Место и роль урока в изучаемой теме: экскурсия проводится после проведения урока №14 по учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры».
Цель занятия: расширить, обобщить и уточнить представление о назначении православного храма, его устройстве. Расширить представление учащихся о православной традиции отношения к храмам через знакомство с храмами района Жулебино; дать первичное отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.
Задачи образовательные:
- познакомить с храмами в районе Жулебино;
- закрепить понятия о храме и православной вере, данные на предыдущих занятиях: об устройстве православного храма, назначении предметов, находящихся в храме;
- учить уважительному отношению к православной культуре, её правилам и норма; формировать умения работать с учебным материалом
- продолжать формировать представление детей о храме как «Доме Божьем» для молитв и святыни для православных людей.
Задачи развивающие:
- формировать интерес к изучению православной культуры;
- развивать умение слушать и слышать друг друга;
- развивать умение работать группами; сообща принимать решения, испытывать радость общения;
- развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом;
- развивать у учащихся навык и умение работать с планом, ставить цель, выделять главное, обобщать, анализировать;
- развивать у детей творческое понимание процесса обучения; умения учиться.
Задачи воспитывающие:
- воспитывать у учащихся уважение к духовным и художественно-эстетическим традициям русского народа;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства на примере истории, культуры и традиций русского народа в православной культуре;
- воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Основные понятия: Храм, крест, купол, паперть, притвор, клирос, священник, кадило, канун, панихидный столик, икона, иконостас, алтарь, Царские врата.
Межпредметные связи: Основы православной культуры, литературное чтение, изобразительное искусство, технология
Ресурсы:
- Основные: учебник А.В.Кураева «Основы православной культуры», тема «Православный храм»;
- Дополнительные: презентация о храмах в Жулебино.
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Формы урока: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.
Планируемые образовательные результаты:
- Предметные - Формирование особого значения храма в православной культуре, в жизни человека и общества;
- Личностные - Формирование чувства гордости за свою Родину, любви к своему городу, району; развитие доброжелательности, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, доброжелательности, контролировать свое поведение на уроке;
- Метапредметные:
- Познавательные - развитие у учащихся первоначальных навыков исследовательской работы, учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель занятия, пересказывать небольшой текст; делать выводы;
- Регулятивные - уметь определять и формулировать цель занятия, оценивать качество и уровень выполнения задания, сопоставлять эталон с результатами исследования, оказывать помощь и осуществлять взаимный контроль;
- Коммуникативные - способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать (ученик - ученик, ученик - учитель), развитие умения слушать и понимать речь других, договариваться, строить учебный диалог, высказывать свои предположения и делать умозаключения.
Аннотация к внеурочному занятию «Приобщаемся к святыням. Экскурсия в храм в Жулебино»
Внеурочное занятие «Экскурсия в православный храм в Жулебино» с элементами поисково-исследовательской деятельности, проводится в рамках курса «Основы православной культуры» после урока №14 по учебнику А.В.Кураева.
Цель данной экскурсии в приобщении детей к православной культуре, храмовому искусству Руси, в формировании гражданской позиции. Дать возможность детям увидеть, как выглядит храм не только на листах учебника, а в реальности, чтобы они почувствовали атмосферу храма Божьего и начали понимать, почему церковь является кораблем спасения среди житейского моря, приводящим в вечную жизнь. Слыша не уроках колокольные звоны за окном, дети впитывают торжественность, красоту, мелодичность Благовеста, который зовёт в храм к Богу.