Урок построен по технологии развития критического мышления в сочетании с проблемно-развивающим обучением
Цель урока: изучить механизм и значение процесса фотосинтеза.
Задачи:
образовательные:
- расширить и углубить представление о воздушном питании растений,
- раскрыть сущность процесса фотосинтеза,
- подробно изучить химизм и механизм световой и темновой фаз фотосинтеза,
- выявить приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза.
- рассмотреть значение фотосинтеза в природе и жизни человека;
развивающие:
- развивать умение извлекать информацию из текста и иллюстраций, выполнять анализ и сравнение, установление причинно-следственных связей,
- формировать навык самостоятельной работы с текстом учебника,
- продолжить работу по формированию научного мировоззрения на основании интегративного подхода к изучаемой проблеме;
воспитательные:
- способствовать воспитанию любознательности, формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом,
- осуществлять экологическое воспитание.
Ход урока
1. Организационный момент
Выдающийся русский физиолог Климент Аркадьевич Тимирязев писал: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, солнечного света и целую реку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно - он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений».
О каком процессе, от которого зависит наша жизнь, говорит Тимирязев?
У профессиональных поваров всегда под рукой необходимое оборудование. А я держу в руках зеленый лист. Именно здесь готовятся все необходимые органические питательные вещества. Лист - это целая зеленая лаборатория.
Перед нами на уроке стоит проблема:
Как устроена зеленая лаборатория, как она работает?
Сегодня на уроке мы должны ответить на следующий вопрос: Можно ли считать фотосинтез гениальным изобретением природы?
Проблемный вопрос будем решать через постановку задач к уроку.
Какие задачи урока вы предлагаете решить, чтобы ответить на проблемный вопрос?
Давайте сформулируем задачи урока:
- Рассмотреть условия, при которых происходит фотосинтез (приспособления комнатных растений для фотосинтеза, строение листа, строение хлорофилла)
- Рассмотреть механизм фотосинтеза.
- Выяснить значение фотосинтеза для жизни на Земле.
2. Работа в группах
Группам выдаются задания на листочках. Карточки для раздачи
1. История фотосинтеза
Познакомьтесь с историей открытия фотосинтеза и выполните задание:
Аристотель
Растения - это животные, которые поставлены на голову. Органы размножения у них вверху, а голова внизу. С помощью корней растение извлекает из земли совершенно готовую пищу. Сколько вкусов в плодах, столько же их в земле, которой питаются растения.
Ван Ян Гельмонт (голландский исследователь и химик)
В начале XVII в. фламандский врач Ван Гельмонт вырастил в кадке с землей дерево, которое он поливал только дождевой водой. Он заметил, что спустя пять лет, дерево выросло до больших размеров, хотя количество земли в кадке практически не уменьшилось. Ван Гельмонт, естественно, сделал вывод, что материал, из которого образовалось дерево произошел из воды, использованной для полива. Он посадил ветку вербы массой 1 кг. 800 гр в бочку с почвой, масса почвы - 71 кг 600 г. 5 лет ухаживал за растением, поливал водой. Через 5 лет аккуратно вытянул дерево, очистил корни от почвы и взвесил. Вес растения был равен 58 кг 800 гр, а почва потеряла в весе всего 600гр.
Джозеф Пристли - 1772 г. (английский химик)
В тот же период знаменитый английский химик Джозеф Пристли (он был одним из первооткрывателей кислорода) провел серию опытов по горению и дыханию и пришел к выводу о том, что зелёные растения способны совершать все те дыхательные процессы, которые были обнаружены в тканях животных. Пристли сжигал свечу в замкнутом объеме воздуха, и обнаруживал, что получавшийся при этом воздух уже не может поддерживать горение. Мышь, помещенная в такой сосуд, умирала. Однако веточка мяты продолжала жить в воздухе неделями. В заключение Пристли обнаружил, что в воздухе, восстановленном веточкой мяты, вновь стала гореть свеча, могла дышать мышь. Результат: «Я нашел метод улучшения воздуха, испорченного дыханием . Природа использует с этой целью растительность».
Ян Ингенгауз - 1779 г. (голландец)
Спустя несколько лет голландский врач Ингенхауз обнаружил, что растения окисляют кислород лишь на солнечном свету и что только их зеленые части обеспечивают выделение кислорода. «Мне удалось собрать газ, который растение выделяет на свету - кислород».
Установите соответствие между учеными и открытиями, которые они совершили.
Ученые
|
Открытие |
1.Аристотель |
А.Открытие кислорода |
2.Ван Ян Гельмонт |
Б.Водная теория питания растений |
3.Джозеф Пристли |
В.Почвенная теория питания растений |
4.Ян Ингенгаузен |
Г.Воздушная теория питания |
Правильные ответы: 1-В 2-Б 3-А 4-Г
2 задание: приспособления растений к фотосинтезу
Из предложенных приспособлений выберите те, которые обеспечивают оптимальное протекание фотосинтеза
- множество листьев с плоской поверхностью;
- листовая пластинка видоизменяется в усики и колючки
- стержневая корневая система
- черешок для поворачивания листьев к свету;
- корневое давление
- мозаичное расположение листьев;
- испарение воды листьями
- воздушные корни
- прозрачные, неокрашенные клетки кожицы листа для проникновения света;
- сосудисто-проводящие пучки
- деревянистый стебель
- устьица, обеспечивающие газообмен;
- наличие хромопластов и лейкопластов
- наличие видоизменённых побегов
- особые пластиды хлоропласты, содержащие зеленый пигмент хлорофилл, способный улавливать солнечный свет.
Правильные ответы: 1,4,6,9,12,15
3. Проведение лабораторной работы
Учитель химии: Теперь проведем опыт, доказывающий образование крахмала в листьях на свету Перед проведением работы вспомним правила техники безопасности.
Лабораторная работа: «Образование крахмала в листьях на свету»
Инструктивная карточка
Цель: доказать, что крахмал образуется в листьях на свету.
Оборудование: горшок с геранью, срез картофеля, темный шкаф, раствор йода, чашка Петри, стакан с этиловым спиртом, стакан с водой, спиртовка, ножницы, 2 конические колбы с плоским дном, полоска темной бумаги, пинцет.
Ход работы:
- Горшок с геранью поместить на 3 дня в темный шкаф.
- Закрепите на листке растения темную полоску бумаги, выставить на 10-24 часа горшок на яркий свет.
- Срезать лист, поместить его в горячую воду и кипятить в течение трех минут.
- Затем опустить лист в горячий спирт до изменения окраски.
- Обесцвеченный лист поместить в чашку Петри и залить раствором йода.
- На срез картофеля капнем раствор йода.
- Сделайте вывод о проведенной работе.
4. Изучение механизма фотосинтеза (самостоятельная работа учащихся с текстом)
- 1 группа. Строение хлоропласта и хлорофилла.
- 2 группа. Световая фаза
- 3 группа. Темновая фаза
5. Презентация каждой группы (ответы на вопросы с заполнением таблицы)
По ходу выступления каждой группы, учащиеся на местах заполняют таблицу:
Параметры сравнеия
|
Световая фаза |
Темновая фаза |
Место реакции в хлоропластах |
в гранах хлоропласта |
в строме хлоропласта |
Условия реакции |
солнечный свет |
наличие света необязательно |
Исходные вещества |
вода |
углекислый газ, АТФ,
|
Продукты реакции |
Молекулярный кислород, АТФ, НАДФ-Н |
Углевод, АДФ, НАДФ |
Источник энергии |
Энергия Солнца |
Энергия АТФ |
Суммарное уравнение |
6. Влияние различных факторов на скорость фотосинтеза
Рассмотрите график. Объясните, как изменяется скорость фотосинтеза в зависимости от освещения, от увеличения концентрации углекислого газа и от температуры. Определите оптимальные условия для проведения фотосинтеза.
7. Значение фотосинтеза
«Когда-то, где-то на Землю упал луч Солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервные клетки. Этот луч Солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу». (К.Тимирязев)
Прочитайте цитату Тимирязева и ответьте на вопрос: Какое значение имеет фотосинтез? В чем космическая роль растений на Земле?
8. Рефлексия
Решение познавательных задач.
1. О фотосинтезе можно говорить не только на уроках биологии и химии. Если по-настоящему любить природу, можно описать этот процесс красивым литературным языком. Послушайте выдержку из работы К.А.Тимирязева...
Изобретатель паровоза Стефенсон как-то задал вопрос своему приятелю: "Что движет проходящий перед нами поезд?" "Конечно, твое изобретение", - ответил его друг. "Нет, - сказал Стефенсон, - его движет тот солнечный луч, который сотни миллионов лет назад поглотило зеленое растение".
2. Плоды садовой земляники, созревшие в солнечную и пасмурную погоду, отличаются по вкусу. В чем заключается это отличие? Как вы можете объяснить возникновение таких отличий?
9. Закончить урок можно небольшим стихотворением
Фотосинтез идет на свету круглый год.
И он людям дает пищу и кислород.
Очень важный процесс - фотосинтез, друзья,
Без него на Земле обойтись нам нельзя.
Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова -
Фотосинтез всему этому голова.
Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!
И озоновый слой будет нас защищать.