Я являюсь руководителем программы дополнительного образования «Эрудит», целью которого является формирование познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления.
Задачи программы:
Образовательные
- Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале.
- Формировать интерес к занятиям по математике.
Развивающие
- Развивать математические способности и склонности.
- Совершенствовать произвольное внимание, память.
- Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.
Воспитательные
- Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
Старшие дошкольники испытывают затруднения в умении логически мыслить, рассуждать, доказывать, обобщать. А без этих мыслительных операций ребенку очень трудно обучаться в школе. Родители часто имеют ошибочное мнение, что ребенок их готов к обучению в школе, если он знает цифры, читает, складывает и вычитает. Но это далеко не так. Ребенок должен уметь мыслить. Исследования ученых доказали, что в начальной школе трудно дается обучение детям, которые не умеют рассуждать, думать, узнавать что-то новое.
Математика способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение. Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует развитию гибкости мыслительных процессов, смекалки и сообразительности; развивает логическое и творческое мышление.
Как же обучать детей математике учитывая то, что математика - наука довольно сложная? Однако ответ может быть очень простым! Оглянитесь вокруг… Все, что нас окружает, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, расположить в пространстве и найти сходство с геометрическими формами и фигурами и т.п.
В детских видах деятельности заложены огромные возможности для математического развития детей, логико-математического мышления.
Реализация задач кружка «Эрудит» ведется по следующим направлениям:
- Логико-математические сюжетные игры (занятия).
- Проблемные ситуации.
- Логические и математические игры.
1. Логические и математические игры
Современные логические и математические игры разнообразны. В них ребенок осваивает эталоны, модели, схемы. У дошкольников развивается мышление, сообразительность, смекалка, ребенок овладевает практическими способами познания, учится соблюдать правила, вырабатывается выдержка, инициатива, исполнительность и внимание.
- дидактические игры: «Назови пропущенное число», «Живые числа», «Встань на свое место» и др.
- настольные и настольно-печатные: «Цвет и форма», «Геометрия» «Сосчитай», «Логический поезд» и др. В процессе игр мы не учим целенаправленно детей считать, решать арифметические задачи. Мы просто играем.
- игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Сфинкс», «Геоконт» и др.
- игры из серии «Форма и цвет»: «Сложи узор», «Подбери фигуру», «Цветное панно», «Разноцветные квадраты», «Найди похожую фигуру»
- игры на составление целого из частей: «Сложи квадрат», «Сложи кольцо», «Шахматная доска» и д.т.
- игры-забавы, головоломки: лабиринты, пазлы, мозаики, головоломки с палочками и т.д.
2. Проблемные ситуации
Это средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате, средство развития творческих способностей.
Структурными компонентами проблемной ситуации являются:
- проблемные вопросы
Пример: как разрезать квадрат на треугольники, сколько способов вы можете предложить?
- занимательные вопросы
Пример: у собаки 2 правых лапы, 2 левых лапы, 2 задних лапы, 2 передних лапы. Сколько лап у собаки? (четыре)
- занимательные задачи
Барсучиха-бабушка
Испекла оладушки,
Угостила двух внучат,
Двух драчливых барсучат,
А внучата не наелись,
С ревом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?
- задачи-шутки
Пример: Кто быстрее плавает утенок или цыпленок? Кто быстрее долетит до цветка бабочка или гусеница?
3. Логико-математические сюжетные игры (занятия)
Это игры, в которых дети учатся выявлять и абстрагировать свойства, осваивают операции сравнения, классификации и обобщения. Для них характерно наличие сюжета, действующих лиц, схематизации.
В заключение можно сделать следующие вывод: формирование логико-математического мышления и познавательного интереса - один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка математическое мышление и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше - что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.