Методики развития креативного мышления в учебной деятельности

Разделы: МХК и ИЗО

Ключевые слова: список Осборна


Хочу представить вашему вниманию одну из техник развития креативного мышления: «Список Осборна». Сама техника относится к дискурсивным, т. е. это техники, которые отличаются системным подходом, мыслительный процесс в них выстроен логически. При данных методах проблема подвергается анализу и раскладывается на детали. (В отличие от интуитивных техник где идеи, образы, ассоциации спонтанно выносятся из подсознания, а их проработка и упорядочивание уже идет потом. К интуитивным относятся, напомним, хорошо известный Мозговой штурм, ментальные карты, задания на дорисовывание линий, кругов и т.д.

Сфера применения контрольного списка - разработка уже существующей проблемы, задачи, может применяться для обработки результатов мозгового штурма. Больше подходят для тренировки и развития креативного мышления, нежели для его измерения. «чистую», скажем так, креативность измеряют в основном интуитивные техники.

Первый шаг - точное определение проблемы, задачи. Затем сам список уже задает направление мыслительным процессам. Он состоит из девяти заданных областей и может быть расширен (если этого требует решение проблемы).

Рассмотрим саму технику.

Контрольный список:

Шаг второй. Обсуждается каждая область исходя из задачи по списку. Вопросы используются для уточнения, что имеется в виду

Область

Возможная постановка вопроса

Другие возможности применения

Допускается ли другая взаимосвязь и другое использование: Можно ли поставить продукт в другую взаимосвязь?
Каким образом можно использовать продукт по-другому?

Приспособление

Оцениваются схожие параллели и можно ли от них что-то взять. Какие продукты похожи на этот?
Какие существуют параллели? Можно ли что-то от них взять или скопировать?

Модификация

Изменение параметров, вплоть до запаха. Можно ли изменить такие качества как размер, форма, цвет, звук или даже запах?

Увеличение

Допустимо ли увеличение размера, количества, оценивается возможность преувеличения свойств. Можно ли что-то добавить? Можно ли увеличить размеры продукта? Может быть, его можно размножить? Можно ли преувеличить какое-либо свойство продукта?

Уменьшение

То же самое в плане уменьшения продукта.
Можно ли что-то выбросить? Можно ли уменьшить размеры продукта? (выпуск мини-размера продукта)

Замена

Оценивается, допустима ли замена свойств продукта. Можно ли заменить одно или несколько свойств продукта?

Перегруппировка

Можно ли как-то перетасовать элементы, части.
Можно ли расположить отдельные части по-другому? Можно ли изменить что-то в порядке следования элементов?

Поворачивание

Слайд 5. Поворачивание наоборот, оценить создание чего-то противоположного. Можно ли продукт или идею повернуть наоборот? Каким было бы основное качество противоположности?

Новое сочетание

Можно ли комбинировать по-новому отдельные свойства и элементы?

После заключительного анализа (шаг 3), решается, какие альтернативы кажутся наиболее приемлемыми, какие можно определить компоненты решения, уже для реализации.

Чем хороши дискурсивные техники, так это тем, что осмысление заданных направлений уже происходит чуть ли не само по себе. Сразу же хочется какую-нибудь ситуацию опробовать. Давайте попробуем на примере темы урока ИЗО В 7 классе. Тема: «Многообразие форм графического дизайна».

Легенда (проблема) для урока: (можно представить класс как рекламное агентство, полиграфическое издательство, к которому обратились с проблемой организатор ярмарки, например).

- Приглашение на ежегодную выставку-ярмарку отрасли может легко потеряться в изобилии почты, которую получают покупатели. После ярмарки организаторы часто слышат: «У меня не было вашего приглашения, и я не знал, когда состоится ваше мероприятие, где располагается ваш павильон».

Ключевые моменты, на которые нужно обратить внимание, это то, что приглашения теряются и человек не знает, куда идти. Это нужно для формулировки четкой задачи. Т.е. из проблемы необходимо выделить задачу, вопрос, которым будет заниматься агентство.

Шаг 1 - выделяем задачу:

Каким образом можно оформить приглашения на ярмарку так, чтобы они не только бросались в глаза, но и были ДОРОГИ покупателям и тщательно ими хранились?

Шаг 2 - отвечаем на вопросы 1-9, фиксируем идеи вместо вопросов.

Область

Идея

Другие возможности применения

Как еще можно использовать обычное приглашение? Видите, это и план, и календарь, и список, и даже пропуск в кофейню. Приглашение можно использовать в качестве:
- Пропуска для посещения кафе ярмарки
- План подъезда к ярмарке
- План павильонов ярмарки
- Рабочего календаря
- Списка что взять с собой на ярмарку

Приспособление

На что похоже приглашение? Прежде всего на открытку. Исходя из образа открытки, можно его дополнить.
Приглашение похоже на все другие карточки-приглашения, но может быть похоже и на поздравительную открытку с Днём рождения. Исходя из этого, можно дополнить оформление:
- шуточным высказыванием;
- музыкой или шумовым эффектом;
- кармашком для квитанций.

Модификация

Изменения увидели и в отношении запаха (пахнущая бумага), формы многообразны, Приглашение можно было бы изменить в отношении:
- запаха (изготовить на пахнущей бумаге)
- формы (круглая, треугольная, шести - восьмиугольная открытка)
- материал (ткань, картон, древесина)

Увеличение

По увеличению появились мнения о неудобстве хранения и предъявления приглашений, поэтому посчитали, что это максимум
Приглашение можно изготовить:
- размером с книгу или брошюру;
- размером с постер;
- твердым как доска (на доске)
- объемом в четыре страницы

Уменьшение

Здесь группа высказала только предположения, о чем можно было бы подумать
Можно было бы:
- подумать о мелком шрифте, и снабдить лупой, закрепленной на приглашении,
- о мелкой мини-книжечке, на каждой странице которой по нескольку слов.

Остальные предложения по уменьшению группе показались не очень разумными, т.к. речь идет о броскости и ценности приглашения.

Замена

Что касается замены, идеи замечательные, но если вспомнить, что заказ на полиграфическое издание, то выясняется, что эти варианты, что называется не на вашу зарплату, уважаемые работники полиграфии)))
Вместо напечатанного приглашения можно было бы
- Записать аудиоверсию;
- Записать видеоролик (рекламу)

Перегруппировка

Не нашли здесь ничего, от перестановки мест даты и названия сумма не меняется, плюс нет канонов, расположение компонентов и так достаточно свободно.
Так как приглашение состоит из небольшого количества компонентов, группа не нашла никаких предложений по перегруппировке.

Поворачивание

Запретить приходить оригинально, но группа посчитала что это неразумно, можно обидеть или есть риск человек поймет буквально. Вместо того, чтобы пригласить посетителей, можно запретить им приходить. Это может привлечь внимание, но это неразумно.
Поэтому команда нашла вариант обратного приглашения - двойной запрет: «Нельзя НЕ прийти на ярмарку».

Новое сочетание

- Как и в п.7, никаких предложений у группы не появилось.

Шаг 3. Анализ и принятие решения (по группам) дальше группы представляют свои решения.

Один из вариантов - картонные листы А4, форма прямоугольника показалась наиболее удобной для хранения.

В этом году наше рекламное агентство изготовит для заказчика приглашения, напечатанные на легких картонных пластинах, формата А 4, четырехугольной формы, с планом-календарем для записи дел, встреч на ярмарке (чистые поля вклейкой).
На титульной стороне напечатан план расположения павильонов выставки-ярмарки.
Другой группе понравилось изготовление запрета «не приходить» на ярмарку, с юмористическими надписями, шестиугольная открытка с картой и талоном на посещение кафе павильона.

Шаг 4 - оценка (либо сами, либо с привлечением экспертов, если у вас есть такая возможность).

В формулировке критериев оценки отталкиваемся от проблемы заказчика, выясняем решена ли она.

Критерий

Баллы

Оригинальность
Бросается в глаза

0-2 балла

Удобство хранения
Удобство использования

0-2 балла

Ценность для покупателя

0-3 балла

Итог

7 баллов

Таким образом, мы видим, что работу с по методу Осборна можно не спешить завершать, а продолжать в дальнейшем генерировать идеи, которые, на ваш взгляд могут принести успешный результат.

Список литературы»

  1. Бос Э. /перевод Петросян К.А./ Как развивать креативность. - Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2008.
  2. Питерских А.С., Изобразительное искусство. 7 класс. - М: Издательство «Просвещение», 2014.