С 2020 года, в штатном режиме, в 10 классах всех школ России введен новый предмет - индивидуальный проект. Каждый школьник должен выполнить его под руководством своего наставника (тьютора). Срок исполнения - 1-2 года.
Индивидуальный проект - особая форма организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. [1].
В чем отличие проекта от реферата? Реферат - это краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., а также доклад с таким изложением.
Индивидуальный проект включает в себя сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, может представлять собой небольшое научное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, ее оригинальное, авторское толкование и решение, четкую самостоятельную авторскую позицию и выводы - результат серьезного научного поиска и обобщения. Проектная работа не допускает какие-либо виды плагиата. Использование любых видов информационных источников обязательно сопровождается ссылкой на эти источники, в том числе и Internet-ресурсы.
Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в постиндустриальном обществе, должен обладать определёнными качествами личности, в частности:
- уметь гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных проблем;
- уметь критически мыслить, быть способным генерировать новые идеи;
- уметь грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Среди первоочередных задач, стоящих перед современным образованием, можно выделить задачу, связанную с подготовкой школьника к профессиональному умственному труду: выпускник должен уметь думать и уметь учиться. Решению данной задачи полностью отвечает технология проектно-исследовательского обучения. [2]
В лицее № 50 при ДГТУ города Ростова-на-Дону созданы все условия для успешного выполнения учащимися обязательной учебной программы по предмету индивидуальный проект. Разработаны и утверждены положения о научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науке». Одно из направлений работы конференции - секция физики, на которой ребята представляют лучшие проекты, выполненные в течение года.
Работа с использованием методики проектно-исследовательской деятельности ведется в лицее уже более 25 лет, в этой работе принимали участие наиболее заинтересованные ученики, а с 2020 года мы впервые выполнили такую работу в обязательном порядке: все учащиеся выполняли проекты по выбранным предметным областям. Многие ребята выбрали выполнение проекта по физике.
Вместе с одним из учащихся мы разработали и использовали результаты проекта «Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность воздуха». Тема проекта была выбрана неслучайно - это один из самых сложных вопросов на ЕГЭ по физике, вызывающий большие затруднения у выпускников на экзамене.
Выбрав актуальную тему, мы задались целью составить методические указания для 10-11 классов физико-математического профиля, в которых бы содержалась вся необходимая учебная информация, надо сказать, что в классических школьных учебниках очень сжато представлен материал по теме «Насыщенный и ненасыщенный пар». Кроме того, в них содержались бы примеры решения различных задач из первой и второй части ЕГЭ, с полным объяснением, был бы небольшой задачник для самостоятельной работы, а также все необходимые справочные таблицы.
Начиная с сентября 2020 и по апрель 2021 года была проведена большая работа:
- Анализ учебников по физике для 10 класса из перечня учебников министерства просвещения, рекомендованных для использования в учебном процессе, по теме «Пары, влажность воздуха».
- Анализ задачников по физике по теме «Пары, влажность воздуха».
- Поиск информации в сети Интернет по указанной теме.
- Анализ и обработка информации.
- Работа над рефератом индивидуального проекта, которая включала составление плана реферата, написание введения, постановку целей и задач, разработку основной части, выводов и заключения, а также приложения в виде методических указаний по теме «Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность воздуха» для использования на уроках физики.
- Работа над презентацией проекта.
- Работа над приложением - методическими указаниями.
- Работа над докладом и публичным выступлением.
- Работа над текстом публикации в открытой печати. [3]
Итогом проекта является небольшая брошюра по физике, которая была представлена на конференции «Первые шаги в науке» и уже в 2021-2022 учебном году была успешно применена на уроках физики в нашем лицее.
Выполняя проект, ученик научился работать со справочной литературой, что является необходимым качеством успешного инженера, научился взаимодействовать с наставником, работать в команде, ставить задачи, укладываться в сроки выполнения этих задач, подробно разобрался в теме «Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность воздуха.» и получил высокие баллы на ЕГЭ.
Список литературы
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480).
- Онкошева Э.Э. Технология проектной деятельности учащихся на уроках физики/ Онкошева Э.Э. /Открытый урок/ Первое сентября. https://urok.1sept.ru/articles/680287?ysclid=l5houtn1vp649649384.
- Фролова Н.Н., Подлипаев Р.В., Индивидуальный проект по физике по теме «Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность воздуха/Актуальные исследования № 3, Белгород, 2021г.