Целевая группа: воспитанники средней группы.
Цель занятия: формирование функциональной грамотности детей (естественно-научных представлений) на основе приобретения опыта успешной деятельности, разрешения проблем с использованием авторской игры «Живые картинки».
Задачи:
Обучающие
- Актуализировать представления детей об основных признаках времен года.
- Формировать умение самостоятельно различать признаки времён года, выделять их и выражать в речи.
Развивающие
- Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с заданием.
- Создать условия для развития элементарных умений извлекать информацию, представленную в невербальной форме.
- Развивать наглядно-образное мышление.
Воспитательные
- Стимулировать интерес детей к явлениям природы.
- Способствовать проявлению активности детей в игровой деятельности для получения заданного совместного результата.
Оборудование: Авторская игра «Живые картинки», экран, ноутбук, проектор, мольберты, сюжетный видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=5qqbE1HMm08, сенсорные держатели, картинки с персонажами мультфильма.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия
Воспитатель:
Здравствуйте, слово какое чудесное!,
Чуточку доброе, чуточку нежное!
Здравствуйте, скажем мы этому дню!
Здравствуйте, скажем мы всем и всему!
2. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, хочу вам рассказать историю, которую недавно узнала. Посмотрите - это Робот Ра́сти. Он придумывает и делает много всего интересного и необычного. И даже придумал, как собрать под одной крышей все времена года вместе (рассказ воспитателя сопровождается показом картинок Робота, расположенном на сенсорном держателе).
К нему в гости приехали друзья - паровозики, чтобы увидеть ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА ОДНОВРЕМЕННО! Давайте посмотрим, как это было. Пройдите к экрану, присядьте на стулья.
Просмотр сюжета мультфильма с постановкой уточняющего вопроса от героя видеосюжета
3. Актуализация знаний, необходимых для дальнейшей работы
Воспитатель обращается к детям: Расскажите роботу Расти, как меняют друг друга времена года? Назовите по порядку, начиная с зимы. А какое сейчас время года? А какое время года наступит после осени?
Вы верно ответили, как в природе времена года сменяют друг друга.
Ответы детей.
4. Основная часть
Создание проблемной ситуации.
Воспитатель: А вот Робот Ра́сти собрал зиму, весну, лето, осень вместе, и чтобы их менять придумал специальный прибор (прибор на экране). А друзья попросили Робота дать им прибор для испытания. И вот что произошло… (просмотр сюжета мультфильма)
Воспитатель: Вот такой неприятный случай! Волшебный прибор упал в воду! Времена года перепутались, а Осень и Зима вообще поссорились! Осень не хочет Зиме место уступить! Что же делать? Как их помирить? Что вы предлагаете? Как вы думаете? (ответы детей). Ребята, ваши мнения интересные.
Воспитатель: Покажем, как можно помириться (динамическая пауза).
Что-то не получилось… (на экране картинка - путаница). Воспитатель задумывается.
Воспитатель: Я знаю, нам поможет игра! Она называется «Живые картинки».
(Обращает внимание детей на игру).
Решение проблемной ситуации с использованием авторской игры «Живые картинки».
Воспитатель подходит с детьми к мольберту, на котором стоит панно игры «Живые картинки». На панели смешаны два времени года Осень и Зима, дети рассматривают сюжет.
Воспитатель: Посмотрите, что вы видите на картине? Разве так бывает? Что не так? (ответы детей).
Воспитатель: Вы правы. Времена года перепутались!!! Мы поиграем в игру и наведём порядок, чтобы не было никакой путаницы.
Игра называется «Составь картину времени года». Посмотрите на значки у вас на одежде. Разделимся на две команды «Листики» и «Снежинки». Команда «Листики» будет собирать картину Осени, Команда «Снежинки» - картину Зимы. Обратите внимание на два других панно, на них тоже есть значки, они подскажут, какую картину вам составлять. (Уточняет у детей, к какой команде они относятся и почему). Каждой команде нужно найти, принести и прикрепить на панно все необходимые предметы и детали для составления картины. А ещё нужно объяснить Роботу Расти свой выбор (обращает внимание детей на робота на экране).
Воспитатель: «Игру начну я…..» (выкладывает на панно «Осень» желтый лист, на панно «Зима» - снежинку), я прикрепила желтый лист на панно «Осень», потому что осенью листья желтеют, а на панно «Зима» - снежинку, потому что зимой выпадает снег.
Дальше дети выполняют задание воспитателя, выкладывают предметы на панно, сопровождая речью свои действия (музыкальное сопровождение)
Воспитатель: Я вижу, что картины составлены, станьте на квадраты, посмотрите, всё ли в порядке? (ответы детей). Назови, что ты нашел и прикрепил на панно и почему? (адресная и личностно - ориентированная деятельность). Отлично, все верно!
5. Итоговая часть занятия
Воспитатель: А что нам скажет Робот Ра́сти? Смотрим на экран. (Оценка деятельности детей героем видеосюжета)
Воспитатель: Ура! Вы молодцы, все у вас получилось, Осень и Зима наконец-то помирились! Похлопайте друг другу. Кому понравилась игра, может продолжить с ней играть.