Актуальность. Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». Именно игра оказывает огромное влияние на формирование навыков ребенка, в том числе и на воспитание безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
Ежедневно по городу идут тысячи людей, и ездит не меньшее количество транспорта. Чтобы в городе царил порядок, а автомобильных аварий было меньше, пешеходы обязательно должны придерживаться правил и знаков дорожного движения. Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения - неотъемлемая часть их воспитания, которой должны уделять особое внимание, как родители, так и воспитатели в ДОУ.
Цель: Формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах посредством игровой деятельности.
Задачи
- Расширять представления детей о Правилах дорожного движения, полученные ранее;
- развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД через игру;
- развивать умение ориентироваться в дорожно - транспортной обстановке и прогнозировать дорожную ситуацию;
- развивать память, речь, логическое мышление, внимание;
- воспитывать нравственные качества личности, необходимые для усвоения и выполнения правил дорожного движения: внимательность, наблюдательность, дисциплинированность;
- развивать словарный запас по теме «Безопасного дорожно-транспортного окружения».
Участники проекта: Воспитатель, дети.
Срок реализации проекта: Краткосрочный (2 недели)
Продукт проектной деятельности: Совместные игры, ситуации, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, творчество.
Ожидаемые результаты
Через игровую деятельность данного проекта:
- Дети научаться работать в команде, выполнять разные роли и обязанности.
- У детей сформируются знания об улице и ее сопутствующих понятиях, а также знания правил поведения на дорогах города, повысится познавательный интерес.
- Сформируются представления и закрепятся знания о разнообразии видов транспорта и транспортных средствах, а также пешеходных переходах, дорожных знаках.
- Будет привито желание выполнять данные правила.
- Сформируется у детей понимание значимости правил дорожного движения, своего места, как участника дорожного движения.
- Пополнится словарный запас.
Этапы проекта
1. Подготовительный этап:
- Изучение методической литературы;
- Подбор сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических игр;
- Подготовка методического материала;
2. Организационный этап:
- Организация совместной игровой деятельности с детьми:
- Сюжетно-ролевые игры: «На дорогах города».
- Подвижные игры: «Зебра», «Стоп - Идите», «Будь внимательным», «Светофор».
- Дидактические игры: «Дорожное лото», «Знай и выполняй правила уличного движения», «Собери знак».
- Проведение физкультминуток:
- «Светофор», «Машина».
- Пальчиковая гимнастика:
- «Машины», «Дорожных правил очень много».
- Разгадывание загадок.
- Творческая работа:
- Рисование «Светофор».
3. Заключительный этап:
- Показательное занятие: презентация и проведение игры «Ситуация на дороге»;
- Выставка детских рисунков;
- Подведение итогов проекта.
Заключение
Реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Таким образом мы получили следующие результаты:
- повышена эффективность обучения дошкольников ПДД посредством игровой деятельности;
- знание детьми правил безопасного поведения на улицах и дорога (в соответствии с возрастными требованиями). Умение детей быстро и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях;
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- систематизированы представления о различных видах транспорта, о правилах дорожного движения и дорожных знаках;
- обогащен словарный запас детей по теме «Безопасного дорожно-транспортного окружения».
Используемая литература
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - М.: АСТ, 1998.
- Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.
- Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников. С.-П. Детство-пресс. 2009.
- Радзиевская Л.И. Ты и дорога Азбука безопасности для дошкольного и младшего школьного возраста.
- Е.Я.Хабибуллина Дорожная азбука в детском Саду. - С.-П.Детство-Пресс 2014.