Рабочая программа учебного курса «Проектная деятельность». 7-й класс. 2022–2023 уч.г.

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 7

Ключевые слова: проектная деятельность


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Что такое проектная деятельность? Проектная деятельность обучающихся - это вид образовательной деятельности, основной задачей которой является проектный способ достижения цели через решение конкретной проблемы в условиях ограниченности срока и ресурсов, которая завершается практическим результатом в виде проекта.

Проектная деятельность предполагает самостоятельное приобретение обучающимися знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции компетенций из разных предметных областей.

Какие задачи стоят перед реализацией проектной деятельности обучающихся?

  • усиление практикоориентированности обучения;
  • индивидуализация обучения, реализация индивидуальных образовательных траекторий;
  • формирование у обучающихся системного и критического мышления, способности применять системный подход для решения поставленных задач;
  • создание условий для развития творческого мышления обучающихся, способности к генерированию новых идей;
  • освоение обучающимися технологии разработки и реализации проектов, приобретение и накопление обучающимися личного опыта в проектировании;
  • повышение инициативности и самостоятельности обучающихся в освоении образовательных программ, приобретение навыков самоорганизации и ответственности за конечный результат и качество создаваемого проекта (продукта);
  • развитие у обучающихся навыков командной работы и лидерства.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения проектной деятельности.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Практически все, что окружает нас в быту, в школе, на работе, - это результат чьих-то организованных усилий, приложенных к достижению той или иной цели. Дом, в котором мы живем, школа, в которой мы учимся, учебная программа, творческий конкурс, даже организация работы школьной столовой - все это результаты именно таких усилий, а значит, выдвинуты когда-то и затем реализованные проекты.

Слово «проект» латинского происхождения: projectus значит «выступающий, выдающийся вперед». Уже в самом этом понятии заложен важный смысл проектной деятельности - добиться прорыва в той или иной сфере, создав что-то свое, уникальное, задающее новое направление, вектор развития.

Проектная деятельность - это особая форма учебной работы, которая формирует умение работать с различными источниками информации, умение увидеть и сформулировать проблему (тему проекта), определить задачи для решения этой проблемы, найти эффективные методы и способы для достижения цели, и, самое главное, получить результат (итоговый продукт проекта), имеющий практическое значение или применение.

Проект выполняется обучающимся в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Учебный проект должен удовлетворять следующим требованиям:

  • Наличие в рамках проекта значимой задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска ее решения;
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов проекта;
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся в рамках проекта;
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
  • Использование исследовательских методов при выполнении проекта.
  • Учебные проекты, существующие в образовательной практике, делятся на несколько групп по следующим признакам:

По характеру доминирующей в проекте деятельности:

  • Исследовательский проект - лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.;
  • Информационный проект - сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории; итогом такого проекта может являться публикация в СМИ, в том числе в сети Интернет;
  • Творческий проект - предполагающий максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов, в качестве которых могут выступать альманах, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;
  • Ролевой (игровой) проект - участвуя в котором участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.;
  • Практико-ориентированный проект - нацеленный на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика, результат которого заранее определен и может быть использован для нужд группы, курса, колледжа, микрорайона и т.д.

По предметно-содержательной области:

  • монопроект, выполняемый в рамках одной области знаний;
  • межпредметный проект, реализуемый на стыке различных областей.

По характеру контактов - среди участников одной группы, курса, образовательной организации и т.д.

По количеству участников проекта - индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый.

По продолжительности проекта - мини-проект (на одно учебное занятие), краткосрочный (4-6 занятий), длительный (месяц, четверть, учебный год и т.п.).

3. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный курс «Проектная деятельность» не входит ни в одну предметную область, является рекомендуемым для изучения при освоении программы среднего общего образования из часов, формируемых образовательной организацией.

«Проектная деятельность» проводится 1 раз в неделю. Всего в год 34 часа.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

После изучения курса «Проектная деятельность» обучающиеся должны достичь следующих результатов.

Личностные результаты должны отражать:

  • российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
  • гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • готовность к служению Отечеству, его защите;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательско1, проектной и других видах деятельности;
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
  • принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
  • бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты должны отражать:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей и разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  • владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты должны отражать:

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

В основе организации проектной деятельности обучающихся лежит способ организации самостоятельной деятельности, направленный на решение задачи учебного проекта.

Учебный проект с точки зрения обучающегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и показать публично достигнутый результат.

Организация деятельности предлагает

  • спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»);
  • при организации групповой работы распределить амплуа и обязанности в группах (например: аналитик, инициатор, генератор идей и (или) новатор, реалист, оптимист, пессимист и т.п.);
  • возможные формы представления результатов проекта осуществляют:
  • планирование работы;
  • разбивку на группы и распределение ролей в группе;
  • выбор формы и способа представления информации

Осуществление деятельности

Не участвует, но:

  • консультирует по необходимости обучающихся;
  • ненавязчиво контролирует;
  • ориентирует в поле необходимой информации;
  • консультирует по презентации результатов

Работают активно и самостоятельно:

  • по поиску, сбору и структурированию необходимой информации;
  • консультируются по необходимости; подготавливают презентацию результатов

Презентация, самоанализ и самооценка результатов

Принимает итоговый отчет:

  • обобщает и резюмирует полученные результаты;
  • подводит итоги обучения. Оценивает проект по критериям:
  • глубина проникновения в проблему;
  • привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  • умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов

Демонстрируют:

  • понимание проблемы, цели и задачи;
  • умение планировать и осуществлять работу;
  • найденный способ решения проблемы.

Осуществляют:

  • рефлексию деятельности и результатов;
  • взаимооценку деятельности и ее результативности

Последовательность хода проектно-исследовательской работы

  • Обоснование актуальности выбранной темы:
  • Постановка цели и конкретных задач исследования;
  • Определение его объекта и предмета;
  • Выбор методов проведения исследования;
  • Описание его процесса и обсуждение результатов исследования;
  • Формулировка выводов и оценка полученных результатов.
  • Выбор методов научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
  • Применение логических законов и правил: закон тождества, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений и т.д.
  • Поиск информации:
  • виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная);
  • методы поиска информации.

Требования к оформлению проектной работы

Защита индивидуального проекта

6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Подготовка к проведению исследования

1

Проект и проектная задача. Виды проектов. Планирование работы.

1

2

Цели и задачи проектной работы.

1

3

Этапы проектной работы.

1

4

Оценка готовности к исследовательской работе.

1

5

Выбор направления и проблемы исследования.

1

6

Выбор темы исследования.

1

7

Формулировка темы. Постановка целей.

1

8

1

9

Задачи исследований.

1

10

Формулирование гипотезы проекта.

1

11

Актуальность выбранной темы.

1

Проведение исследования

12

Поиск и отбор научной литературы.

1

13

Сбор материалов, проведение практической части исследовательской работы.

1

14

Обработка материалов исследования и структуризация выводов.

1

Оформление исследовательской работы

15

Научный стиль речи.

1

16

Композиция текста.

1

17

Анализ лексических особенностей текстов: точность, обобщенность, отвлеченность.

1

18

Принципы построения словарных статей.

1

19

Наиболее известные энциклопедии и справочники. Конспектирование.

1

20

Практикум.

1

21

Требования к оформлению ссылок. Титульный лист проекта

1

22

Требования к оформлению списка литературы. Требования к мультимедийной презентации

1

23

Методы исследования.

1

24

Методы сбора анализа материала.

1

25

Экспериментальные методы.

1

26

Работа с интернет-сайтами.

1

27

Формирование поискового запроса.

1

28

Оценка информации с точки зрения ее достоверности, точности, обоснованности.

1

29

Оценка источников информации.

1

30

Требования к структуре и оформлению проектной работы (проектной папке)

1

Защита результатов исследования

31

Формы представления работ.

1

32

Критерии оценки проектных работ, 5-7 кл.

1

33

Критерии оценки ИИП для обучающихся 9 класса

1

34

Представление работ. Анализ проектов.

1

35

Анкета «Мои успехи в проектной деятельности.

1

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ

Освоение программы по курсу «Проектная деятельность» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав программы по предмету входят:

  • информационно-коммуникативные средства;
  • экранно-звуковые пособия;
  • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала, рекомендованные или допущенные для использования в образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой и др.

В процессе освоения программы по предмету «Проектная деятельность» обучающиеся должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющимся в свободном доступе в Интернете.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Навигатор исследователя. Рабочая тетрадь для школьников по подготовке и проведению учебно-исследовательской деятельности. - 2-е изд. - Шестернинов Е.Е. и др. Издательство Некоммерческой организации Благотворительный фонд наследия Менделеева, 2017. - 89 с.
  2. Спутник исследователя. Рабочая тетрадь для школьников по подготовке и проведению учебно-исследовательской деятельности. - 2-е изд. - Шестернинов Е.Е. и др. Издательство Некоммерческой организации Благотворительный фонд наследия Менделеева, 2017. - 53 с.
  3. www.researcher.ru - портал исследовательской деятельности учащихся. Методология и методика. Исследовательские работы.
  4. www.vernadsky.info - сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Публикуются нормативные документы по конкурсу, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации посетителей.
  5. www.konkurs.redu.ru - обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов.
  6. www.subscribe.redu.ru - рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся.
  7. www.irsh.redu.ru - сайт научно-методического и информационно-публицистического журнала «Исследовательская работа школьников».
  8. www.iteach.ru - сайт программы Intel «Обучение для будущего».