Интегрированный урок (литературное чтение + ИЗО). Тема: "А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: литературное чтение, УМК «Школа России»


УМК: «Школа России».

Класс: 3.

Предметная область «Литературное чтение Л.Ф.Климанова, «Изобразительное искусство» Б.М.Неменский.

Цель: познакомить учащихся со стихотворением А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...», обучать правильному чтению стихотворения, видеть и понимать настрое­ние лирического героя; развивать память, речь, мышление.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить с творчеством А.Фета; формировать навык сознательного и выразительного чтения.
  • Развивающие: активизировать познавательную деятельность; развивать у детей речь, память, внимание, совершенствовать мыслительную деятельность;
  • Воспитательные: воспитывать эмоциональный отклик на прочитанное; воспитывать любовь к чтению.

Тип урока: интегрированный урок открытия новых знаний

Оборудование: портрет А.А.Фета, проектор, экран, ноутбук, альбом, акварель, кисти, готовый шаблон.

Основные приёмы: технологии критического мышления.

Планируемые результаты: учащиеся получат возможность расширить своё представление о творчестве великого русского поэта; научиться читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять выражения в лирическом тексте.

  • УУД: личностные: осознание значимости творчества Фета; актуализация мыслительной и творческой деятельности.
  • Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе стихотворения, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
  • Познавательные: формирование умения работать с информацией, представленной в различном виде (текст, иллюстрация); анализировать информацию, делать собственные выводы, оперируя понятиями.
  • Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ход урока

Этапы

Действия учителя

Действия ученика

I стадия - вызов

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!
Звенит звонок, зовёт звонок,
Пора нам начинать урок.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Приём «Корзина идей»

На доске картинка пустой корзины. Вокруг корзины расположены буквы из которых нужно собрать слово. (И, М, З, А)
У: Ребята, соберите слово из букв, которые вы видите на доске.
Д: Зима.
У: Сейчас вы будете работать в парах. Вспомните всё, что вы знаете о зиме и запишите в тетрадь.
Каждая пара после предварительного обсуждения высказывают свои предположения и они фиксируются на доске.

Слушают учителя, составляют из букв слово. Работают в паре. Ученики «вспоминают» что известно о зиме, систематизируют информацию.

Постановка задач урока

У: О каком времени года мы говорили на прошлом уроке?
Д: Об осени
У: Вы догадались, о каком времени года пойдёт речь сегодня на уроке?
Д: да, о зиме.
У: Правильно. Сегодня вы познакомитесь со стихотворением А.А.Фета «Мама! Глянька из окошка…» и узнаете, какие чувства испытал он, когда в детстве увидел первый выпавший снег. (Показ иллюстрации к тексту).

Отвечают на вопросы.

II Осмысление содержания Биография А.А.Фета.
(на экране портрет А.А.Фета)
Работа в группе.
У: Предлагаю вашему вниманию 5 утверждений о писателе: обсудите в группах, согласны вы с ними или нет.

Вспоминают, анализируют.

Приём «Верные и неверные утверждения…»

У: Поставьте значки напротив предложений: + правда; - не правда; ? - не уверен.

…………….Афанасий Афанасьевич Фет, необыкновенно красиво писал о русской природе.

……………. увлекался стихами, особенно поэзией А.С.Пушкина.

…………….писатель жил в 20 веке.

……………специально для детей А.А. Фет не писал, но его поэзия понятна всем.

……………..строки стихотворений так мелодичны, что ко многим из них написана музыка.

Читают высказывания, делают пометки на листочках по мере осмысления новой информации.

Первичное восприятие После обсуждения в группах, учитель дополняет сведения о поэте.
У: Откройте учебник на с.64 Читали ли вы А.А.Фета стихи раньше?
Д: Да, во втором классе.
У: О чём будем читать сегодня? Есть ли у стихотворения заголовок?
Случают учителя, отвечают на вопросы.
Послушайте аудиозапись этого стихотворения.
У: Понравилось вам стихотворение? Какие чувства у вас возникли?
У: Прочитайте стихотворение жужжащим способом.
У: Какие слова вам показались непонятными? (разбирают незнакомые слова с помощью учителя, читают в толковом словаре).
Читают жужжащим способом
Работают со словарём
Включение в систему знаний

Прием «Работа с вопросником»

У: Сейчас вы будете работать в паре, вы должны самостоятельно ответить на один или два вопроса, после обсуждаем все вместе (вопросы у детей разные).
1.Какие народные приметы есть в этом стихотворении?
2.От чьего имени написано стихотворение?
3.Что увидел ребенок из окошка? Что его удивило?
4. Что радует мальчика? Что еще восхищает его?
5. Как мальчик догадался, что на дворе мороз: он же не выходил на улицу? Как преобразилась земля?
6. С какой интонацией ребёнок говорит с мамой?
7. Как бы вы озаглавили это стихотворение?
8.Найдите в тексте эпитеты.
9.Найдите в тексте метафору
10.Найдите в тексте сравнение.
11. Отличаются ли чувства мальчика XIX века, от ваших, при виде первого снега?
12. С какой интонацией говорит ребенок с мамой?
(проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего).

Физкультминутка

Отвечают на вопросы, ищут ответы в учебнике, анализируют и рассуждают опираются на собственный опыт.

У: - А теперь рассмотрите рисунок в учебнике. Соответствует он содержанию стихотворения?
Выглянув в окно, ребенок видит, как преобразился двор, припорошенный первым снегом - таким долгожданным и ослепительно красивым
У: А какую картину вы могли бы здесь нарисовать?
У: Сейчас мы с вами выполним рисунок, который отражает тему этого стихотворения.
Будем тем мальчиком, который глядел из окошка.
(Учитель рисует окно с занавесками, дети повторяют за учителем, а после приклеивает готовый шаблон кота).

Рисуют словесную картину

Выполняют рисунок за учителем

У: Прочитайте друг другу стихотворение, пытаясь передать чувства и настроение мальчика.
Теперь послушаем, что у вас получилось.

Работают в парах.

Читают вслух.

III Рефлексия

Я предлагаю вам прикрепить снежинку на окно (имитированное на доске):
Белую - я доволен своей работой
Зелёную - еще нужно постараться
Красную - работал плохо, не доволен.

Оценивают свою работу на уроке

Итог У: С творчеством какого русского поэта мы познакомились сегодня? (А.А.Фет)
С каким произведением мы познакомились сегодня?
Чему научило вас стихотворение А.Фета?
Нужно ли уметь удивляться, тому что нас окружает?
Поэзия Фета - одна из вершин русской лирики. Он писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.
Стихотворение, которое мы с вами прочитали сегодня, А.Фет написал в очень зрелом возрасте. Удивительно, что он смог пронести чувства ребёнка через всю свою жизнь.
Всем спасибо за работу! Желаю хорошего настроения, запомните тот момент, когда пошел первый снег.
Отвечают на вопросы

Д/задание: выразительное чтение.

Записывают домашнее задание.