Совместная деятельность детей и воспитателя в ходе режимных моментов по теме «Морское путешествие».
Образовательная область: «Познание», «Социализация».
Интеграция: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».
Задачи:
Образовательная область «Социализация»;
- формировать у детей умения творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов одним содержанием, используя накопленный личный опыт;
- формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры;
- воспитывать у детей культуру поведения;
- воспитывать у детей уважения к труду работников морского флота.
Образовательная область «Познание»;
- закреплять знания о морских обитателях (растительный и животный мир) морей и океанов, флора и фауна жарких стран.
Образовательная деятельность «Коммуникация»;
- развивать связную монологическую и диалогическую речь детей, речевое и ролевое взаимодействие;
- активировать словарь детей за счёт слов: кок, юнга, радист, капитан, штурман, аквалангист, лоцман, остров, тельняшка, боцман, матросы, пилотка, бескозырка, шторм.
Образовательная деятельность «Физическая культура»;
- совершенствовать физическую активность.
Предварительная работа
1. Чтение художественной литературы о моряках и морских путешествиях:
- Барто «Кораблик»,
- А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
- С.Михалков «Кораблик»,
- Б.Житков «Пароход»,
- С.Я.Маршак «Три моряка»,
- Д.Пирожков «У самого синего моря»,
- Л.Н.Толстой «Акула»,
- С.В.Сахаров «Морские сказки».
2. Беседы:
- «Обитатели морей и океанов»,
- «Животные жарких стран»,
- «По организации и проведению сюжетно-ролевой игре».
3. Просмотр видеофильмов об обитателях морей и океанов, а также шторм на море и о животных жарких стран.
4. Рисование «Моё любимое морское животное».
5. Ручной труд «Морской ёж», «Дельфин» (бросовый материал).
6. Аппликация коллективная «Подводный мир».
7. Лепка «Осьминог».
8. Изготовление атрибутов.
9. Оборудование атрибуты для игры:
- флажки для имитации корабля,
- акваланг,
- игрушечный ноутбук(рация),
- наушники,
- сигнальная дудочка,
- палубная швабра,
- ведро,
- бескозырки, тельняшки,
- костюм и оборудование для врача,
- спец. одежда для кока,
- тележка для развоза еды,
- продукты-муляжи,
- спасательный круг,
- бинокль,
- штурвал,
- якорь,
- сети,
- бутылка с письмом,
- водолазная маска,
- капитанская фуражка, трап, фонари.
Материалы: игрушки морские обитатели, животные жарких стран, ракушки разных размеров, экран, проектор, видеофильмы (шторм, дельфины). Аудиозапись «Прощание славянки», Л.Лядовой «Все мы моряки».
Методы и приёмы: создание проблемной ситуации в ходе игры, беседы, уточняющие вопросы.
Игровые роли и игровые действия:
- Капитан: назначает и раздаёт роли по игре. Отдаёт команды членом команды. Узнаёт прогноз погоды. Объявляет штормовое предупреждение, смотрит в бинокль. Открывает бутылку и читает письмо. Благодарит всех за путешествия.
- Штурман: стоит за штурвалом и следит за маршрутом. Выполняет все команды капитана, помогает в погружении аквалангиста, в подъёме бутылки.
- Врач: Проводит осмотр всей команды и ставит допуск к путешествию, следит за здоровьем команды на корабле, оказывает помощь аквалангисту после погружения.
- Кок: запасает продукты для путешествия, готовит еду для всей команды, разносит чай, сок. Рассказывает о том, что можно приготовить из морской капусты, помогает в подъёме бутылки.
- Юнга: драит палубу, выполняет команды капитана.
- Радист: делает запрос о прогнозе погоды, выполняет команды капитана.
- Ботцман: даёт гудок об отправлении корабля, выполняет команды капитана.
- Матрос: (любой желающий ребёнок) поднимает и опускает якорь, в спасательном круге ловит бутылку и поднимает её на борт корабля, выполняет команды капитана.
- Лоцман: закрывает борт корабля, опускает и поднимает трап.
- Аквалангист: опускается на дно моря, спасает дельфина, рассказывает о морских обитателях.
- Сигнальщик: включает и выключает сигнальные огни, выполняет команды капитана.
Основной сюжет «Морское путешествие»
План игры:
1. Организационный момент: загадка про пароход, море.
2. Распределение ролей по назначению.
3. Разыгрываются сюжеты:
- «У врача».
- «Погрузка на корабль».
- «Путешествие на корабле «Смелый»».
- «Шторм», «Спасение дельфина».
- «Бутылка с письмом».
- «На острове Черепах».
- «Приготовление обеда».
- «Возвращение домой».
Ход игры
Воспитатель: Ребята, хотите поиграть?
Дети: Да!
Воспитатель: Хорошо! Тогда давайте все соберёмся и у меня к вам есть предложение! А что если нам сейчас отправиться в путешествие!
- Хотите отправиться в путешествие!
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы! Вы много знаете о путешествиях. Тогда отгадайте на чём мы с вами отправимся в путешествия!
По моря и по волнам
Его водит капитан.
Он не плавает, а ходит
Якоря бросает в воду.
Он с волною дружбу водит
И не любит непогоду. (Корабль)
Дети:
Корабль!
На право вода на лево вода.
Плывут здесь суда туда и сюда.
Но если захочешь напиться дружок,
Солёным окажется каждый глоток. (Море)
Дети: Море.
Но для того чтобы отправиться в путешествие, нам нужна команда , и название нашего корабля Мы должны с вами договорится кто кем будет. Чур, капитаном буду я! И теперь на правах капитана я буду отбирать себе команду.
Штурман - вот тебе тельняшка, бескозырка.
Матросы - вот вам тельняшка, бескозырка, якорь, спасательный круг.
Юнга: вот вам тельняшка, Бескозырка, ведро и швабра.
Врач - получите медикаменты, халат, медицинский чемоданчик.
Кок - получите колпак, фартук, фрукты, продукты.
Лоцман - вот вам тельняшка, бескозырка, трап.
Аквалангист - вот вам тельняшка, акваланг, маска, бескозырка.
Радист - получите тельняшку, наушники, рация
Сигнальщик- вот вам тельняшка, сигнальные огни (фонарики), бескозырка.
Капитан: Команда стройся! Слушай мою команду. Для путешествия на корабле команде необходимо пройти медицинскую комиссию , и получить разрешение врачей для путешествия. Врачам приступить к осмотру команды (ставят градусники, измеряют температуру, слушают, смотрят рот) и докладывают капитану: Товарищ капитан команда к путешествию готова!
Капитан: уточняет вся ли команда получила допуск к путешествию.
Врач: все здоровы!
Капитан: команде погрузиться на корабль и занять свои места по расписанию. Корабль не может выйти в море без названия, как мы его назовём «Смелый».
Капитан: Лоцман, поднять трап, закрыть борт.
Капитан: Штурман, встать на вахту к штурвалу.
Капитан: Матросам, поднять якорь
Капитан: Боцман, подать сигнал об отходе корабля 3 гудка.
- Полный вперёд!
С последним гудком корабля звучит «Прощание славянки». Видиозаставка звучит шум моря, звуки волн и крик чаек.
Капитан: Юнге навести порядок на корабле!
Капитан: Радисту запросить прогноз погоды.
Радист: Погода хорошая полный штиль.
Видеозаставка дельфины в открытом море.
Капитан: (смотрит в бинокль) внимание с левого борта вижу дельфина.
Он запутался в сетях. Ему требуется помощь! Как мы можем ему помочь? (звуки дельфина и шум моря ).
Капитан: Лева руля! Стоп машины! Опустить якорь! Аквалангисту приступить к спасению дельфина!
(аквалангисты спускаются на морское дно, в это время идёт видио заставка с обитателями морского дна, дети называют животных. Аквалангисты выпутывают дельфина из сетей и матросы вытягивают их на корабль) вся команда помогает вытягивать за верёвку.
Капитан: врачам осмотреть аквалангистов. Всё ли у них в порядке после погружения.
(Врачи осматривают аквалангистов, ставит градусник, осматривает нет ли переломов и ушибов и докладывают капитану).
Врачи: Товарищ капитан, аквалангисты здоровы!
Капитан Аквалангисту: Объявляю вам благодарность за спасение дельфина!
Аквалангист: Товарищ капитан, морские животные пытались помочь дельфину!
Капитан: (всем присутствующим на корабле). Каких животных вы видели за бортом. (дети рассматривают за бортом и называют морских животных )
Капитан:
- матросам поднять якорь,
- лоцману закрыть борт корабля,
- боцману подать 3 гудка,
- штурману право руля. Полный в перед!
- радисту запросит прогноз погоды.
Радист: Погода ухудшаеться надвигается шторм!
Видеозаставка «Шторм»
Капитан: всей команде занять свои места по расписанию! Штурман держать курс на волну. Сигнальщикам включить сигнальные огни!
(шторм утихает и к борту корабля прибило бутылку с письмом)
Капитан: сигнальщикам выключить сигнальные огни!
Капитан: смотрит в бинокль, с право по борту вижу какой-то предмет.
Стоп машины, право руля! Опустить якорь! Опустить трап! Матросу приготовиться изъять его.
(дети обращают внимание и говорят, что это бутылка)
(матрос в спасательном круге с страховкой достаёт бутылку), вся команда помогает вытягивать за верёвку его на корабль.
Капитан: Врачу провести осмотр матроса. Всё ли у него хорошо!
Врач: Товарищ капитан, матрос здоров!
Капитан: Объявляю вам благодарность! За хорошую службу!
Капитан: Интересно что это может быть(крутит бутылку в руках). Что с ней делать? Внутри что то есть!
(дети высказывают свои предположения, открыть бутылку)
Капитан: Да это же карта! Она мне кого то напоминает! Смотрит в бинокль. На горизонте видна земля. Мы обязательно должны туда отправиться вы согласны?
- Боцман, подать 3 гудка,
- матросам, поднять якорь,
- лоцман, убрать трап,
- штурман, полный в перед! Курс держать на остров!
Звучит песня «Все мы моряки»
Текст песни:
Море начинается с маленькой реки,
Мы не просто мальчики, все мы - моряки.
Форменка по росту, бескозырка набекрень.
МЫ уходим в плаванье каждый день.
О море мы мечтаем,
Море снится нам.
Снится, как бывалым морякам.
О море мы мечтаем,
Море снится нам.
Снится, как бывалым морякам.
По-морскому рады мы вахту принимать,
Драить пол как палубу. «Яблочко» плясать.
Мы ходим строем, все вокруг на нас глядят,
Выправка матросская у ребят.
О море мы мечтаем,
Море снится нам.
Снится, как бывалым морякам.
О море мы мечтаем,
Море снится нам.
Снится, как бывалым морякам.
Якоря на ленточке вьются за спиной.
Мы вернёмся вечером - ждите нас домой.
Спите, бескозырки, рядом с нами до утра.
А с рассвета в плаванье нам пора.
О море мы мечтаем,
Море снится нам.
Снится, как бывалым морякам.
О море мы мечтаем,
Море снится нам.
Снится, как бывалым морякам.
Дети подпевают песню пританцовывают
Капитан: Стоп машины! Опустить якорь! Установить трап! Всех желающие могут отправиться на остров!
(На острове дети встречаются с разными животными жарких стран, особенно здесь много обитает черепах, как выяснилось что черепахи бывают морскими и сухопутные называют их отличия конечности. Эти два вида черепах могут сосуществовать рядом жить на одном острове, поэтому остров и называется «Черепах».)
Капитан: команде занять свои места по расписанию.
Капитан Боцману подать 3 гудка.
Капитан: Поднять якорь! Убрать трап! Полный вперёд! Держать курс домой в д/сад!
Капитан Радисту: доложить прогноз погоды!
Радист: Погода хорошая!
Капитан: Коку приготовится накормить команду!
Кок: Есть, товарищ капитан!
(Кок на тележке развозит еду, чай, фрукты (муляжи))
Звучит аудиозапись песня «Кораблик»
Штурман: Вижу на горизонте наш порт!
Капитан: Стоп машины! Бросить якорь! Опустить трап! Команде сойти на берег! Стройся!
Наше путешествие закончено! Спасибо за хорошее плаванье!