Всякий новый век, давая нам новое
Знание, дает нам новые глаза
Г.Гейн
Стандарты ФГОС третьего поколения, которые вступают в силу с 1 сентября 2022 г., можно назвать "новыми глазами" образования, поскольку они не только конкретизируют требования к предметам всей школьной программы, но и делают упор на применение учащимися полученных знаний на практике. Именно поэтому в новой системе особая роль отводится функциональной грамотности, т.е.способности человека вступать в отношения с окружающим миром, быстро адаптироваться и функционировать в нем.
Изменения, происходящие в системе образования, приводят к переосмыслению методов и технологий обучения иностранному языку. В новых реалияхв процессе обучения английскому языку не ставится единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики.
Главный акцент смещается в сторону:
- развития коммуникации, умения учащихся установить контакт для общения с другими людьми,
- овладения языком, умением анализировать свои действия и слова,
- развития кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя,
- развития логики для грамотного и последовательного изложения мысли.
Актуальность данной проблемы вызвана ориентацией современного образования на вхождение в мировое образовательное пространство, поэтому перед учителям остро стоят задачи развития функциональной грамотности.
Игра- простой и наиболее понятный для человек способ познания окружающего мира.
Игра позволяет учитывать возрастные особенности и интересы обучающихся; является эффективным средством создания мотива к иноязычному общению; содействует реализации практико-ориентированного подхода в обучении английскому языку как иностранному, моделируя ситуации реальной коммуникации.
Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:
- математическая грамотность;
- читательская грамотность;
- естественнонаучная грамотность;
- финансовая грамотность;
- глобальные компетенции;
- креативное мышление.
Раcсмотрим, как можно формировать некоторые направления функциональной грамотности на уроках английского языка с использованием игровых технологий.
Формирование и развитие математической грамотности начинается во втором классе.
Задача игр на этом этапе - произвести вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.
Примером такой игры может стать «Сломанный телефон».
Класс делится на 2 команды. Ребята встают в две колонны. На столах карточки с примерами. Первый ученик смотрит на пример и по цепочке шепотом говорит его по-английски своему партнеру по команде, стоящему за его спиной. Тот говорит пример следующему ученику и так по цепочке, пока дело не дойдёт до последнего ученика в команде. Он должен решить пример и записать ответ на листочке. Затемэтот ученик бежит вперед колонны и смотрит на второй пример, называет его шепотом своему однокласснику, а дальше по известной вам схеме. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием, и чьи ответы будут совпадать спримерами.
Игра на формирование финансовой грамотности может быть сформулирована так: Look at the picture, read the text and guess the answers.
English Banknotes and Coins
The official currency of the Unites Kingdom is the pound sterling which is equal to one hundred pence. The British do not use the Euro. Although a few of the big shops will accept Euro, it is rarely used across Britain. English banknotes are issued by the Bank of England. As to coins they are minted also by this state bank. The following coins are in circulation: one penny, two pence, five pence, ten pence, 20 pence, 50 pence, 1 pound, and 2 pounds. The singular of pence is "penny". The symbol for the penny is "p"; hence an amount such as 50p is often pronounced "fifty pee" rather than "fifty pence".
What is the official currency of the U.K.?
What is the smallest unit?
How many pence are there in one pound?
What banknotes in the U.K. now?
Конечно, это задание можно отнести и к читательской грамотности (если просто попросить дать ответы на поставленные вопросы), но я предлагаю сделать это нетрадиционным образом, сыграв в «Акулу».
Класс делится на 2 команды. На доске зашифрованы слова-ответы. Эти слова надо не просто отгадать, но и правильно назвать по буквам. У каждой команды 2 вопроса. Если учащиеся ошибаются с ответом или неправильно называют букву, происходит переход хода - это лишает команду возможности победить.
Формированию естественнонаучной грамотности способствуют лексические игры типа (memorygame):
Read the extract from the article in youth magazine and give your opinion. Is keeping animals in the zoo a good idea?
" … Zoos help scientists and common people to learn more about animals. They show us how rich the animal world is.
But in zoos they keep animals in cages, and it is very unkind…"
После прочтения текста класс делится на команды, задача каждой из них не только дать ответ на вопрос, но и повторить версию команды-соперников. Побеждает команда, которая была не только более внимательной (смогла правильно повторить ответ другой команды), но и более изобретательной (дала больше ответов на поставленный вопрос).
Читательская грамотность - это базовое направление финансовой грамотности. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это прочитать задание.
Выделяют три группы читательских умений:
- Ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).
- Преобразование и интерпретация текста (умение интерпритировать текст, включающий в свой состав формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера).
- Оценка информации (откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.).
К отличительным особенностям текстов на формирование читательской грамотности относятся:
- большой объем неадаптированного текста;
- информация представленная в виде рисунков, схем, диаграмм,…
- интегрированные задания;
- так называемые «не сплошные тексты» - театральные билеты, афиши, документы и т.д.
Информация, представленная в виде диаграмм, вызывает сложности у многих учащихся, поэтому, на мой взгляд, следует чаще использовать подобно типа задания.
Базовымизаданиямина развитие читательской грамотности являются:
- Подберите заголовки к каждой части текста;
- Прочитайтетекстиопределите, верные или нет,предложения;
- Поставьте предложения в правильном порядке в соответствии с текстом;
- Найдите в тексте следующие слова, запишите их.
Что касается игрового момента, то здесь прекрасно подойдет такаяигры как Bingo (где учащиеся, прочитав определения/посмотрев на картинки, должны быстро записать в карточку необходимое слова, после чего выкрикнуть «Bingo»-сигнал, что они заполнили все поля карточки) или решение кроссворд.
Последний в свою очередь может быть:
- Познавательным (или обучающим) - составляется по модулю или страницам (с использованием текста, рисунков, схем, вопросов, выводов, тестов) учебника.
- Обобщающим - предлагается учащимся после изучения очередной темы, раздела с целью обобщения, уточнения причинно-следственных связей, подготовки к итоговому контролю.
- Итоговым - служит для комплексной проверки изученного материала более крупных разделов.
Глобальные компетенции в исследовании PISA понимаются как "способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству". Одну из глобальных проблем - проблему экологии- начинают обсуждать на уроках английского языка в 7 классе. Задание на формирование функциональной грамотности можно сформулировать следующим образом:
Youaregoingtotakepartintheconference "GreenHome". Say what problems about ecology we have and how we can solve them.
Итак, в этом случае возможно использовать игру «Крестики-нолики».
Класс делится на 2 команды. На доске полотно из 9 ячеек. Один и учеников команды называет слово - проблем, а другие предложение-решение, а затем ставит в нужную ячейку знак своей команды. А дальше всё просто как в игре крестики-нолики. Побеждает команда, которая быстрее заполнит строчку.
Или «Крокодил».
При изучении темы «Городская и сельская жизнь» ученикам предлагается данная игра, в которой один показывает +/- жизни в городе/селе, а другие ученики должны отгадать, что он загадал.
Данная игра развивает и еще один аспект функциональной грамотности - креативное мышление, так как при разыгрывании жизненной ситуации, важно проявлять «креативность», «творческий подход».
Таким образом, использование игровой технологии способствует формированию всех направлений функциональной грамотности, делая процесс обучения увлекательным и живым.