«Мир слишком велик. Своими глазами
вы увидите ничтожно малую долю.
Поэтому ищите факты в книгах.
Собирайте их ежедневно».
В.Обручев
Не секрет, что сейчас дети стали меньше читать. Компьютер и телевизор постепенно вытесняют книгу как источник познания. Наблюдения за деятельностью учащихся в учебно-воспитательном процессе показывают, что последствия глобального наступления информационных технологий становятся очевидными: отставание в развитии речи; трудности при восприятии информации на слух; резкое снижение фантазии и творческой активности учащихся; повышение детской жестокости и агрессивности.
Результаты анкетирования показывают необходимость организации чтения в семье, но родители выделяют нехватку времени, загруженность на работе и дома, неумение организовать семейное чтение. Эффективно решить данную проблему помогает школа. Только совместная деятельность педагога и родителей, активно включающихся в учебно-воспитательный процесс и внеурочную деятельность детей, позволяет осуществлять всестороннее развитие личности младшего школьника. Поэтому в классе организована работа клуба семейного чтения (КСЧ).
Цель: развитие личности младших школьников через совместную читательскую деятельность с родителями, одноклассниками, учителем.
Девиз семейного клуба: «Как лес нельзя узнать, не углубляясь в него,…так и книга не принесет радости познания, если не научишься углубляться в чтение» К.А.Федин
В 1 классе занятия проходят по двум направлениям: «Наша библиотека» - это знакомство с устройством библиотеки, процедурой выдачи книг читателям, проведение книжных ярмарок «Книжный рюкзачок», «Прочитал - передай другому», где дети знакомятся с новинками книг, практических занятий «Книжкина больница», «Будь здорова, книжка», библиотечных уроков. Посещение вместе с родителями мероприятий городской и республиканской детских библиотек: «Библиосумерки», «Читаем все вместе». Организация родительских лекториев «Как поддержать у ребёнка привычку читать», «Чтение - лучшее учение», классных занятий «Читающая семья», «Путешествие по домашним библиотекам». Родители рассказывают о себе как о читателях, о своих любимых книгах, о том, какую роль сыграли книги в их жизни, для чего они нужны им сейчас.
Второе направление «Как хорошо уметь читать!»предполагает знакомство детей с различными литературными жанрами, писателями, научно-познавательной литературой, детской периодической печатью. Ребята учатся работать со словарями и энциклопедиями детскими журналами и газетами. Родители являются активными помощниками и участниками занятий. Разнообразие форм проведения занятий в КСЧ создает радостный психологический настрой, усиливает интерес к книге.
Цель занятий клуба во 2-4 классах - активизация домашнего чтения. Организуем работу в читательских дневниках. Предлагаем список детских произведений определённого автора для чтения дома. По каждой теме занятия - творческие задания: «В гостях у дедушки Корнея», создаём объёмные игрушки, «И снова Владимир Сутеев» придумываем поделки из ненужных вещей. По книгам Веры Чаплиной мастерим зоопарки. А какие необычные шляпы получаются у ребят по весёлым рассказам Н.Носова.
Готовясь к очередному занятию клуба совместно с родителями оформляем выставки рисунков и поделок, сочиняем сказки, стихи, загадки, составляем кроссворды, работаем над проектами. Каждое занятие заканчиваем награждением победителей (личное первенство, командное, семейное).
Подводя итоги работы в клубе семейного чтения с детьми каждого выпуска, с родителями, заметили, что значительно выросла активность детей на уроках, повысился их интерес к книге, а у родителей - интерес к школе. Коллективная работа сплотила всех в дружную семью.