Дошкольное образование ставит перед собой цель - сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.
В практике работы с детьми средней группы использую игровые наборы «Дары Фребеля».
Поставила перед собой цель: создание условий для формирования предпосылок инженерного мышления и склонности к научно-техническому творчествуу детей среднего дошкольного возраста. Определили следующие задачи:
Активное использование пособий «Дары Фребеля» способствует развитию исследовательской и творческой активности детей, приобщению дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.
Ожидаемые результаты:
- Обогащение сенсорного опыта в различных видах деятельности: различение геометрических фигур и тел; умение соотносить форму предметов с геометрическими фигурами; умение классифицировать геометрические фигуры по форме, цвету; Овладение обобщенными способами исследования разных объектов с помощью сенсорных эталонов;
- Умение использовать в познавательно-исследовательской деятельности схем, моделей, предложенных взрослым;
- Совершенствование умения сравнивать предметы по внешним признакам, группировать;
- Совершенствование тактильных ощущений детей, умение выделять признаки фигур с помощью зрительного анализатора, развитие наблюдательности и внимания.
Для нашей группы приобрели два стартовых набора «Дары Фребеля» и набор Полидрон магнитный супер. Став неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды группы, данное пособие помогает разнообразить не только образовательную деятельность, но и любой режимный момент с детьми.Разные виды конструкторов «Полидрон», «Дары Фребеля» позволят детям развивать мелкую моторику, творческое мышление. Все наборы доступны для детей и промаркированы.
Данные наборы используются в различных видах деятельности (образовательная деятельность, совместная деятельность, самостоятельная деятельность). Последовательность использования материалов зависит от возраста детей и строится по принципу " от простого единства к более
Во время "Утреннего Круга" игровой набор помогает создать у детей хорошее настроение. Поддержать детский интерес на утреннем круге помогает мне волшебный мешочек, в котором находятся цветные мячики на верёвочках, дети рассматривают мячики, описывают цвет, форму. Перебирая в руках такие мягкие и тёплые мячики, ребёнок, даже самый застенчивый, легко раскрепощается и беседуют на предложенную тему.
Данный набор позволяет решать задачи всех образовательных областей. В познавательном развитии работа идёт по формированию элементарных математических представлений. В данной области я разработала карточки на логическое мышление (продолжи последовательность, какой фигуры не достаёт, выложи гусеницу, соотнеси предметы по форме, выложи ряд по цвету, определи на ощупь). Дети с увлечением знакомятся и закрепляют название геометрических фигур, запоминают форму, различают цвета.
Для художественно-эстетического развития изготовила карточки-схемы, по которым дети создают сюжеты, сначала по образцу совместно с педагогом, а потом придумывают свой; карточки для самостоятельной деятельности, которые способствуют детскому фантазированию (бабочки, лошади, одежда для кукол, дымковские игрушки (свистульки,).
По физическому развитию дети с удовольствием играют в подвижные игры такие как «Кот и мыши», «Сова и мыши», выполняют игровые упражнения «Перепрыгни предмет», «Вам фигуру покажу, а что делать не скажу», «Найди пару по цвету», «Карусель», и т.д.
В речевом развитии дети с помощью педагога строят сюжет знакомой сказки и обыгрывают его. Во время строительства мы учимся не разрушать здания. При помощи карточек «Одежда» различаем и называем части, из чего состоит одежда. При использовании набора учим описывать предмет: игра «Опиши предмет», игра «Волшебный мешочек»-где ребенку предлагается достать мяч из мешочка, определить цвет, придумать словосочетание (зелёное яблоко и т.д.); упражнение «Как тебя зовут».
Играя вдвоем или в группе, ребёнок обучается работать командой: вместе получать результат, слушать друга, взаимодействовать со сверстниками. Формируем доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем. Всё это развивает любознательность, познавательную активность.
В результате проделанной работы наблюдается положительная динамика, дети стали более активны, инициативны, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми. Всё это помогает сделать образовательный процесс интереснее для каждого ребенка, позволяет детям, играя, развиваться в различных видах деятельности.
Произошли изменения и в других образовательных областях:
В речевом развитии дети научились правильно согласовывать слова в предложении, участвовать в беседе, отвечать на вопросы.
Социально-коммуникативное развитие: закрепили умение детей доброжелательно общаться, договариваться со сверстниками, со взрослыми.
Художественно-эстетическое развитие: научились выделять и называть основные средства выразительности, создавать свои художественные образы в изобразительной, конструктивной деятельности.
Физическое развитие: у детей появился интерес участвовать в подвижных играх, физических упражнениях.
Проделанная за год работа-это первый этап для формирования предпосылок инженерного мышления. В следующем учебном году мы перейдем на следующий уровень - ведение инженерной книги. Инженерная книга представляет собой подробный дневник всех занятий с детьми, в котором все этапы продвижения инженерного проекта, задачи, решения описываются «детским языком».
Именно дошкольное детство является благоприятным периодом для развития предпосылок инженерного мышления.
Литература
- Ю.В.Карпова, В.В.Кожевникова, А.В.Соколова «Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля».