Ход НОД
I. Организационный этап
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. И я его хочу начать с необычного вопроса. А что было бы, если б не было математики?
Ответы детей.
Воспитатель: Наше занятие сегодня еще и сказочное. А вы любите сказки? Вы любите сказки смотреть или слушать? А сочинять сказки сами? Давайте сегодня немного посочиняем сами?
Воспитатель: Ребята, наше занятие еще и волшебное. И чтобы появилось волшебство, нужна…. (как вы думаете, что) волшебная палочка. Вот она! Она поможет нам. Итак, уважаемые сказочники, усаживайтесь поудобнее. (Дети садятся на ковер).
II. Основная часть
Слайд 1 (заставка)
Начинаем нашу сказку. Помогать нам будут наша волшебная палочка и волшебный экран, на котором будут появляться подсказки для нашей сказки. И еще есть одно простое правило у сказочных волшебников: кому в руки попадает волшебная палочка, тот сказку и рассказывает. Сказка наша будет не простая, а математическая.
«В некотором царстве, математическом государстве - была одна математическая страна. А была она математической потому, что в ней жили… (передаем палочку) (подсказки на экране - слайд 2 - цифры, слайд 3 - знаки, слайд 4 - геометрические фигуры). И правил той страной царь. И звали его … (передаем палочку) (слайд 5 «=»), он хотел, чтобы все были равны. Называл себя - Равенство. Были у него два придворных волшебника. Первый (слайд 6 +) и звалиего - Увеличитель. Любил он все… (слайд 7 увеличивать). А если бы у вас была такая способность, что бы вы захотели увеличить?
А второй волшебник (слайд 8 «-») все у всех отнимал, забирал и … (слайд 9 уменьшал). Звали его - Уменьшитель. А если бы у вас была такая способность, что бы вы захотели уменьшить?
И вот однажды Уменьшитель захотел сильно уменьшить геометрические фигуры, чтобы они и вовсе пропали. И вот (слайд 10 по очереди круг, овал, треугольник, квадрат и прямоугольник) испугались, разбежались из своего дома кто куда. Загоревали остальные жители страны … (передаем палочку, перечисляем жителей - слайд 11 цифры и слайд 12 знаки)»
Слайд 13 (заставка)
Воспитатель: Ребята, поможем найти геометрические фигуры?
Ответ детей.
Но перед выполнением заданий проведем разминку.
Физкультминутка:
Руку правую - на плечо,
Руку левую - на бочок.
Руки в стороны, руки вниз,
И на право повернись.
Тело мы размяли, разомнем и мозг.
1) Курица на двух ногах весит три килограмма. Сколько будет весить курица, если она будет стоять только на одной ноге?
2) Сколько хвостов у пяти котов?
3) На яблоне росло 10 яблок, а на иве в два раза меньше. Сколько яблок на иве?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Как говорят настоящие детективы, чтобы кого-нибудь найти, нужно научиться думать как он. Значит, чтобы найти геометрические фигуры, нам нужно думать как они, нужно стать ими. Попробуем?
Представь что ты круг. Покажи, как ты выглядишь, нарисуй себя пальцем в воздухе? На что ты похож? Сколько у тебя углов? Кто твои друзья, с какой цифрой ты дружишь? (0, 6, 8 или 9) Почему? С какой геометрической фигурой? (овал). Почему? (потому что у нас нет углов). Значит, ты любишь все круглое? И где же тебя искать? (Наводим на мысль поискать за круглыми предметами)
Далее по аналогии.
- Представь, что ты овал.
- Представь, что ты треугольник.
- Представь, что ты квадрат.
- Представь, что ты прямоугольник.
- Находим все геометрические фигуры.
Воспитатель: Нашли мы геометрические фигуры, давайте продолжим нашу сказку.
«Вернулись геометрические фигуры (Слайд 14 по очереди круг, овал, треугольник, квадрат и прямоугольник) в математическую страну. Уменьшитель очень долго перед ними извинялся и просил прощения. А Увеличитель их успокаивал: «Зря вы переживали, даже если бы Уменьшитель вас… (слайд 15 уменьшил), я вас все равно обратно … (слайд 16 увеличил). Вернулись геометрические фигуры обратно в свой дом.»
Слайд 17
Посмотрите, в каком доме они жили. (На экране появляется поле 3х3) Сколько комнат в доме, сколько этажей? А сколько комнат на каждом этаже? (ответы детей). (Далее, следуя рассказу воспитателя, дети по очереди показывают волшебной палочкой расположение геометрической фигуры в доме - экране и она появляется в нужном месте)
«Треугольник, живет в центре дома, в самой середине, над треугольником живет круг, под треугольником квадрат, справа от квадрата, поселился прямоугольник, слева от круга живет овал. Чтобы дом стал уютным, светлым, нарядным его надо украсить. В верхней правой комнате, поселилось солнышко, в нижней левой комнате поставили телевизор, слева от треугольника стали хранить морковку, а справа поставили песочные часы. И стали они жить поживать и добра наживать.»
Воспитатель: Ребята, кто может объяснить, почему солнышко стало жить на 3 этаже? А телевизор поставили на первом этаже? А хранили морковку и поставили песочные часы, почему на втором этаже?
Ответы детей.
III. Заключительная часть
Вот и закончилась наша сказка.
- Ребята, понравилась вам сказка?
- Понравилось сочинять сказку?
- Что было трудным для вас?
- Кому вы расскажите эту сказку?
Все хорошо запомнили, кто в каких комнатах жил? Сейчас проверю. Подойдите к столам, у каждого лежит листочек с таким же домом 3х3 и карандаш. Попробуйте по памяти нарисовать, кто, где жил.
Но для начала разомнем наши пальчики.
Проводится пальчиковая гимнастика «1-5 научились мы считать».
1,2,3,4,5 (Дети загибают пальцы правой руки, начиная с мизинца) - научились мы считать (сжимают и разжимают кулак правой руки).
1,2,3,4,5 (Дети загибают пальцы левой руки, начиная с мизинца) - надо нам умнее стать. (Сжимают и разжимают кулак левой руки).
1,2,3,4,5 (Хлопок на каждую цифру) - будем задание выполнять (Сжимаем и разжимаем оба кулака).
Приступаем к заданию.
Проверка (назад слайд 17). Давайте проверим. Где живет треугольник? (Треугольник живет в центре, по середине) Где круг? (Круг живет под треугольником) и т.д.
Угощения.
Занятие по математическому развитию в подготовительной группе с элементами эвристической технологии.
Тема: «Математическая сказка»
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей интерес и стремление к мыслительной деятельности.
- Формировать у детей умение самостоятельно применять имеющиеся знания в практической деятельности.
- Закреплять умение детей различать геометрические фигуры по их форме, количеству углов;
- Упражнять детей в ориентировке на плоскости и листе бумаги;
Развивающие:
- Развивать любознательность и активность, способность решать интеллектуальные задачи адекватно возрасту;
- Развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, память, зрительное восприятие, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к коллективному взаимодействию, взаимопомощи, взаимоконтролю. Желание помогать друг другу. Оценивать самого себя.
- Формировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей.
Речевые:
- Закреплять использование предлогов над и под, справа, слева.
- Отрабатывать умение отвечать полным ответом на вопрос воспитателя.
- Развивать связную речь детей, пополнить словарный запас (детектив, уменьшитель, увеличитель, равенство).