Развитие творческих способностей на уроках математики
Целью Федерального проекта «Современная школа»: вхождение Российской Федерации к 2024 году в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования по средствам обновления содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, инициативность, способность самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей. Основными критериями креативности по Дж.Гилфорду - американского психолога являются:
- Беглость мысли - количество идей, возникающих за некоторую единицу времени, легкость генерирования идей.
- Гибкость мысли - способность переключаться с одной идеи на другую.
- Оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых стереотипов, способность отвечать на раздражители нестандартно (не путать оригинальность мышления с оригинальничанием);
- Любознательность - чувствительность к проблемам, к окружающим ситуациям, восприимчивость - чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
- Способность к разработке гипотезы - смелой идеи, которая потом нуждается в обстоятельной эмпирической проверке.
- Удовлетворенность - итог проявления креативности - логическая независимость реакций от стимулов, способность решать проблемы, способность к анализу и синтезу.
В своей деятельности мы обращаем внимание на развитие любознательности, умению разрабатывать гипотезы, поощряем оригинальные решения математических заданий. Для гимнастики ума, развития креативных способностей, для развития комбинационных умений применяются математические тренинги, задания расставлять, располагать, размещать числа или предметы, разрезать, разделять на части фигуры или тела, разменивать купюры на монеты, составлять узоры или паркеты, переливать жидкости, перемещать, перебирать возможные задания:
- Разбейте циферблат с помощью одного отрезка на две части так, чтобы сумма чисел в каждой части была одинаковой.
- Переложите одну из двух спичек, изображающих число 5 (римская цифра) так, чтобы получилось число в 2 раза большее исходного.
- Соедините четыре точки, изображенные на рисунке замкнутой линией, состоящей из трех звеньев.
Учить надо строить умозаключения на каждом этапе формирования математических понятий, в ходе анализа текстовых задач, при решении уравнений и т.д. Различные задания занимательного характера эмоционально воздействуют на детей, активизируют их внимание и участие на уроке. Логическое мышление необходимо для того, чтобы вовремя проанализировать и применить ранее полученную информацию, отделять главное, находить взаимосвязи и полностью анализировать ситуацию.
Приемы формирования креативного мышления, которые применяем на уроках математики
1. Сравнение
- Что можете сказать о фигурах на рисунке?
- В чём сходство и различие?
- Сравнение текстовых задач
- Трое учеников решали уравнение по-разному. Сравни решения и найди верное. Объясни свой выбор.
Задания на сравнение должны присутствовать на уроках постоянно. Устные упражнения могут содержать вопросы следующего характера: в чём различие параллелограмма и прямоугольника, прямоугольника и ромба, ромба и квадрата, квадрата и куба, куба и параллелепипеда? Задания на сравнение может быть построено при помощи методики «Найди лишнее»:
- Цилиндр, шар, куб, конус.
- Прямоугольник, параллелограмм, куб, тетраэдр, наклонный параллелепипед.
- Прямоугольник, треугольник, ромб, квадрат.
2. Анализ и синтез
В мыслительной деятельности человека анализ и синтез дополняют друг друга. Анализируя какой-то объект, задание, дети выделяют признаки и свойства этого объекта, при синтезе объединяют различные элементы, свойства в единое целое. Например: 1. Прочитай по-разному выражение 16-5 (16 уменьшить на 5, разность чисел 16 и 5, из 16 вычесть 5)
3. Приём аналогии
Аналогия, как форма мышления, играет большую роль в развитии математических способностей таких как воображение, память, гибкость ума. Умение рассуждать по аналогии в математике развивает умственные, познавательные способности, развивает творчество, формирует вкус к поисково-исследовательской деятельности.
- Часть - целое, отрезок -…..
- Площадь - кв.м., Объём - …..
- Сторона - отрезок, тетраэдр - многогранник.
123452 |
Ракета |
321452 |
? |
30 |
0 |
180 |
р |
120 |
? |
4. Приём обобщения
Обобщение - это выделение существенных признаков математических объектов, их свойств и отношений. На уроках обобщения широко применяется методический прием «Кластеры».
5. Классификация
Классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака.
1) Среди изображенных тел выберите те, которые являются призмами.
2) Раздели числа на две группы (классификация): 175; 26; 3/4; 1/2; 3895; 1/4; 9/5. Дай каждой группе название.
3) Какие из данных дробей можно привести к знаменателю 10?
Запиши равенства. Объясни, почему данные дроби можно разделить на такие группы:
Для развития гибкости и беглости мыслей, умения генерировать идеи на уроках практикуем прием «Мозговой штурм». Например:
- «Закончи фразу!»
- «Незаконченное предложение»
- Найдите третью часть половины 18
- Найдите половину третьей части 18
- По какому признаку можно объединить следующие числа:
- 121,40,31,22. (по сумме цифр)
- 2,9,20 (по начальной букве)
- 1,5,7 (по количеству букв в слове) - Выявить закономерность: 2,8,3,7,4,6,
- Определи, не вычисляя, меньшую сумму из данных сумм:
1. 27+48+16+9
2. 47+25+8+13
3.18+10+50+28
В своей деятельности применяем метод проектов, что повышает познавательную активность учащихся, развивает интерес к предмету, развивает умения ставить цель, наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Например: 1. Проекты «Математические сказки»
А) Проект «Задачи - расчёты» по темам:
а) Расчёт количества и стоимости покупки:
- обоев для оклейки одной комнаты в своей квартире.
- плинтусов и бордюров для ремонта двух разных комнат.
- лака для покрытия деревянного изделия.
Б) Денежные расходы на экскурсию, посещение театра или музея, на поездку за город или в город.
В) Симметрия вокруг нас.
Для осуществления формирования креативного мышления учащихся должна быть составлена система развивающих заданий по темам: аналогия, сравнение, исключение лишнего, классификация, логические задачи, перебор, ребусы, анализ и синтез, обобщение, переливание и другие. На каждом уроке, на занятиях, внеурочной деятельности надо использовать виды, формы, методы, стимулирующие развитие основных критериев креативности, сформулированных Дж.Гилфордом: беглость, гибкость, оригинальность мысли, разработанность идей.
Библиографический список
- Болотов В.А., Сериков В.В. "Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе", "Педагогика № 10", 2003.
- Иванова А.И. Методика исследования способности к обучению. М. ИМАТОН, 1999.
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М., 1984. - 176 с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974.
- Мельник Н.Р. Развитие логического мышления при изучении математики. Нач.школа. 1977 г. №6.
- https://urok.1sept.ru/articles/213208/