Конспект открытого занятия по формированию математических представлений в средней группе на тему "Математическое путешествие в сказку Гуси-лебеди."

Разделы: Математика, Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: средняя группа


Цель: закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, соотнесение цифр 1-5 с количеством предметов; представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал); навыки ориентировки во времени и в пространстве; умение сравнивать предметы по величине, цвету, больше, меньше, одинаковое количество; развивать конструктивные способности, мышление, память, речь, сообразительность, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы, обобщать; воспитывать интерес к математическим занятиям, умение и желание отвечать на вопросы.

1. Дети стоят в кругу перед доской.

В: - Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнём.

2. Дети сидят полукругом перед доской.

В: - Сегодня у нас необычное занятие мы покажем, что умеем, чему научились, как красиво сидим и поднимаем руку. Будьте внимательными, старайтесь хорошо выполнять задания и отвечать на вопросы. Я вас приглашаю в сказку. Отгадайте загадку, и вы узнаете в какую.

Загадка:

У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят.

Дети. Гуси-лебеди!

На доске картинка из сказки.

В: - Молодцы, ребята, отгадали! Матушка и батюшка уехали в город. Попросили Алёнушку посмотреть за братом. Посадила она брата на травку и побежала играть с подружками, заигралась, а когда вспомнила про брата, то успела увидеть, как налетели гуси лебеди, подхватили Иванушку и унесли на крыльях.

В: - Посчитаем сколько было гусей.

Загадка:

Один гусь летит над нами
Один за облаками
Два спустились на ручей
Сколько было всех гусей? (3-4 ответа)

Ответы детей. Открываем слайд с картинкой.

В: - На каком по счету гусе сидит мальчик? Сколько гусей впереди брата? Сколько гусей позади мальчика?

Ответы детей.

В: - Ребята, поможем Алёнушке спасти Иванушку?

Д: - Поможем!

В: - Итак, мы отправляемся в сказочное путешествие вместе с Алёнушкой. Наша задача помочь ей спасти своего брата, но вначале мы с вами проведем разминку. Отвечать нужно быстро и правильно.

- Спят медведи и слоны,
Заяц спит и ежик.
Все вокруг уснуть должны,
Наши дети тоже.
Когда все спят? (Ночью) 2-3 ответа.

- Солнце яркое встает,
Петушок в саду поет.
Наши дети просыпаются,
В детский садик собираются.
Когда это бывает? (Утром) 2-3 ответа.

- Солнце в небе ярко светит,
На прогулку пошли дети.
Когда это бывает? (Днем) 2-3 ответа.

- А что следует за днем? (Вечер) 2-3 ответа.

- Молодцы, ребята, справились с заданием, а теперь пора в путь.

3. Дети садятся за столы. У каждого ребенка набор из геометрических фигур большие и маленькие (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Звучит музыка, слышится пение птиц.

В: - Ребята, мы с вами очутились в сказочном лесу. Кого первым по сказке Алёнушка встретила в лесу?

Д: - Печку!

На мольберте печка, сложенная из геометрических фигур. На печке узоры в виде геометрических фигур. Дети дуют в сторону печки, все детали разлетаются на мольберте.

В: - Мимо печки пролетали гуси лебеди, хлопая крыльями, подняли сильный ветер. Все узоры, которые были на печке, разлетелись. Ребята, давайте соберем узоры на печке из геометрических фигур, а печка покажет нам, в какую сторону полетели гуси.

- Из каких геометрических фигур состоит печка? 2-3 ответа.

- Какие фигуры вы будите использовать для постройки печки? 2-3 ответа.

- Какие геометрические фигуры будем использовать для составления узора?

2-3 ответа.

Дети строят печку из большого прямоугольника и маленького квадрата. Один из детей выходит к мольберту, показывает правильный ответ.

В: - Печку построили, нужно украсить узорами. Слушайте внимательно, как правильно разместить узоры.

  1. В правый верхний угол ставим маленький квадрат.
  2. В правый нижний угол ставим маленький круг.
  3. В левый верхний угол ставим треугольник.
  4. В нижний левый угол ставим большой квадрат.
  5. Между треугольником и маленьким квадратом ставим прямоугольник.
  6. Между большим квадратом и маленьким кругом ставим овал.
  7. Между маленьким квадратом и маленьким кругом ставим большой круг.

Дети выполняют задание каждый не своем рабочем месте. Один из детей выходит к мольберту, показывает правильный ответ.

- Ребята, печка благодарит вас за то, что вы собрали узор и подсказала нам, что гуси полетели к речке. Направляемся туда.

4. Физ. минутка

На мольберте картинка с речкой.

В: - Ребята, мы с вами дошли и до речки. Речка скажет, куда гуси-лебеди полетели? Речка просит разобрать камни на ее берегу и построить из них мостики.

Дети выходят на ковер, на нем лежат геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) разных цветов, пронумерованные от 1 до 5. Детям предлагается потанцевать под музыку, как только музыка останавливается, дети по сигналу воспитателя делятся на группы по цвету, по форме, строятся в числовой ряд от 1 до 5 и т.д.

- Речка благодарит вас за то, что помогли разобрать камни на ее берегу и подсказывает, что нам нужно идти к яблоне.

5. На мольберте яблоня с яблоками из фетра.

У каждого ребенка на столе карточка с полосками, круги желтого и красного цвета. Дети выполняют задание самостоятельно. Один ребенок выполняет задание на мольберте, проверяем правильность выполнения задания.

В: - Яблонька, скажи, куда гуси лебеди полетели? Яблоня просит, чтобы мы выполнили ее задание.

- Выложите на верхнюю полоску 4 красных яблока.

- Выложите на нижнюю полоску столько же желтых яблок.

- Добавьте одно желтое яблоко.

- Сколько желтых яблок стало? 2-3ответа.

- Каких яблок больше жёлтых, или красных? 2-3ответа

- Каких меньше красных, или жёлтых? 2-3ответа.

- Сделайте так, чтобы яблок стало поровну. 2-3ответа (дети выполняют двумя способами: убирают одно яблоко из большего количества или добавляют одно яблоко к меньшему количеству).

- Яблоня сказала, что гуси лебеди полетели к бабе Яге. Направляемся туда!

6. Сидим полукругом на ковре.

В: - Баба Яга готова нам отдать Иванушку, но мы должны отгадать загадки.

Загадка:

Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит считает
Сколько их теперь играет? 2-3 ответа детей

Баба Яга возвращает Иванушку (картинка на мольберте).

7. Итог занятия.

  1. Понравилось занятие?
  2. Что больше понравилось?
  3. Какое задание вызвало затруднение?

Ответы детей.

- Ребята, вы молодцы!!!

Воспитатель. Ребята, вы молодцы, все вместе мы помогли Аленушке найти Иванушку и добраться благополучно домой.