Проект: «Формирование навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде через игровую деятельность у дошкольников старшего возраста»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: ПДД, безопасность на дорогах, старшие дошкольники


Актуальность. Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». Именно игра оказывает огромное влияние на формирование навыков ребенка, в том числе и на воспитание безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

Ежедневно по городу идут тысячи людей, и ездит не меньшее количество транспорта. Чтобы в городе царил порядок, а автомобильных аварий было меньше, пешеходы обязательно должны придерживаться правил и знаков дорожного движения. Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения - неотъемлемая часть их воспитания, которой должны уделять особое внимание, как родители, так и воспитатели в ДОУ.

Цель: Формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах посредством игровой деятельности.

Задачи

  • Расширять представления детей о Правилах дорожного движения, полученные ранее;
  • развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД через игру;
  • развивать умение ориентироваться в дорожно - транспортной обстановке и прогнозировать дорожную ситуацию;
  • развивать память, речь, логическое мышление, внимание;
  • воспитывать нравственные качества личности, необходимые для усвоения и выполнения правил дорожного движения: внимательность, наблюдательность, дисциплинированность;
  • развивать словарный запас по теме «Безопасного дорожно-транспортного окружения».

Участники проекта: Воспитатель, дети.

Срок реализации проекта: Краткосрочный (2 недели)

Продукт проектной деятельности: Совместные игры, ситуации, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, творчество.

Ожидаемые результаты

Через игровую деятельность данного проекта:

  • Дети научаться работать в команде, выполнять разные роли и обязанности.
  • У детей сформируются знания об улице и ее сопутствующих понятиях, а также знания правил поведения на дорогах города, повысится познавательный интерес.
  • Сформируются представления и закрепятся знания о разнообразии видов транспорта и транспортных средствах, а также пешеходных переходах, дорожных знаках.
  • Будет привито желание выполнять данные правила.
  • Сформируется у детей понимание значимости правил дорожного движения, своего места, как участника дорожного движения.
  • Пополнится словарный запас.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап:

  • Изучение методической литературы;
  • Подбор сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических игр;
  • Подготовка методического материала;

2. Организационный этап:

  • Организация совместной игровой деятельности с детьми:
  • Сюжетно-ролевые игры: «На дорогах города».
  • Подвижные игры: «Зебра», «Стоп - Идите», «Будь внимательным», «Светофор».
  • Дидактические игры: «Дорожное лото», «Знай и выполняй правила уличного движения», «Собери знак».
  • Проведение физкультминуток:
    • «Светофор», «Машина».
  • Пальчиковая гимнастика:
    • «Машины», «Дорожных правил очень много».
    • Разгадывание загадок.
  • Творческая работа:
    • Рисование «Светофор».

3. Заключительный этап:

  • Показательное занятие: презентация и проведение игры «Ситуация на дороге»;
  • Выставка детских рисунков;
  • Подведение итогов проекта.

Заключение

Реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Таким образом мы получили следующие результаты:

  • повышена эффективность обучения дошкольников ПДД посредством игровой деятельности;
  • знание детьми правил безопасного поведения на улицах и дорога (в соответствии с возрастными требованиями). Умение детей быстро и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях;
  • осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
  • систематизированы представления о различных видах транспорта, о правилах дорожного движения и дорожных знаках;
  • обогащен словарный запас детей по теме «Безопасного дорожно-транспортного окружения».

Приложение к проекту

Используемая литература

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - М.: АСТ, 1998.
  2. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.
  3. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников. С.-П. Детство-пресс. 2009.
  4. Радзиевская Л.И. Ты и дорога Азбука безопасности для дошкольного и младшего школьного возраста.
  5. Е.Я.Хабибуллина Дорожная азбука в детском Саду. - С.-П.Детство-Пресс 2014.