Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников в современной школе осуществляется учителем, который дает оценку ребенку с позиций эталона, при этом старается научить каждого элементарному оцениванию. Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения (Ш.А.Амонашвили, Н.Ф.Талызина, Д.Б.Эльконин и др.) Действия контроля и оценки относятся к регулятивным универсальным умениям. Действие контроля - ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений. Действие оценки - констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче.
Современное общество требует формирования социально активной, инициативной, творческой личности, развивая природные задатки, интеллектуальные способности, склонности и индивидуальность каждого ребенка.
Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и само актуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Ребенок станет полноценным субъектом своей учебной деятельности только тогда, когда он сам будет управлять ею, способствуя развитию своих способностей. Для этого необходимо сделать его «хозяином» своей деятельности - помочь ему осознать её мотивы и цели, обучить способам её осуществления, регулирования и контроля, активизировать его познавательную деятельность.
Поэтому целью моей педагогической деятельности является воспитание ученика рассуждающего, сомневающегося, радующегося, способного добыть знания самостоятельно и легко адаптироваться в любых меняющихся социально-экономических условиях. Именно учителю, на уроке нужно создать эти внешние условия для того, чтобы они «разбудили» внутренние обстоятельства, способные к самопознанию, самореализации, самоанализу.
Одним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью и развитием своих мыслительных способностей, я считаю развитие у учащихся потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий. Сформированная потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий будет подталкивать ученика, и требовать от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага своих действий. Она позволяет яснее осознать, что известно в данной ситуации и что неизвестно, что ещё требуется узнать и изучить. У школьника рождается чувство недовольства самим собой, своими имеющимися знаниями, умениями и навыками, появляется необходимость в приобретении дополнительных знаний и умений. Таким образом, потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность ученика, заставляет его активно и самостоятельно мыслить. Ученик будет анализировать свои действия не только после или в ходе непосредственного её совершения, но и заранее до её совершения. Возникшее в ходе рассуждения противоречия будут толчком к самостоятельному пересмотру своих действий, а если это необходимо, то и к её корректировке, к выявлению причин своих ошибок и неудач.
Считаю, что потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, она становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей учащегося.
Главным в учебной деятельности ребёнка считаю понимание того, что он изучает и ради чего он это делает. При этом добиваюсь, чтобы ученик осознавал, что с ним происходит в процессе изучения моего предмета, ощущал своё развитие. Стараюсь пробудить в детях желание подняться духовно и интеллектуально на ступеньку выше при изучении английского языка. Важнейшей предпосылкой для этого считаю создание психологического комфорта для приобретения учащимися знаний и самовыражения. Компонентами положительной психологической атмосферы являются: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение учителя и учащихся. При любых продвижениях ученика в изучении моего предмета не скуплюсь на положительные эмоциональные отзывы, слова поощрения. Стараюсь вселить в них уверенность в себе, своих способностях. Поддерживаю положительный настрой разнообразными видами деятельности на уроке, стимулированием, созданием ситуаций успеха, предоставлением каждому ученику возможности для самовыражения, повышения самооценки.
Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:
1-й этап. Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя
Для этого учитель должен:
- показать учащимся, что любое обучение - это единство двух процессов: передача ученику в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала.
- ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
- сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;
- выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;
2-й этап. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей
Это - взаимопроверка. Обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной. Полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).
3-й этап. Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и само коррекцию
От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.
В результате этой работы:
- во-первых, учащиеся организуют свою деятельность в цикличной форме, периодически проверяя и оценивая её.
- во-вторых, в процессе самоконтроля и самооценки ученик, как субъект деятельности, выполняет обобщения и сопоставления, осмысливает критерии анализа своей деятельности.
Негативные выводы, полученные в результате объективной самооценки, заставляют учащегося задуматься, искать причину своих ошибок и изменять методы своей работы, вынуждены неоднократно просматривать и анализировать то, что они уже выполнили.
Таким образом, я предполагаю, что такая работа должна привести:
- во-первых, к формированию у учащихся устойчивой потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и каждого шага своего действия;
- во-вторых, к развитию мыслительных и творческих умений ученика, чему будет способствовать выполняемые в ходе такой деятельности специфические мыслительные операции.
- в-третьих, к пробуждению инициативы, активизации внутренних сил самого ученика, к самоуправлению и саморегуляции своей деятельностью со стороны самих учащихся, и к управляемости процессом обучения и развития учеников со стороны учителя.
Учащимся выдается задания в следующем виде:
(таблица 1)
Задания учителя |
Моя оценка
|
На следующем уроке дети получают проверенные мною работы с содержательной оценкой и начинают соотносить оценку учителя по каждому критерию со своей оценкой, определяя, как получилась общая оценка всей работы.
Далее учащиеся начинают разбираться с причинами ошибок и трудностей, возникших у них в ходе выполнения данной работы, заполняя таблицу № 2.
(таблица 2)
Задание, в котором была сделана ошибка. |
Причины ошибки (почему я ошибся?) |
Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении. Можно использовать следующие приемы:
1. Учащимся дается задание составить задание для одноклассников, используя пройденный материал. При составлении задания ученику приходится побывать и в позиции учителя, который составляет задание, и в позиции ученика, который делает это задание. Он старается составить задание таким образом, чтобы оно в себе содержало некоторую трудность, т. е требовало обдумывания, применения своих знаний, в том числе и знаний полученных по другим предметам. Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение.
2. Учащимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление "допущенных" ошибок. Это заставляет ученика анализировать свои знания.
3. Учитель при объяснении "допускает" ошибку. Учитель при объяснении на доске сознательно допускает ошибку. Ученикам, которые нашли ошибки учителя, приходиться давать убедительные объяснения и приводить доказательства, пока все учащиеся не увидят ошибку, не поймут её и не включатся в активную умственную деятельность.
4. Учащиеся объясняют ошибки одноклассникам. Ученик, прежде чем сказать, будет обдумывать, анализировать, пересматривать свою точку зрения, аргументировать и доказывать свое мнение, изыскивать исчерпывающие аргументы.
Трудно переоценить роль самостоятельной работы для формирования самоконтроля. Самостоятельность формирует у учащихся движение от незнания к знанию…. Систематическая самостоятельная работа является не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения. При самостоятельной работе воспитывается активная жизненная позиция. Именно в процессе самостоятельной работы в головах учеников возникают вопросы: «Как выполнить?», «Каким приёмом воспользоваться?», «Какой теоретический материал надо знать?», «Что знаю?», «Что не знаю?», «Где возьму?». Затем в процессе работы следуют ответы и на эти вопросы, и на другие, возникающие на пути к достижению цели. Ученик наблюдает собственное движение, корректирует его, если в этом есть необходимость, т.е. активно управляет собственной учебной деятельностью.