Цель: закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, соотнесение цифр 1-5 с количеством предметов; представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал); навыки ориентировки во времени и в пространстве; умение сравнивать предметы по величине, цвету, больше, меньше, одинаковое количество; развивать конструктивные способности, мышление, память, речь, сообразительность, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы, обобщать; воспитывать интерес к математическим занятиям, умение и желание отвечать на вопросы.
1. Дети стоят в кругу перед доской.
В: - Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнём.
2. Дети сидят полукругом перед доской.
В: - Сегодня у нас необычное занятие мы покажем, что умеем, чему научились, как красиво сидим и поднимаем руку. Будьте внимательными, старайтесь хорошо выполнять задания и отвечать на вопросы. Я вас приглашаю в сказку. Отгадайте загадку, и вы узнаете в какую.
Загадка:
У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят.
Дети. Гуси-лебеди!
На доске картинка из сказки.
В: - Молодцы, ребята, отгадали! Матушка и батюшка уехали в город. Попросили Алёнушку посмотреть за братом. Посадила она брата на травку и побежала играть с подружками, заигралась, а когда вспомнила про брата, то успела увидеть, как налетели гуси лебеди, подхватили Иванушку и унесли на крыльях.
В: - Посчитаем сколько было гусей.
Загадка:
Один гусь летит над нами
Один за облаками
Два спустились на ручей
Сколько было всех гусей? (3-4 ответа)
Ответы детей. Открываем слайд с картинкой.
В: - На каком по счету гусе сидит мальчик? Сколько гусей впереди брата? Сколько гусей позади мальчика?
Ответы детей.
В: - Ребята, поможем Алёнушке спасти Иванушку?
Д: - Поможем!
В: - Итак, мы отправляемся в сказочное путешествие вместе с Алёнушкой. Наша задача помочь ей спасти своего брата, но вначале мы с вами проведем разминку. Отвечать нужно быстро и правильно.
- Спят медведи и слоны,
Заяц спит и ежик.
Все вокруг уснуть должны,
Наши дети тоже.
Когда все спят? (Ночью) 2-3 ответа.- Солнце яркое встает,
Петушок в саду поет.
Наши дети просыпаются,
В детский садик собираются.
Когда это бывает? (Утром) 2-3 ответа.- Солнце в небе ярко светит,
На прогулку пошли дети.
Когда это бывает? (Днем) 2-3 ответа.- А что следует за днем? (Вечер) 2-3 ответа.
- Молодцы, ребята, справились с заданием, а теперь пора в путь.
3. Дети садятся за столы. У каждого ребенка набор из геометрических фигур большие и маленькие (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Звучит музыка, слышится пение птиц.
В: - Ребята, мы с вами очутились в сказочном лесу. Кого первым по сказке Алёнушка встретила в лесу?
Д: - Печку!
На мольберте печка, сложенная из геометрических фигур. На печке узоры в виде геометрических фигур. Дети дуют в сторону печки, все детали разлетаются на мольберте.
В: - Мимо печки пролетали гуси лебеди, хлопая крыльями, подняли сильный ветер. Все узоры, которые были на печке, разлетелись. Ребята, давайте соберем узоры на печке из геометрических фигур, а печка покажет нам, в какую сторону полетели гуси.
- Из каких геометрических фигур состоит печка? 2-3 ответа.
- Какие фигуры вы будите использовать для постройки печки? 2-3 ответа.
- Какие геометрические фигуры будем использовать для составления узора?
2-3 ответа.
Дети строят печку из большого прямоугольника и маленького квадрата. Один из детей выходит к мольберту, показывает правильный ответ.
В: - Печку построили, нужно украсить узорами. Слушайте внимательно, как правильно разместить узоры.
- В правый верхний угол ставим маленький квадрат.
- В правый нижний угол ставим маленький круг.
- В левый верхний угол ставим треугольник.
- В нижний левый угол ставим большой квадрат.
- Между треугольником и маленьким квадратом ставим прямоугольник.
- Между большим квадратом и маленьким кругом ставим овал.
- Между маленьким квадратом и маленьким кругом ставим большой круг.
Дети выполняют задание каждый не своем рабочем месте. Один из детей выходит к мольберту, показывает правильный ответ.
- Ребята, печка благодарит вас за то, что вы собрали узор и подсказала нам, что гуси полетели к речке. Направляемся туда.
4. Физ. минутка
На мольберте картинка с речкой.
В: - Ребята, мы с вами дошли и до речки. Речка скажет, куда гуси-лебеди полетели? Речка просит разобрать камни на ее берегу и построить из них мостики.
Дети выходят на ковер, на нем лежат геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) разных цветов, пронумерованные от 1 до 5. Детям предлагается потанцевать под музыку, как только музыка останавливается, дети по сигналу воспитателя делятся на группы по цвету, по форме, строятся в числовой ряд от 1 до 5 и т.д.
- Речка благодарит вас за то, что помогли разобрать камни на ее берегу и подсказывает, что нам нужно идти к яблоне.
5. На мольберте яблоня с яблоками из фетра.
У каждого ребенка на столе карточка с полосками, круги желтого и красного цвета. Дети выполняют задание самостоятельно. Один ребенок выполняет задание на мольберте, проверяем правильность выполнения задания.
В: - Яблонька, скажи, куда гуси лебеди полетели? Яблоня просит, чтобы мы выполнили ее задание.
- Выложите на верхнюю полоску 4 красных яблока.
- Выложите на нижнюю полоску столько же желтых яблок.
- Добавьте одно желтое яблоко.
- Сколько желтых яблок стало? 2-3ответа.
- Каких яблок больше жёлтых, или красных? 2-3ответа
- Каких меньше красных, или жёлтых? 2-3ответа.
- Сделайте так, чтобы яблок стало поровну. 2-3ответа (дети выполняют двумя способами: убирают одно яблоко из большего количества или добавляют одно яблоко к меньшему количеству).
- Яблоня сказала, что гуси лебеди полетели к бабе Яге. Направляемся туда!
6. Сидим полукругом на ковре.
В: - Баба Яга готова нам отдать Иванушку, но мы должны отгадать загадки.
Загадка:
Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит считает
Сколько их теперь играет? 2-3 ответа детей
Баба Яга возвращает Иванушку (картинка на мольберте).
7. Итог занятия.
- Понравилось занятие?
- Что больше понравилось?
- Какое задание вызвало затруднение?
Ответы детей.
- Ребята, вы молодцы!!!
Воспитатель. Ребята, вы молодцы, все вместе мы помогли Аленушке найти Иванушку и добраться благополучно домой.