Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из природного материала

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники, конструирование из природного материала


На современном этапе развития нашего общества особенно актуальна задача формирования духовной культуры подрастающего поколения. В дошкольном детстве закладываются основы духовного развития человека, начала формирования его эстетического сознания, художественной культуры. Обращение к искусству позволяет ввести ребенка в мир общечеловеческой культуры, приобщает к практическому самовыражению, развивает воображение и стремление к творчеству.

На формирование личности ребенка неоценимое значение оказывает природа. Она возбуждает любознательность ребенка, воздействует на его органы чувств, активизирует его сенсорику и развивает чувство прекрасного. Наиболее полно ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы. Природа во все времена служила содержанием изобразительного, и не только изобразительного творчества (литературного, музыкального и др.). Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с природными материалами. Использовать данный вид деятельности для развития ребенка предлагали многие педагоги прошлого и настоящего: Водовозова Е.Н., Коменский Я.А., Куцакова Л.В., Локк Д., Флерина Е.А., Фребель Ф. и многие другие.

Как показывают исследования Компанцевой Л.В., Панфиловой Т.Ф., Парамоновой Л.А., Флериной Е.А. и др., большое место занимает природа в детском творчестве. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. Стремление передать образы природы в разнообразных видах художественно-творческой деятельности: рисовании, лепке, создании различных конструкций из природных материалов и т.д. приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природе, ее объектах и явлениях.

Творческие занятия с детьми являются необходимой частью развивающего обучения. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память и пр., то есть происходит разностороннее психическое развитие ребенка, раскрывает его личность, воспитываются легкость и быстрота овладения знаниями и умениями, способность использовать их для решения задач в различных ситуациях.

При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста. А потому очень важно приобщать детей к художественно-творческой деятельности.

Эффективные методы и приёмы, способствующие развитию конструктивного творчества дошкольников в работе с природными материалами:

  • в предварительной работе - рассматривание иллюстраций, репродукций картин, поделок;
  • использование художественного слова;
  • экспериментирование с природным материалом;
  • экскурсии в парк;
  • беседы с детьми;
  • индивидуальный подход в процессе обучения детей.

Природа - это готовая мастерская для развития фантазии и воображения ребенка. А если соединить ее дары с ловкостью рук, то можно создать много чудесного и необычного.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования трудовых навыков. Через общение детей с природой можно сформировать у них потребность в красоте, в самовыражении через творчество. Работа с природным материалом способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.

В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных умений и навыков. В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Ребята учатся анализировать образец и планировать последовательность действий.

Работа по изготовлению изделий из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию характера, формирует такие качества как настойчивость, целеустремленность, терпение, умение доводить начатое дело до конца, помогает воспитывать гармонически развитую личность. Работа с природным материалом является эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей, так как предполагает гармоничное сочетание умственного, физического и духовного развития.

Работа с природным материалом не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и положительно влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе и окружающему миру.

В процессе изготовления поделок развивается мелкая моторика руки, восприятия мышления, внимания, интеллектуальная и творческая активность, что является необходимым условием будущего успешного обучения в школе. Такая деятельность формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру - дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.

Приложение

Список литературы

  1. Агапова И.А. Давыдова М.А. Лучшие поделки из природных материалов. - М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2010. - 144 с. +8, ил.
  2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 272 с.
  3. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет.сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 175 с.: ил.
  4. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольников. Пособие для воспитателя. М., «Просвещение», 1973.
  5. Казакова Р.Г. Актуальные проблемы развития детской художественно-творческой одаренности: Монография, изд. 2. - М., 2004. - 167 с.
  6. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. - 192 с., 8 л. вкл.
  7. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошк. учреждений. - М.: Мнемозина, 1995. - 160 с.
  8. Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя дет.сада. - М.: Просвещение.1981. - 159 с., ил. (Б-ка воспитателя дет.сада.)
  9. Лыкова И.А. Художественные игры и занятия с природным материалом// Дошкольное воспитание. - 2006. - №7. - 128с.
  10. Панфилова Т.Ф. Обучение детей работе с природными материалами: Методика и практика. (Программа «Я - человек»), - М.: Школьная Пресса, 2004. - ил., 16 с. цв. вкл. - («Дошкольное воспитание и обучение - приложение к журналу «Воспитание дошкольников»; Вып. 54).
  11. Парамонова Л.А. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования// Дошкольное воспитание. -2000. - №11. - 128с.
  12. Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. - М.: ТЦ Сфера 2008. - 128 с. - (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ» (3)).