Как научить быть любознательным, любить природу?

Разделы: Биология


Цель: формирование экологической культуры человека как важнейшей ценности нашего общества.

Экологическая культура представляет собой единство экологических знаний, убеждений, ценностей, норм, традиций, сложившихся в отношении к природе и проявляющихся в общественной жизни и поведении каждого гражданина. Она включает в себя гуманное отношение к природе, чувство ответственности за ее судьбу.

В основе процесса воспитания экологической культуры лежит живое общение детей с природой, умение не созерцать, а наблюдать. Это требует от учителя знаний биологии растений и животных, умений показать особенности произрастания растений, жизнедеятельности животных, навыков организации экскурсий и наблюдений за живыми объектами. Можно сказать, что необходима система изучения природы для различных возрастных категорий учащихся. Работа эта сложная и включает несколько этапов.

Изучение и паспортизация видов растений

Эту работу выполняли учащиеся 9-х классов в рамках проектной деятельности территория вокруг школы была поделена на участки и учащиеся изучив растительность представили проект «Цветущие декоративные растения на территории лицея №83». Таким образом была произведена паспортизация растений. Используя этот и материал были созданы таблички с названиями растений. Информация о них была переведена в QR-код.

На основе инвентаризации (паспортизации) для учащихся 1-7 классов создается экологическая тропа. Здесь в осенне-зимний период школьники знакомятся с особенностями произрастания деревьев и кустарников, их биологией и значением, а в мае и в период летней практики - многообразием травянистых растений. В зимний период разработан вариант видеоэкскурсии, которую разработали учащиеся 11 классов («Пришкольный участок в зимнее время»).

Семиклассники могут наблюдать за беспозвоночными и позвоночными животными: птицами, насекомыми, дождевыми червями.

Учащиеся начальной школы наблюдают за птицами и подкармливают их в зимнее время.

Формирование умения проведения наблюдений за природными объектами

Накопленный в процессе экскурсий по экологической тропе материал о многообразии видов растений и животных пришкольного участка используется на уроках биологии и экологии в 6-11 классах. Изучение многообразия видов начинается с формирования умения проведения наблюдения, поэтому шестиклассникам предлагаются задания, связанные с ежемесячными наблюдениями за древесными растениями и зимующими птицами.

Обобщение наблюдений проводится на уроках при изучении темы «Факторы среды». Опираясь на результаты наблюдений, можно наглядно показать воздействие абиотических факторов среды на биотические. Отдельно проводится урок по теме «Антропогенные факторы среды». На этом уроке нужно обязательно вспомнить и кормление птиц зимой, и участие в акции «Растём вместе», и о зачистке погибших деревьев, веток, и о выращивании рассады…

Влияние антропогенного фактора можно рассматривать в любом возрасте. В начальной школе интересные темы для ребят «Вред батареек для окружающей среды», «Мой дом - моя экология. Раздельный сбор мусора в моём доме», «Зачем разделять мусор».

Учащиеся 6 классов не только наблюдают, но и активно участвуют в облагораживании участка. На первом этапе они выполняют лабораторные работы «Проращивание семян» и «Влияние глубины заделки семян на прорастание». Эти лабораторные работы дают базу для выполнения проектов по выращиванию рассады для пришкольного участка. Класс получает задание вырастить рассаду одного или нескольких видов растений. Они сначала изучают теорию, а затем выращивают рассаду. Таким образом, идёт поощрение поиска информации, трудовое воспитание, а также проблема решения вопроса с рассадой. Дети участвуют и в создании ландшафтных проектов.

Использование пришкольного участка на уроках в 8-9 классах

В 8 классе при изучении биологии человека уместно вспомнить о лекарственных свойствах растений. Этот материал можно изучать или через сообщения учащихся, или использовать материалы разработки экологической тропы «Знакомство с лекарственными растениями».

Примечание. Важно напомнить, собирать лекарственные растения следует вдали от города.

А вот, на сколько загрязнен воздух вокруг нашей школы можно узнать проведя исследовательскую работу с девятиклассниками «Определение чистоты воздуха по лишайникам».

В 9 классах материал пришкольного участка можно использовать при изучении тем «Многообразие видов», «Критерии вида», «Формы борьбы за существование», «Изменчивость видов».

Таким образом, пришкольный участок играет большую роль в формировании и развитии у школьников познавательного интереса к предмету, общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

Я убеждена, что наш участок воспитывает экологическую культуру и у учащихся, и у родителей, и жителей нашего микрорайона.