Интегрированный урок по биологии и химии по теме "Чудо фотосинтеза". 10-й класс

Разделы: Химия, Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10

Ключевые слова: фотосинтез


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Урок построен по технологии развития критического мышления в сочетании с проблемно-развивающим обучением

Цель урока: изучить механизм и значение процесса фотосинтеза.

Задачи:

образовательные:

  • расширить и углубить представление о воздушном питании растений,
  • раскрыть сущность процесса фотосинтеза,
  • подробно изучить химизм и механизм световой и темновой фаз фотосинтеза,
  • выявить приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза.
  • рассмотреть значение фотосинтеза в природе и жизни человека;

развивающие:

  • развивать умение извлекать информацию из текста и иллюстраций, выполнять анализ и сравнение, установление причинно-следственных связей,
  • формировать навык самостоятельной работы с текстом учебника,
  • продолжить работу по формированию научного мировоззрения на основании интегративного подхода к изучаемой проблеме;

воспитательные:

  • способствовать воспитанию любознательности, формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом,
  • осуществлять экологическое воспитание.

Ход урока

1. Организационный момент

Выдающийся русский физиолог Климент Аркадьевич Тимирязев писал: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, солнечного света и целую реку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно - он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений».

О каком процессе, от которого зависит наша жизнь, говорит Тимирязев?

У профессиональных поваров всегда под рукой необходимое оборудование. А я держу в руках зеленый лист. Именно здесь готовятся все необходимые органические питательные вещества. Лист - это целая зеленая лаборатория.

Перед нами на уроке стоит проблема:

Как устроена зеленая лаборатория, как она работает?

Сегодня на уроке мы должны ответить на следующий вопрос: Можно ли считать фотосинтез гениальным изобретением природы?

Проблемный вопрос будем решать через постановку задач к уроку.

Какие задачи урока вы предлагаете решить, чтобы ответить на проблемный вопрос?

Давайте сформулируем задачи урока:

  1. Рассмотреть условия, при которых происходит фотосинтез (приспособления комнатных растений для фотосинтеза, строение листа, строение хлорофилла)
  2. Рассмотреть механизм фотосинтеза.
  3. Выяснить значение фотосинтеза для жизни на Земле.

2. Работа в группах

Группам выдаются задания на листочках. Карточки для раздачи

1. История фотосинтеза

Познакомьтесь с историей открытия фотосинтеза и выполните задание:

Аристотель

Растения - это животные, которые поставлены на голову. Органы размножения у них вверху, а голова внизу. С помощью корней растение извлекает из земли совершенно готовую пищу. Сколько вкусов в плодах, столько же их в земле, которой питаются растения.

Ван Ян Гельмонт (голландский исследователь и химик)

В начале XVII в. фламандский врач Ван Гельмонт вырастил в кадке с землей дерево, которое он поливал только дождевой водой. Он заметил, что спустя пять лет, дерево выросло до больших размеров, хотя количество земли в кадке практически не уменьшилось. Ван Гельмонт, естественно, сделал вывод, что материал, из которого образовалось дерево произошел из воды, использованной для полива. Он посадил ветку вербы массой 1 кг. 800 гр в бочку с почвой, масса почвы - 71 кг 600 г. 5 лет ухаживал за растением, поливал водой. Через 5 лет аккуратно вытянул дерево, очистил корни от почвы и взвесил. Вес растения был равен 58 кг 800 гр, а почва потеряла в весе всего 600гр.

Джозеф Пристли - 1772 г. (английский химик)

В тот же период знаменитый английский химик Джозеф Пристли (он был одним из первооткрывателей кислорода) провел серию опытов по горению и дыханию и пришел к выводу о том, что зелёные растения способны совершать все те дыхательные процессы, которые были обнаружены в тканях животных. Пристли сжигал свечу в замкнутом объеме воздуха, и обнаруживал, что получавшийся при этом воздух уже не может поддерживать горение. Мышь, помещенная в такой сосуд, умирала. Однако веточка мяты продолжала жить в воздухе неделями. В заключение Пристли обнаружил, что в воздухе, восстановленном веточкой мяты, вновь стала гореть свеча, могла дышать мышь. Результат: «Я нашел метод улучшения воздуха, испорченного дыханием . Природа использует с этой целью растительность».

Ян Ингенгауз - 1779 г. (голландец)

Спустя несколько лет голландский врач Ингенхауз обнаружил, что растения окисляют кислород лишь на солнечном свету и что только их зеленые части обеспечивают выделение кислорода. «Мне удалось собрать газ, который растение выделяет на свету - кислород».

Установите соответствие между учеными и открытиями, которые они совершили.

Ученые

Открытие

1.Аристотель

А.Открытие кислорода

2.Ван Ян Гельмонт

Б.Водная теория питания растений

3.Джозеф Пристли

В.Почвенная теория питания растений

4.Ян Ингенгаузен

Г.Воздушная теория питания

Правильные ответы: 1-В 2-Б 3-А 4-Г

2 задание: приспособления растений к фотосинтезу

Из предложенных приспособлений выберите те, которые обеспечивают оптимальное протекание фотосинтеза

  1. множество листьев с плоской поверхностью;
  2. листовая пластинка видоизменяется в усики и колючки
  3. стержневая корневая система
  4. черешок для поворачивания листьев к свету;
  5. корневое давление
  6. мозаичное расположение листьев;
  7. испарение воды листьями
  8. воздушные корни
  9. прозрачные, неокрашенные клетки кожицы листа для проникновения света;
  10. сосудисто-проводящие пучки
  11. деревянистый стебель
  12. устьица, обеспечивающие газообмен;
  13. наличие хромопластов и лейкопластов
  14. наличие видоизменённых побегов
  15. особые пластиды хлоропласты, содержащие зеленый пигмент хлорофилл, способный улавливать солнечный свет.

Правильные ответы: 1,4,6,9,12,15

3. Проведение лабораторной работы

Учитель химии: Теперь проведем опыт, доказывающий образование крахмала в листьях на свету Перед проведением работы вспомним правила техники безопасности.

Лабораторная работа: «Образование крахмала в листьях на свету»

Инструктивная карточка

Цель: доказать, что крахмал образуется в листьях на свету.

Оборудование: горшок с геранью, срез картофеля, темный шкаф, раствор йода, чашка Петри, стакан с этиловым спиртом, стакан с водой, спиртовка, ножницы, 2 конические колбы с плоским дном, полоска темной бумаги, пинцет.

Ход работы:

  1. Горшок с геранью поместить на 3 дня в темный шкаф.
  2. Закрепите на листке растения темную полоску бумаги, выставить на 10-24 часа горшок на яркий свет.
  3. Срезать лист, поместить его в горячую воду и кипятить в течение трех минут.
  4. Затем опустить лист в горячий спирт до изменения окраски.
  5. Обесцвеченный лист поместить в чашку Петри и залить раствором йода.
  6. На срез картофеля капнем раствор йода.
  7. Сделайте вывод о проведенной работе.

4. Изучение механизма фотосинтеза (самостоятельная работа учащихся с текстом)

  • 1 группа. Строение хлоропласта и хлорофилла.
  • 2 группа. Световая фаза
  • 3 группа. Темновая фаза

5. Презентация каждой группы (ответы на вопросы с заполнением таблицы)

По ходу выступления каждой группы, учащиеся на местах заполняют таблицу:

Параметры сравнеия

Световая фаза

Темновая фаза

Место реакции в хлоропластах

в гранах хлоропласта

в строме хлоропласта

Условия реакции

солнечный свет

наличие света необязательно

Исходные вещества

вода

углекислый газ, АТФ,
НАДФ-Н

Продукты реакции

Молекулярный кислород, АТФ, НАДФ-Н

Углевод, АДФ, НАДФ

Источник энергии

Энергия Солнца

Энергия АТФ

Суммарное уравнение

6. Влияние различных факторов на скорость фотосинтеза

Рассмотрите график. Объясните, как изменяется скорость фотосинтеза в зависимости от освещения, от увеличения концентрации углекислого газа и от температуры. Определите оптимальные условия для проведения фотосинтеза.

7. Значение фотосинтеза

«Когда-то, где-то на Землю упал луч Солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервные клетки. Этот луч Солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу». (К.Тимирязев)

Прочитайте цитату Тимирязева и ответьте на вопрос: Какое значение имеет фотосинтез? В чем космическая роль растений на Земле?

8. Рефлексия

Решение познавательных задач.

1. О фотосинтезе можно говорить не только на уроках биологии и химии. Если по-настоящему любить природу, можно описать этот процесс красивым литературным языком. Послушайте выдержку из работы К.А.Тимирязева...

Изобретатель паровоза Стефенсон как-то задал вопрос своему приятелю: "Что движет проходящий перед нами поезд?" "Конечно, твое изобретение", - ответил его друг. "Нет, - сказал Стефенсон, - его движет тот солнечный луч, который сотни миллионов лет назад поглотило зеленое растение".

2. Плоды садовой земляники, созревшие в солнечную и пасмурную погоду, отличаются по вкусу. В чем заключается это отличие? Как вы можете объяснить возникновение таких отличий?

9. Закончить урок можно небольшим стихотворением

Фотосинтез идет на свету круглый год.
И он людям дает пищу и кислород.
Очень важный процесс - фотосинтез, друзья,
Без него на Земле обойтись нам нельзя.
Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова -
Фотосинтез всему этому голова.
Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!
И озоновый слой будет нас защищать.