Цель работы по теме самообразования: способствовать развитию игровой деятельности детей и общения в игре.
Задачи:
- изучить методическую литературу, интернет-ресурсы по данной теме;
- составить картотеку игр, способствующих развитию общения между детьми;
- развивать игровую деятельность детей, способствовать общению детей в игре;
- провести работу с родителями, направленную на понимание значения игры в жизни и общении ребенка.
Актуальность выбранной темы
Игра для ребёнка - это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деятельности, в котором закладываются основы труда и обучения, приводящие к качественным изменениям психики.
Играя, ребёнок сталкивается с изменениями окружающего мира, как следствием своей игры. Это вызывает у него потребность оказывать активное воздействие на окружающие его предметы, развивает у него интеллектуальные, моральные, волевые качества. Игра помогает формированию личности в целом.
У дошкольника бурно развито воображение, и игра ему необходима, чтобы придумывать, представлять. Так, любой реальный предмет у ребёнка может превращаться в игровой, т.е. такой, который служит в игровых замыслах.
Кроме игр с предметами, большое значение для развития ребёнка имеют ролевые игры. Роль - это важнейший компонент игры, в игре она выполняется ребёнком очень чётко.
Начиная с самого малого возраста, ребёнок учится, играя. Большую роль выполняет игра в организации общения между детьми. Играя, ребёнок учится выстраивать отношения, договариваться, выражать свои эмоции словами, делиться своими мыслями, идеями.
Игра помогает ребёнку набраться опыта, который пригодится ему в дальнейшей жизни.
К сожалению, в современном мире игры, общение нередко вытесняются (и часто виною тому взрослые!) просмотром телепередач, компьютерными играми. В детских играх стали просматриваться жестокость, агрессия, однообразные сюжеты. Задача педагогов - помочь детям играть, общаться в игре, строить доброжелательные отношения, а также донести до родителей, что игру ничем нельзя заменить. Поэтому считаю тему самообразования «Игра как средство общения дошкольников» весьма актуальной в настоящее время.
План работы на год
Раздел
|
Сроки |
Содержание работы |
Практические выходы |
Изучение методической литературы и других источников |
Сентябрь - май |
1. Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду».
|
Анализ изученных источников, составление картотеки игр на развитие навыков общения. |
Работа с детьми |
Сентябрь-май |
Игры на развитие навыков общения. |
Час игр и забав в вечернее время. |
Октябрь |
Знакомство с играми народов мира. |
Вечер «Игры народов мира». |
|
Ноябрь |
Игры на формирование навыков личностного поведения в ролевых играх. |
Вечер игр и забав. |
|
Январь |
Коллективные игры с элементами творчества. |
Вечер творческих игр. |
|
Февраль |
Сюжетно-ролевые игры. |
Вечер любимых игр. |
|
Апрель |
Знакомство детей со старинными народными играми. |
Вечер «Игры наших бабушек и дедушек». |
|
Работа с семьёй |
Сентябрь |
Выяснить, знают ли родители, какие игры предпочитают их дети, какое значение придают родители играм своего ребёнка. |
Опросник «Любимые игры моего ребёнка». |
Октябрь |
Консультация для родителей «Как игра способствует развитию общения?» |
Выступление на родительском собрании. |
|
Ноябрь |
Совместное мероприятие с детьми и родителями «Развиваемся, играя». |
Вечер развлечений. |
|
Январь |
Подготовка к круглому столу: сбор необходимой информации, составление плана, конспекта проведения, подготовка памяток. |
Круглый стол «Игры наших бабушек и игры современности». |
|
Апрель |
Консультация «Игры на лето». |
Папка-передвижка в родительском уголке. |
|
Май |
Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год. |
Презентация для родителей (на родительском собрании) «Наши игры» |
|
Самореализация |
Сентябрь -май |
Составление картотеки игр. Наблюдение за играми детей, планирование, организация и проведение игр. |
Картотека игр. Анализ развития навыков общения детей в играх. |
Сентябрь |
Составление плана работы, подготовка списка литературы по теме самообразования для изучения. |
План работы по самообразованию. |
|
Ноябрь |
Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития навыков невербального общения у дошкольников». |
Выступление на семинаре. |
|
Март |
Консультация для педагогов «Развитие навыков общения в разных видах игр» |
Выступление на педсовете. |
|
Май |
Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования. |
Выступление на итоговом педсовете. |