Интегрированный урок по геометрии "Оригами и геометрия"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Ключевые слова: оригами


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (44 МБ)


Особенность ФГОС - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая в свою очередь связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего стандарт.

В основе Аgile-технологии - проектная деятельность, в результате которой ученик планирует, формулирует, ищет, ставит цели, оформляет результаты. Гибкость данной технологии дает возможность адаптировать ее к разным учебным предметам. СКРАМ мотивирует детей к самостоятельной деятельности, побуждает интерес к работе, учит самостоятельно контролировать себя и результат работы.

Scrum («схатка») - это набор принципов, на которых строится процесс разработки, позволяющий в жёстко фиксированные и небольшие по времени итерации, называемые спринтами (sprints), предоставлять заказчику готовый продукт. При этом строго фиксированная небольшая длительность спринта придаёт процессу разработки предсказуемость и гибкость.

Маршрутный лист формирует учитель, выполняя роль владельца продукта. В него вносятся все учебные задачи - чтение учебника, просмотр видео, решение задач, выполнение практических работ и т.д.

Спринты-промежутки времени, т.е. отрезок времени, отведенных на выполнение задач и реализацию проекта. Это может быть один урок или же система уроков, объединенных одной темой. Выполнение работы с строго оговоренным количеством времени. Каждому ученику необходимо скоординировать свою деятельность с деятельностью товарищей по команде.

Учитель выполняет роль Владельца продукта, т.к. он видит всю предстоящую работу целиком, понимает все предстоящие задачи. Учитель формирует маршрутный лист , состоящий из учебных задач.

Scrum-мастер. На первых порах, когда технология только внедряется, эту роль также играет и учитель. Но со временем, когда дети поймут и примут принципы Скрама, можно просто наблюдать со стороны, выделив в группе ученика, который "болеет" за группу, контактирует с учителем. Этот ученик великолепно справится с ролью Скрам-мастера, высвободив учителю время, которое можно потратить на анализ работы групп и отдельных учеников.

Задача Скрам-мастера разрешить возникающие проблемы - это его главная задача.

Все задачи вносятся на скрам-доску. Она должна содержать минимум 3 столбца. Первый столбец называется «План». Сюда каждая команда прикрепляет стикеры с задачами (одна задача - один стикер). Следующая колонка - «В работе». Сюда приклеиваются те задачи, над которой работа в команде идет в данный момент. С помощью этой колонки учитель видит, чем занята каждая из групп. Третий столбик - «Сделано :)» (самый приятный!). Сюда перемещаются выполненные задачи, причем критерии выполнения оговариваются командой заранее. Например, если хотя бы один член команды не понял решение этой задачи, она не может перейти в статус «Выполнено».

Скрам - это командная работа и грамотное распределение задач. Участники планируют ближайшие задачи, выполняют их и оценивают результат.

И так до тех пор, пока изначальная глобальная цель не будет достигнута.

Все задачи проекта по сути своей метапредметные: думать, формулировать, ставить задачу, искать, оформлять и т.д. В учебном процессе это выглядит примерно так: учитель выбирает из учебного плана тему, задает ее классу, помогает разбиться на группы. Ученики берут маршрутный лист и дальше работают самостоятельно: сами решают, как достичь поставленной цели, как разбить большой путь на задачи, как распределить задачи между членами команды. Маршрутный лист обязательно включает тему, цель проекта, смысловые единицы, которые должны быть освоены, требования к конечному продукту, сроки и форма приема работы. Можно указывать источники, конкретные задания и рекомендации - на усмотрение учителя. Все прописывается заранее, обычно закладываются минимальные требования, а источники ученики выбирают сами.

Использование этой методики способствует развитию коммуникативных навыков школьников, объединению их интересов. В процессе работы выявляются дети склонные к лидерству и организаторской деятельности. У ребят повышается самооценка и уверенность в себе, понимание значимости своей личности в группе сверстников. Дети учатся находить компромиссы при решении поставленных вопросов, вести диалоги и уважать взгляды других, вести обсуждения и дискуссии. Ограниченное количество времени помогает продуктивно организовать свою деятельность. Процесс защиты проектов, публичные выступления развивают культуру речи, умение аргументировать, защищать свое мнение.

Ценности SCRUM-уроков в образовании

Люди и взаимодействие → важнее процессов и инструментов

Учитель - мотиватор к познанию и навигатор

Работающий продукт → важнее исчерпывающей документации

Компетенции - важнее теоритических знаний

Сотрудничество с заказчиком → важнее согласования условий контракта

Коллаборации - важнее «правил внутреннего распорядка»

Готовность к изменениям → важнее следования первоначальному плану

Компетентность получения новых компетентностей
в изменяющемся мире

Действующие лица

Владелец продукта - учитель

Скрам-мастер-ученик

Команда - группа учащихся (4-5 человека)

Обязанности:
- обеспечивает формирование команды
- подготавливает скрам-мастеров, проводит инструктаж
- следит, чтобы процесс осуществлялся согласно правилам
- составляет маршрутный лист
- организует консультации в соответствии с образовательным запросом учащихся
- продумывает и разрабатывает процедуры контроля и улучшения качества полученных результатов
- принимает результаты у команды

Обязанности:
- организует работу группы по планированию спринта
- отмечает достижения на скрам-доске, диаграмме сгорания
- организует проведение скрам-митинга
- координирует работу группы
- контролирует выполнение заданий всеми участниками группы
- формулирует образовательный запрос учителю
- проводит рефлексию в конце урока

Каждый работает над своей задачей

Тема урока-проекта: "Оригами и геометрия".

Цель проекта: Изготовление в технике оригами композиции букета цветов.

Задачи проекта:

  1. Выяснить, что такое оригаметрия?
  2. Познакомиться с оригами и историей возникновения оригами.
  3. Выяснить, какую бумагу лучше использовать для оригами.
  4. Познакомиться с азбукой и базовыми формами оригами.
  5. Выяснить, какие есть течения и виды оригами.
  6. Изучить приемы складывания бумаги.
  7. Вспомнить основные геометрические понятия.
  8. Познакомиться с приемами складывания квадрата.
  9. Выяснить, как методом складывания получаются правильные многоугольники?
  10. Учиться читать инструкционные схемы.
  11. Показать применение математических законов в создании геометрических фигур в технике оригами.
  12. Продолжить знакомиться с техникой создания модуля.
  13. Показать применение геометрических законов в решении задач.
  14. Учиться собирать модули.
  15. Создать модульный цветок в технике оригами.
  16. Используя схему, изготовить букет лилий.

Презентация с опорной информацией, бумага-оригами, квадраты, подготовленные модули и отличное настроение!

Работают две команды во главе Скрам-мастерами, которые получают свой маршрутный лист от владельца продукта и будут реализовать свой проект на Скрам-доске.

Первая команда создает модульный цветок в технике оригами, а вторая - изготавливает букет лилий.

Схема изготовления лилии в двухмерном пространстве (у первой команды)

Лилия из треугольных модулей (у второй команды)

Каждая команда создает продукт, решая свои задачи и демонстрирует полученную работу.

В результате урока-проекта все должны знать:

  1. Что такое оригами?
  2. История возникновения искусства оригами.
  3. Виды оригами (простое, сложное).
  4. Течения оригами.
  5. Базовые формы оригами.
  6. Какие бывают задачи геометрии (на построение, доказательство, вычисление)?
  7. Оригаметрия.
  8. Как изготавливается модуль.
  9. Приемы деления листа на части.
  10. Получение правильных многоугольников из квадрата.
  11. Как получается цветок, используя знания по геометрии в технике оригами?

Рефлексия