Использование игровых наборов «Дары Фрёбеля» для формирования предпосылок инженерного мышления в среднем дошкольном возрасте

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Дошкольное образование ставит перед собой цель - сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.

В практике работы с детьми средней группы использую игровые наборы «Дары Фребеля».

Поставила перед собой цель: создание условий для формирования предпосылок инженерного мышления и склонности к научно-техническому творчествуу детей среднего дошкольного возраста. Определили следующие задачи:

Активное использование пособий «Дары Фребеля» способствует развитию исследовательской и творческой активности детей, приобщению дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.

Ожидаемые результаты:

  • Обогащение сенсорного опыта в различных видах деятельности: различение геометрических фигур и тел; умение соотносить форму предметов с геометрическими фигурами; умение классифицировать геометрические фигуры по форме, цвету; Овладение обобщенными способами исследования разных объектов с помощью сенсорных эталонов;
  • Умение использовать в познавательно-исследовательской деятельности схем, моделей, предложенных взрослым;
  • Совершенствование умения сравнивать предметы по внешним признакам, группировать;
  • Совершенствование тактильных ощущений детей, умение выделять признаки фигур с помощью зрительного анализатора, развитие наблюдательности и внимания.

Для нашей группы приобрели два стартовых набора «Дары Фребеля» и набор Полидрон магнитный супер. Став неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды группы, данное пособие помогает разнообразить не только образовательную деятельность, но и любой режимный момент с детьми.Разные виды конструкторов «Полидрон», «Дары Фребеля» позволят детям развивать мелкую моторику, творческое мышление. Все наборы доступны для детей и промаркированы.

Данные наборы используются в различных видах деятельности (образовательная деятельность, совместная деятельность, самостоятельная деятельность). Последовательность использования материалов зависит от возраста детей и строится по принципу " от простого единства к более

Во время "Утреннего Круга" игровой набор помогает создать у детей хорошее настроение. Поддержать детский интерес на утреннем круге помогает мне волшебный мешочек, в котором находятся цветные мячики на верёвочках, дети рассматривают мячики, описывают цвет, форму. Перебирая в руках такие мягкие и тёплые мячики, ребёнок, даже самый застенчивый, легко раскрепощается и беседуют на предложенную тему.

Данный набор позволяет решать задачи всех образовательных областей. В познавательном развитии работа идёт по формированию элементарных математических представлений. В данной области я разработала карточки на логическое мышление (продолжи последовательность, какой фигуры не достаёт, выложи гусеницу, соотнеси предметы по форме, выложи ряд по цвету, определи на ощупь). Дети с увлечением знакомятся и закрепляют название геометрических фигур, запоминают форму, различают цвета.

Для художественно-эстетического развития изготовила карточки-схемы, по которым дети создают сюжеты, сначала по образцу совместно с педагогом, а потом придумывают свой; карточки для самостоятельной деятельности, которые способствуют детскому фантазированию (бабочки, лошади, одежда для кукол, дымковские игрушки (свистульки,).

По физическому развитию дети с удовольствием играют в подвижные игры такие как «Кот и мыши», «Сова и мыши», выполняют игровые упражнения «Перепрыгни предмет», «Вам фигуру покажу, а что делать не скажу», «Найди пару по цвету», «Карусель», и т.д.

В речевом развитии дети с помощью педагога строят сюжет знакомой сказки и обыгрывают его. Во время строительства мы учимся не разрушать здания. При помощи карточек «Одежда» различаем и называем части, из чего состоит одежда. При использовании набора учим описывать предмет: игра «Опиши предмет», игра «Волшебный мешочек»-где ребенку предлагается достать мяч из мешочка, определить цвет, придумать словосочетание (зелёное яблоко и т.д.); упражнение «Как тебя зовут».

Играя вдвоем или в группе, ребёнок обучается работать командой: вместе получать результат, слушать друга, взаимодействовать со сверстниками. Формируем доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем. Всё это развивает любознательность, познавательную активность.

В результате проделанной работы наблюдается положительная динамика, дети стали более активны, инициативны, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми. Всё это помогает сделать образовательный процесс интереснее для каждого ребенка, позволяет детям, играя, развиваться в различных видах деятельности.

Произошли изменения и в других образовательных областях:

В речевом развитии дети научились правильно согласовывать слова в предложении, участвовать в беседе, отвечать на вопросы.

Социально-коммуникативное развитие: закрепили умение детей доброжелательно общаться, договариваться со сверстниками, со взрослыми.

Художественно-эстетическое развитие: научились выделять и называть основные средства выразительности, создавать свои художественные образы в изобразительной, конструктивной деятельности.

Физическое развитие: у детей появился интерес участвовать в подвижных играх, физических упражнениях.

Проделанная за год работа-это первый этап для формирования предпосылок инженерного мышления. В следующем учебном году мы перейдем на следующий уровень - ведение инженерной книги. Инженерная книга представляет собой подробный дневник всех занятий с детьми, в котором все этапы продвижения инженерного проекта, задачи, решения описываются «детским языком».

Именно дошкольное детство является благоприятным периодом для развития предпосылок инженерного мышления.

Литература

  1. Ю.В.Карпова, В.В.Кожевникова, А.В.Соколова «Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля».