1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Что такое проектная деятельность? Проектная деятельность обучающихся - это вид образовательной деятельности, основной задачей которой является проектный способ достижения цели через решение конкретной проблемы в условиях ограниченности срока и ресурсов, которая завершается практическим результатом в виде проекта.
Проектная деятельность предполагает самостоятельное приобретение обучающимися знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции компетенций из разных предметных областей.
Какие задачи стоят перед реализацией проектной деятельности обучающихся?
- усиление практикоориентированности обучения;
- индивидуализация обучения, реализация индивидуальных образовательных траекторий;
- формирование у обучающихся системного и критического мышления, способности применять системный подход для решения поставленных задач;
- создание условий для развития творческого мышления обучающихся, способности к генерированию новых идей;
- освоение обучающимися технологии разработки и реализации проектов, приобретение и накопление обучающимися личного опыта в проектировании;
- повышение инициативности и самостоятельности обучающихся в освоении образовательных программ, приобретение навыков самоорганизации и ответственности за конечный результат и качество создаваемого проекта (продукта);
- развитие у обучающихся навыков командной работы и лидерства.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения проектной деятельности.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Практически все, что окружает нас в быту, в школе, на работе, - это результат чьих-то организованных усилий, приложенных к достижению той или иной цели. Дом, в котором мы живем, школа, в которой мы учимся, учебная программа, творческий конкурс, даже организация работы школьной столовой - все это результаты именно таких усилий, а значит, выдвинуты когда-то и затем реализованные проекты.
Слово «проект» латинского происхождения: projectus значит «выступающий, выдающийся вперед». Уже в самом этом понятии заложен важный смысл проектной деятельности - добиться прорыва в той или иной сфере, создав что-то свое, уникальное, задающее новое направление, вектор развития.
Проектная деятельность - это особая форма учебной работы, которая формирует умение работать с различными источниками информации, умение увидеть и сформулировать проблему (тему проекта), определить задачи для решения этой проблемы, найти эффективные методы и способы для достижения цели, и, самое главное, получить результат (итоговый продукт проекта), имеющий практическое значение или применение.
Проект выполняется обучающимся в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Учебный проект должен удовлетворять следующим требованиям:
- Наличие в рамках проекта значимой задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска ее решения;
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов проекта;
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся в рамках проекта;
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- Использование исследовательских методов при выполнении проекта.
- Учебные проекты, существующие в образовательной практике, делятся на несколько групп по следующим признакам:
По характеру доминирующей в проекте деятельности:
- Исследовательский проект - лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.;
- Информационный проект - сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории; итогом такого проекта может являться публикация в СМИ, в том числе в сети Интернет;
- Творческий проект - предполагающий максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов, в качестве которых могут выступать альманах, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;
- Ролевой (игровой) проект - участвуя в котором участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.;
- Практико-ориентированный проект - нацеленный на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика, результат которого заранее определен и может быть использован для нужд группы, курса, колледжа, микрорайона и т.д.
По предметно-содержательной области:
- монопроект, выполняемый в рамках одной области знаний;
- межпредметный проект, реализуемый на стыке различных областей.
По характеру контактов - среди участников одной группы, курса, образовательной организации и т.д.
По количеству участников проекта - индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый.
По продолжительности проекта - мини-проект (на одно учебное занятие), краткосрочный (4-6 занятий), длительный (месяц, четверть, учебный год и т.п.).
3. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс «Проектная деятельность» не входит ни в одну предметную область, является рекомендуемым для изучения при освоении программы среднего общего образования из часов, формируемых образовательной организацией.
«Проектная деятельность» проводится 1 раз в неделю. Всего в год 34 часа.
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
После изучения курса «Проектная деятельность» обучающиеся должны достичь следующих результатов.
Личностные результаты должны отражать:
- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательско1, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей и разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
В основе организации проектной деятельности обучающихся лежит способ организации самостоятельной деятельности, направленный на решение задачи учебного проекта.
Учебный проект с точки зрения обучающегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и показать публично достигнутый результат.
Организация деятельности предлагает
- спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»);
- при организации групповой работы распределить амплуа и обязанности в группах (например: аналитик, инициатор, генератор идей и (или) новатор, реалист, оптимист, пессимист и т.п.);
- возможные формы представления результатов проекта осуществляют:
- планирование работы;
- разбивку на группы и распределение ролей в группе;
- выбор формы и способа представления информации
Осуществление деятельности
Не участвует, но:
- консультирует по необходимости обучающихся;
- ненавязчиво контролирует;
- ориентирует в поле необходимой информации;
- консультирует по презентации результатов
Работают активно и самостоятельно:
- по поиску, сбору и структурированию необходимой информации;
- консультируются по необходимости; подготавливают презентацию результатов
Презентация, самоанализ и самооценка результатов
Принимает итоговый отчет:
- обобщает и резюмирует полученные результаты;
- подводит итоги обучения. Оценивает проект по критериям:
- глубина проникновения в проблему;
- привлечение знаний из других областей;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
- эстетика оформления результатов проведенного проекта;
- умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов
Демонстрируют:
- понимание проблемы, цели и задачи;
- умение планировать и осуществлять работу;
- найденный способ решения проблемы.
Осуществляют:
- рефлексию деятельности и результатов;
- взаимооценку деятельности и ее результативности
Последовательность хода проектно-исследовательской работы
- Обоснование актуальности выбранной темы:
- Постановка цели и конкретных задач исследования;
- Определение его объекта и предмета;
- Выбор методов проведения исследования;
- Описание его процесса и обсуждение результатов исследования;
- Формулировка выводов и оценка полученных результатов.
- Выбор методов научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
- Применение логических законов и правил: закон тождества, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений и т.д.
- Поиск информации:
- виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная);
- методы поиска информации.
Требования к оформлению проектной работы
Защита индивидуального проекта
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Подготовка к проведению исследования |
||||
1 |
Проект и проектная задача. Виды проектов. Планирование работы. |
1 |
|
|
2 |
Цели и задачи проектной работы. |
1 |
|
|
3 |
Этапы проектной работы. |
1 |
|
|
4 |
Оценка готовности к исследовательской работе. |
1 |
|
|
5 |
Выбор направления и проблемы исследования. |
1 |
|
|
6 |
Выбор темы исследования. |
1 |
|
|
7 |
Формулировка темы. Постановка целей. |
1 |
|
|
8 |
|
1 |
|
|
9 |
Задачи исследований. |
1 |
|
|
10 |
Формулирование гипотезы проекта. |
1 |
|
|
11 |
Актуальность выбранной темы. |
1 |
|
|
Проведение исследования |
||||
12 |
Поиск и отбор научной литературы. |
1 |
|
|
13 |
Сбор материалов, проведение практической части исследовательской работы. |
1 |
|
|
14 |
Обработка материалов исследования и структуризация выводов. |
1 |
|
|
Оформление исследовательской работы |
||||
15 |
Научный стиль речи. |
1 |
|
|
16 |
Композиция текста. |
1 |
|
|
17 |
Анализ лексических особенностей текстов: точность, обобщенность, отвлеченность. |
1 |
|
|
18 |
Принципы построения словарных статей. |
1 |
|
|
19 |
Наиболее известные энциклопедии и справочники. Конспектирование. |
1 |
|
|
20 |
Практикум. |
1 |
|
|
21 |
Требования к оформлению ссылок. Титульный лист проекта |
1 |
|
|
22 |
Требования к оформлению списка литературы. Требования к мультимедийной презентации |
1 |
|
|
23 |
Методы исследования. |
1 |
|
|
24 |
Методы сбора анализа материала. |
1 |
|
|
25 |
Экспериментальные методы. |
1 |
|
|
26 |
Работа с интернет-сайтами. |
1 |
|
|
27 |
Формирование поискового запроса. |
1 |
|
|
28 |
Оценка информации с точки зрения ее достоверности, точности, обоснованности. |
1 |
|
|
29 |
Оценка источников информации. |
1 |
|
|
30 |
Требования к структуре и оформлению проектной работы (проектной папке) |
1 |
|
|
Защита результатов исследования |
||||
31 |
Формы представления работ. |
1 |
|
|
32 |
Критерии оценки проектных работ, 5-7 кл. |
1 |
|
|
33 |
Критерии оценки ИИП для обучающихся 9 класса |
1 |
|
|
34 |
Представление работ. Анализ проектов. |
1 |
|
|
35 |
Анкета «Мои успехи в проектной деятельности. |
1 |
|
|
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ
Освоение программы по курсу «Проектная деятельность» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав программы по предмету входят:
- информационно-коммуникативные средства;
- экранно-звуковые пособия;
- библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала, рекомендованные или допущенные для использования в образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой и др.
В процессе освоения программы по предмету «Проектная деятельность» обучающиеся должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющимся в свободном доступе в Интернете.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Навигатор исследователя. Рабочая тетрадь для школьников по подготовке и проведению учебно-исследовательской деятельности. - 2-е изд. - Шестернинов Е.Е. и др. Издательство Некоммерческой организации Благотворительный фонд наследия Менделеева, 2017. - 89 с.
- Спутник исследователя. Рабочая тетрадь для школьников по подготовке и проведению учебно-исследовательской деятельности. - 2-е изд. - Шестернинов Е.Е. и др. Издательство Некоммерческой организации Благотворительный фонд наследия Менделеева, 2017. - 53 с.
- www.researcher.ru - портал исследовательской деятельности учащихся. Методология и методика. Исследовательские работы.
- www.vernadsky.info - сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Публикуются нормативные документы по конкурсу, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации посетителей.
- www.konkurs.redu.ru - обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов.
- www.subscribe.redu.ru - рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся.
- www.irsh.redu.ru - сайт научно-методического и информационно-публицистического журнала «Исследовательская работа школьников».
- www.iteach.ru - сайт программы Intel «Обучение для будущего».