зрения все предметы, находящиеся в воздухе, и мгновенно реагировать на малейшую неточность, малейшее отклонение предмета от заданной траектории полета. Во время репетиции жонглер иногда сотни раз должен нагнуться, чтобы поднять упавшие предметы. И не один месяц или год пройдет, пока эти предметы станут послушными ему.

Жонглирование - это тот навык, освоить который при желании может любой человек. Главное - системный подход к тренировкам и настойчивость, ведь с первого раза жонглировать более чем двумя предметами точно не получится. Особенно увлекаются этим видом искусства дети, мечтающие выступать в цирке, поражать талантом зрителей на сцене, они могут выступать на школьных мероприятиях.

Жонглирование не имеет возрастных ограничений. Учиться никогда не поздно. Тренироваться не обязательно на специальных мячиках, их можно заменить мандаринами или другими любыми круглыми предметами.

Велик тот артист, который заставляет зрителей забыть о деталях.
Сара Бернар (1844-1923) - французская актриса

Тема 1. Жонглирование одним мячиком

Цель: Введение в мир жонглирования.

Задачи:

  • освоение необходимых навыков по обеспечению безопасности во время занятий;
  • разучивание подготовительных упражнений (постановка корпуса, правила работы рук);
  • умение концентрировать внимание на жонглировании.

Жонглирование - увлекательное и полезное занятие, приносящее много положительных эмоций и разгружающие мысли. Научиться жонглировать нетрудно - это можно сделать самостоятельно или в специальных секциях. Освоив технику броска, вы сможете отвлекаться от дел в любое время и в любом месте, ведь жонглировать можно практически чем угодно, подойдут яблоки, апельсины, картошка, луковицы - лишь бы Вам было удобно.

Постановка корпуса:

  1. голова высоко поднята, взгляд - вперед
  2. плечи опущены, чтобы открыть затылок
  3. руки согнуты в локтях, гибкие и живые
  4. ветер в подмышках, руки не прижаты к корпусу
  5. кисти рук гибкие и живые
  6. корпус прямой, таз на уровне корпуса
  7. ноги прямые, гибкие и живые
  8. ступни соприкасаются с полом.

Начинать нужно учиться жонглировать с одного мячика (это может быть апельсин, яблоко или любой другой круглый предмет). Возьмите в руку один мячик и перебрасывайте из одной руки в другую. Высота броска - немного выше уровня глаз. Броски и поимки производятся в разных точках. Броски - ближе к середине тела, поимки - с внешней стороны. После поимки рука совершает полукруговое движение и совершает бросок. Это упражнение простое, но очень важное, так как закладывает базу для жонглирования. Упражняйтесь, пока Вы не станете уверенно бросать и ловить мячик.

Не переходите к следующему этапу, пока не научитесь подбрасывать один предмет. Очень скоро у вас будут получаться несложные базовые трюки.

Инструкция:

  1. Встаньте ноги на ширине плеч или сядьте на стул с прямой спиной без подлокотников.
  2. Руки перед собой как будто вы держите поднос, согнуты в локтях под углом 90 градусов, мячик в одной руке.
  3. Начните перебрасывать мяч из одной руки в другую с открытыми глазами, медленно поднимайте взгляд вверх к потолку и в итоге закрывайте глаза. Верните голову в нормальное положение.
  4. Перебрасывайте мяч примерно раз в секунду (50 раз в минуту) на протяжении упражнения. Мяч должен перекидываться на высоте 10-15 сантиметров над уровнем рук.
  5. Продолжайте жонглировать 10-20 минут. Если в это время вы роняете мяч, поднимите его и продолжайте жонглирование. Иногда ронять мяч - это часть процесса.
  6. По мере того, как ваша способность жонглировать улучшается, повышайте уровень сложности раздвигая руки на большее расстояние или повышая высоту броска. Продолжайте создавать себе вызов, обучать свою неврологию.

Задания по теме 1

1. Разгадайте загадки:

В нашем цирке выступает,
Он предметы вверх бросает,
Ловок словно каскадер.
Что же за артист? - …
(Жонглер)

В воздух он мячи кидает.
Знаем точно: все поймает,
Не уронит ни один,
В цирке он такой один.
(Жонглер)

2. Ответьте на вопросы:

ВОПРОС

ОТВЕТ

1. Что требуется в жонглировании?

сноровка, внимательность, ловкость.

2. Человек, с какого возраста может обучаться жонглированию?

не имеет возрастной категории, в любом.

3. Что означает французский термин «жонглер»?

от латинского слова - шутник, забавник, остряк.

4. Какими предметами можно жонглировать?

любыми; шарами, а также яблоки, апельсины, картошка, луковицы подойдут.

3. Продолжить предложение:

1. Жонглирование - увлекательное и полезное занятие, приносящее много положительных__________________.

2. Не переходите к следующему этапу, пока не научитесь_________________.

3. По мере того, как ваша способность жонглировать улучшается, повышайте уровень сложности, раздвигая руки________________.

Играй всегда так, будто тебя слушает артист.
Роберт Бернар (1810-1856) - немецкий композитор

Тема 2. Жонглирование двумя мячиками

Цель: Освоение основ жанра жонглирования.

Задачи:

  • развитие скоростно-силовых качеств;
  • воспитание трудолюбия и ответственности;
  • умение концентрировать внимание.

Польза жонглирования для мозга.

Исследования показали, что у людей, регулярно занимавшихся жонглированием, повысилась выработка белого вещества мозга и увеличилось количество серого вещества. Таким образом, жонглирование напрямую влияет на структуру головного мозга. Кроме того, сам объем этого органа увеличивается на 3%. Дети, занимающиеся жонглированием, развиваются быстрее, демонстрируют остроту мышления и смекалку. У жонглеров четкая координация движения. Процесс жонглирования отвлекает от тягостных размышлений и снимает напряжение. Во время жонглирования в голову приходят долгожданные идеи. Выработка серотонина. Улучшается взаимодействие обоих полушарий головного мозга, что стимулирует выработку гормона радости - серотонина. Это повышает настроение и нормализует самочувствие! Движения, совершаемые при жонглировании, развивают моторику, что благотворно сказывается на работе мозга. Если начать жонглировать в раннем детстве, учеба в школе будет даваться проще.

Перед началом занятий ознакомьтесь с секретами профессионалов в таблице:

Совет

Описание

С чего начать занятия

Не приступайте к жонглированию тремя предметами, пока не научитесь управлять с двумя. Увеличивайте нагрузку постепенно

Ритм и темп

Жонглирование - музыка, важно соблюдать единый темп и ритм.

Предметы

Учитесь для начала на небольших шариках, по размеру не больше мандарин

Частота уроков

Не пропускайте тренировки. Занимайтесь ежедневно, даже если на урок есть только 10 свободных минут.
Помните, что повторение - мать учения. Чем чаще и дольше будут проходить ваши тренировки, тем лучше

Возьмите в каждую руку по мячику. Сделайте бросок правой рукой, а когда мячик достигнет максимальной высоты, сделайте бросок левой рукой. Поймайте первый мячик левой рукой, затем правой рукой - второй. Остановитесь. Теперь повторите, начиная с левой руки. Концентрируйтесь на точности бросков.

Когда обмен мячиками начнет получаться уверенно с каждой руки, вы сможете делать это упражнение без пауз.

Инструкции:

  1. Возьмите в руку по шару.
  2. Жонглирование лучше начинать по часовой стрелке. Из одной руки подбросьте второй мяч, когда первый будет наверху, из правой руки передайте предмет в левую.
  3. Соблюдайте широкую амплитуду. Чем больше вы будете заниматься, тем меньше будет круг полета мячика.
  4. Старайтесь избавляться от паузы и соблюдать единый ритм полета. Повторяйте цикл.
  5. Когда получится жонглировать двумя предметами в течение 5-10 минут без остановок, то можно усложнить задачу: увеличить скорость, уменьшить амплитуду подброса шара в воздух.
  6. Приступайте к следующему этапу, когда жонглирование двумя мячами будет освоено в совершенстве.

Задания по теме 2

1. Разгадайте загадки:

Удивляются вокруг:
Как ему хватает рук?
Всем известный гастролер,
Ловкий, смелый, он…
(Жонглер)

Есть в цирке известный артист - гастролер,
Кидает предметы и ловит…кто?..
(Жонглер)

2. Ответьте на вопросы:

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

1. Со сколькими шариками необходимо начинать учиться жонглировать?

с одного мяча

2. Что показали исследователи и что повышается у детей, регулярно занимающихся жонглированием?

повысилась выработка белого вещества мозга и увеличилось количество серого вещества, влияет на структуру головного мозга. Дети, занимающиеся жонглированием, развиваются быстрее, демонстрируют остроту мышления и смекалку.

3. Какие четыре секрета есть у профессионалов-жонглеров?

1. С чего начать занятия 2. Ритм и темп 3. Предметы 4. Частота уроков.

3. Вставьте пропущенные слова в предложения:

1. Во время жонглирования в голову приходят долгожданные идеи. Выработка серотонина. Улучшается взаимодействие обоих полушарий головного мозга, что стимулирует выработку гормона радости - серотонина.

2. Это повышает настроение и нормализует самочувствие!

3. Движения, совершаемые при жонглировании, развивают моторику, что благотворно сказывается на работе мозга.

4. Если начать жонглировать в раннем детстве, учеба в школе будет даваться проще.

Смертельный номер! Зрителей со слабыми нервами
просим покинуть цирк!
А.А.Миронов (1941-1987) -
русский советский актер театра и кино

Тема 3. Жонглирование тремя мячами

Цель: Освоение трех мячей

Задачи:

  • формировать знания, умения и навыки по владению техники жонглирования;
  • правильно рассчитывать траекторию движений всех мячей;
  • воспитать в себе настойчивость, трудолюбие и упорство.

Следующий трюк намного сложнее. Предыдущие упражнения можно освоить в течение пяти часов, а жонглирование 3 мячами - сложнее. Потратить придется больше времени и усилий. На первых порах у начинающего циркача может, не получится выполнение данного упражнения. Самое сложное, это замена мяча. В данном случае необходимо правильно рассчитать траекторию движения всех шаров, чтобы в нужный момент в полете оказались правильные предметы.

Инструкция: Не бросайте обучение на половине пути, тренируйтесь даже если вам кажется, что не получается освоить технику жонглирования.

Рекомендации:

  1. Задумайтесь о физических особенностях полета мячей. Разбейте их путь и время, которые они находятся в «подвешенном» состоянии, на равные части.
  2. В одну руку возьмите два предмета, во вторую - один.
  3. Бросайте высоко в воздух, можно даже на метр вверх, мяч. Теперь в руке осталось по шару.
  4. Когда шар не долетит до вершины 5-10 сантиметров, подбрасывайте второй предмет в воздух, одновременно бросая из правой руки в левую оставшийся предмет.
  5. Ловите первый мяч. Повторяйте круг упражнения, пока оно не получится в совершенстве.

Первые уроки достаточно трудные, неудачи могут вывести из себя и заставить бросить начатое дело. Но уже через 5-10 тренировок освоить технику жонглирования тремя мячами можно будет в совершенстве.

- Отрабатывайте бросок одного мяча туда и обратно из одной руки в другую.

- Упражнения с одним мячом - хороший способ довести до совершенства те броски, которые нужны при жонглировании тремя мячами.

- Подбрасывайте мяч с наклоном, чтобы он достигал наивысшей точки у вас над головой, а затем падал под углом в противоположную руку. Когда мяч коснется ладони, подхватите его и запустите обратно в воздух, чтобы перекинуть в другую руку.

- Продолжайте практиковаться до тех пор, пока не научитесь перебрасывать мяч туда и обратно между рук, не роняя его и не глядя на руки.

Совершенствуя навыки, пробуйте различные вариации жонглирования. Освоив жонглирование тремя мячами, внесите разнообразие в привычные практические занятия, чтобы поднять свои навыки на более высокий уровень. Пробуйте жонглировать не мячами, а другими предметами, например, кольцами или кубиками. Можно даже добавить себе четвертый предмет и научиться жонглировать большим количеством объектов, а не только тремя. Если у вас есть друг-жонглер, попробуйте жонглировать вместе с ним и перебрасывать предметы друг другу, когда вы стоите рядом.

Популярной вариацией жонглирования тремя мячами является каскад. Вместо того чтобы быстро запускать в воздух все три мяча, попробуйте подбросить два мяча и дождаться, когда вы поймаете первый, чтобы потом подбросить третий. Каждый раз, как один мяч оказывается у вас над головой, подбрасывайте следующий. В любой момент такого жонглирования в воздухе будут находиться только два мяча.

Задания по теме 3

1. Разгадайте загадку:

Печален лик и стройность его тела
Подчеркивает черный с белым фрак.
Он виртуозно знает свое дело
И номер ясен публике как факт.
Нет права у артиста на ошибку -
Он весь в вниманье как сапер.
И лишь в конце довольную улыбку
Подарит зрителю…
(Жонглер)

2. Ответьте на вопросы:

ВОПРОС

ОТВЕТ

1. Обучаясь жонглировать тремя мячами, что необходимо правильно рассчитывать?

движения всех шаров, чтобы в нужный момент в полете оказались правильные предметы.

2. Что самое сложное в жонглировании тремя мячами?

потратить придется больше времени и усилий. Правильно рассчитать траекторию движения всех шаров, чтобы в нужный момент в полете оказались правильные предметы.

3. Вставьте пропущенные слова в предложения:

1. Отрабатывайте бросок одного мяча туда и обратно из одной руки в другую.

2. Подбрасывайте мяч с наклоном, чтобы он достигал наивысшей точки у вас над головой, а затем падал под углом в противоположную руку.

3. Вместо того чтобы быстро запускать в воздух все три мяча, попробуйте подбросить два мяча и дождаться, когда вы поймаете первый, чтобы потом подбросить третий.

Нет другого средства отомстить публике, как заставить ее рукоплескать вам.
Карло Гольдони (1707-1793) - венецианский драматург

Тема 4. Жонглирование четырьмя мячами

Цель: освоить четыре мячика.

Задачи:

  • расширить представление о многообразии видов жонглирования;
  • развивать творческие способности;
  • воспитывать эмоционально-волевые качества.

Нет предела совершенства. Когда руки будут послушно автоматически ловить брошенные предметы и быстро производить смену мячей, можно переходить к усложнению, жонглирование четырьмя мячами.

Первое, что нужно сделать, обратиться к физике. Условно представьте круг, по которому двигаются в полете мячи. Разделите его на четыре равных части. Теперь в руке по два предмета, скорость подбрасывания и ловли увеличивается. Как и со всеми другими упражнениями, начинайте тренироваться в широкой амплитуде. Кроме классического круга можно освоить более сложную технику жонглирования симметричным узором. Шарами будут описаны две параллельные траектории полета.

Следуйте простой инструкции:

  1. В руке по два мяча. Бросайте одновременно правой и левой рукой один из предметов вверх, направляя их друг от друга.
  2. Когда мячи практически достигнут вершины, бросайте второй мяч. Этой же рукой ловите падающий шар.
  3. Повторяйте упражнения, пока они не получатся.
  4. Сложный способ, освоить его придется не за один день. Детям техника может показаться сложной, приступать к ее изучению лучше старшим обучающимся.

Но для начала рекомендуется освоить методику жонглирования одной рукой.

Инструкция жонглирования одной рукой:

Это простое упражнение. В одну руку возьмите два небольших круглых предмета. Подбрасывайте от себя шар. Когда он достигнет высшей точки, бросайте второй и ловите первый мяч.

Совет: чем меньше предметы, тем легче ими управлять!

Освоить способ не сложно, освоив, наслаждайтесь заработанным талантом и пусть цирковые номера будут удачными!

Задания по теме 4

1. Разгадайте потайную загадку:

Что ни дай, подбрОсит.
ПоймАет. Тут же в вЫсь.
Хотя НИКТО не прОсит…
(и вот с ТАКИМ … водИсь?!).

Ну, лАдно б если б в цИрке.
Овации, цветЫ.
Мокр костЮм без стИрки,
манИшки (В долг взятЫ).

Не знАли гОря, Вы, девИца?
А счас, увЫ … в унЫнье вы?!
Ни одного в домУ сервИза.
Лишь мИски … аллюмИневы.

Всем любопЫтным сей сеньОр
ПредставлЯется - (жонглер).
Перечить женушка не стАла,
Хотя считает: он - кидАла.

2. Вставьте пропущенные слова в предложения:

1. Когда руки будут послушно автоматически ловить брошенные предметы и быстро производить смену мячей, можно переходить к усложнению, жонглирование четырьмя мячами.

2. Кроме классического круга можно освоить более сложную технику жонглирования симметричным узором.

3. Повторяйте упражнения, пока они не получатся.

3. Прочтите стих:

Улыбки зрителей - есть высшая награда,
Простому человеку это не понять,
Жонглеру многого не надо,
Жонглеру важно не ронять.
В глазах людей, мы словно не земляне,
Ведь мы умеем то, что не подвластно им,
Не даром в прошлом египтяне
На пирамидах написали,
Что мы в руках с мячами спим.
Кто-то скажет, что это только хобби,
Не нужно только этим жить,
Но я отвечу очень скромно:
"Бери мячи. Начнем каскад учить"
Жонглером быть довольно трудно,
Порой приходится не спать,
Лишь для того, чтобы на утро
Трюк новый для себя создать.
Мы столько в жизни нароняли,
Вам не удастся сосчитать,
Но мы от этого ни сколько не устали,
Мы ведь готовы поднимать.
Жонглером стать может каждый,
Главное, чтобы судьба,
Дала тебе повод однажды,
Это понять навсегда.

Самое главное

Искусство цирка - это прославление человека, демонстрация его физических и духовных сил: ловкости, выносливости, чувства баланса, гибкости, меткости, находчивости. Какое бы действие не выполнялось - это результат борьбы за расширение возможностей человека.

Поскольку жанр жонглирование - категория историческая, то естественно, что в процессе развития циркового искусства многие жанры и их разновидности претерпели изменения под влиянием эстетических требований своего времени. Начиная с конца прошлого столетия, появилась тенденция к взаимопроникновению жанров. Эта тенденция особенно характерна для современного цирка. Например, жонглирование часто исполняется в сочетании с эквилибристикой. При этом элементы одного жанра, проникая в другой, как правило, не нарушают целостности стилистики основного вида. Для жанра жонглирование характерна связь исполнителя с реквизитом: мячами, булавами, и т.п. у жонглеров. Сущность каждого циркового жанра раскрывается через номер. Именно в номере концентрируются основные черты жанра. Достижения мастеров цирка в жонглировании показывают, сколь богаты возможности этого жанра.

Итак, основная особенность - оптимальное соотношение обучения и творчества, основанное на интересе, успехе и доверии воспитанников, на побуждении детей к активному усвоению жонглированием. Тренируйтесь каждый день. Не отчаивайтесь, если у вас не получится сразу жонглировать тремя мячами - обучение требует времени! Продолжайте заниматься каждый день, пока не добьетесь своего. Если необходимо, начинайте лишь с одного мяча. Затем добавьте второй и третий, тогда разовьете необходимые навыки.

Список методической литературы

  1. Базарова И. Азбука классического танца./ И.Базарова, В.Мэй. - Л.:
  2. Барышникова Т. Азбука хореографии./ Т.Барышников. - М.: ООО «Рольф»,1999.- 272 с., с илл.
  3. Бекина С.И. Музыка и движение / С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Соковнина. - М.: Просвещение, 1983. - 230 с.
  4. Буйлова Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л.Н.Буйлова // Молодой ученый. - 2015. - №15. - С. 567-572.
  5. Буйлова Л.Н., Павлов А.В. Шаблон дополнительной общеобразовательной программы. [Текст] / Л.Н.Буйлова, А.В.Павлов. Материалы вебинара «Разработка и оценка дополнительных общеразвивающих программ». - Москва. - 2015.
  6. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика/ А.И.Буренина. - Санкт-Петербург: Искусство, 1997. - 167 с. 9.
  7. Винер И.А. Физическая культура. Гимнастика, 1-4 классы. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 1 ч. / И.А.Винер, И.М.Горбулина, О.Д.Цыганкова; под ред. И.А.Винер. - М.: Просвещение, 2011, - 127 с.
  8. Винер И.А. Физическая культура. Гимнастика. 1-4 классы. Учебник для общеобразоват. Учреждений. В 2ч./ И.А.Винер. - М.: Просещение, 2011. - 127 с. 11.
  9. Винер И.А. Физичская культура. Гимнастика. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией И.А.Винер. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / И.А.Винер, Н.М.Горбулина, О.Д.Цыганкова. - М.: Просвещение, 2011. - 31 с.
  10. Гуревич З.Б. О жанрах советского цирка. Учеб. пособие для училищ циркового и эстрадного искусства и отделений режиссуры цирк. ин-тов, М., «Искусство», 1977.
  11. Гуревич З. Эквилибристика: Учебник. - М.: Искусство, 1982. - 168 с., ил. 12 л. Ил. Искусство, 1983. - 210 с.
  12. Козлов В.В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. Акробатика / В.В.Козлов, - М.: Гуманитар
    Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. М. - Министерство образования и науки России, Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования». - 2015 г.- 21 с.
  13. Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844).
  14. Разработка дополнительной общеобразовательной программы. Методический сборник МБОУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования» - г. Красноярск. - 2014. - 37с.

Источники

  1. https://www.youtube.com/watch?v=9y5jpZg3-lk&feature=youtu.be&t=37
  2. http://www.jugglingpoet.com/crju/jugthree.html
  3. https://www.youtube.com/watch?v=9y5jpZg3-lk&feature=youtu.be&t=37
  4. https://www.youtube.com/watch?v=9y5jpZg3-lk&feature=youtu.be&t=37
  5. https://www.youtube.com/watch?v=9y5jpZg3-lk&feature=youtu.be&t=37
  6. http://juggler.com/learn-to-juggle-3-balls
  7. http://juggler.com/learn-to-juggle-3-balls
  8. http://www.jugglingpoet.com/crju/jugthree.html