Мини-проект на уроке немецкого языка "Снимаем фильм"

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: проектная деятельность, немецкий язык


Проектная работа давно стала неотъемлемой частью как современного урока (или серий уроков), так и внеурочной деятельности, в том числе и при изучении иностранных языков. Почему интерес к этой форме работы не снижается с годами, а переходит на более высокий уровень? Данной тенденции есть вполне логичное объяснение, которое кроется в многочисленных преимуществах:

  1. С развитием технических возможностей (наличие компьютера / планшета / смартфона у большей части учащихся, развитая сеть Интернет, качественные поисковые системы, многочисленные сайты с интересным и познавательным материалом, учебные платформы и др.) проектная работа стала технически более доступной и интересной.
  2. Появление новых онлайн ресурсов обеспечило возможность совместной удалённой работы (видеоконференции в Skype или Zoom, текстовые документы Google.doc, отправка сообщений, фото и видео в WhatsApp, публикация совместного продукта на учебной платформе Moodle, работа на доске общего пользования Jamboard и др.).
  3. Разнообразные возможности презентации продукта совместной деятельности (от плаката до видеофильма) удовлетворяют интересам, возможностям и потребностям учащихся.
  4. Живое (присутственное) и удалённое (дистанционное) творческое общение, совместный поиск путей решения поставленной задачи, выбор стратегии и работа над презентацией материала готовит учащихся к дальнейшему профессиональному общению и вырабатывает деловые качества (работа в команде, поддержка, умение слушать партнёра, коллективная ответственность и др.).
  5. Совместный продукт является личностно значимым и позволяет увидеть свой рост не в сравнении с другими, а по отношению к самому себе.

Понимая неоспоримые достоинства проектной работы, учителя, однако, зачастую делают выбор в пользу традиционных уроков, и этому также есть объяснение. Дополнительная трата времени и усилий на подготовку проекта, организация совместной деятельности учащихся и их постоянное сопровождение в процессе работы, помощь в отборе и коррекции материала делают проектную работу непривлекательной для учителя. Решая для себя эту проблему, мы остановились на мини-проектах, которые проводятся за 2 урока и не отнимают много сил у педагогов. Представляем здесь такой мини-проект на тему "Wir filmen" (Снимаем фильм) и прилагаем Презентацию с поэтапной работой.

На первом уроке происходит планирование работы, выбор темы фильмы, деление учащихся на группы и создание первичного сценария (слайд №2 презентации). Идёт работа над первыми тремя шагами (подготовительными):

  1. Выбор сюжета: учащимся предлагается на выбор несколько картин / серий картинок известных немецких художников (слайды 3-10), сцены из которых им предстоит сыграть и снять на видео. Мы остановились на картинах Каспара Давида Фридриха и совершенно противоположных им сериях картинок "Vater und Sohn". Выбор картины / серии картинок помог распределить учащихся на группы.
  2. Создание «сценария» (слайд 11): в малых группах учащиеся «озвучивают» персонажей, сопровождая реплики краткими комментариями (эмоции и характер героя, место в кадре и поза). Учитель помогает формулировать реплики и необходимые комментарии.
  3. Распределение ролей в группе (слайд 12): учащиеся решают, кто из них будет актёрами, режиссёром, оператором.

На втором уроке происходит репетиция, съёмка и презентация фильмов.

  1. Репетиция (слайд 13): перед началом репетиции учитель обращает внимание учащихся на задачи актёров (громко и чётко произносить свой текст, обращаясь к другим актёрам, и делать это на камеру), режиссёра (руководить съёмкой), оператора (позаботиться об освещении, обеспечить съёмку таким образом, чтобы все актёры были в кадре).
  2. Съёмка (слайд 13): группы расходятся в разные помещения (соседние классы, рекреация, коридор, разные углы классной комнаты) и снимают на смартфон свой мини-фильм.
  3. Наложение музыки / фона (слайд 14): при необходимости и технической возможности учащиеся накладывают музыку или фон к своему фильму, не заглушая реплик актёров. Поскольку фильм снимается одним куском, то он не требует монтажа.
  4. Просмотр фильмов и небольшая рефлексия (слайд 15): готовый фильм отправляется в формате MP4 на электронный адрес учителя или публикуется на учебной платформе, чтобы организовать его просмотр. В классе происходит презентация всех фильмов, после которой каждая группа получает небольшой отзыв от своих «коллег». Группы также обсуждают, что им удалось выполнить особенно хорошо, что они в следующий раз изменили бы, сделали бы иначе.

Предлагаемый мини-проект был осуществлён в течении двух уроков с учащимися 9 классов, углублённо изучающих немецкий язык. Несмотря на то, что в ходе обсуждения технических моментов работы ребята переходили на родной язык, написание реплик для сценария, репетиция реплик и сама съёмка проходили на немецком языке. Более уверенные в своих умениях учащиеся взяли на себя роли актёров и режиссёров, более скромные осуществляли съёмку и отвечали за техническую сторону работы. Каждый был задействован в творческой работе.

В качестве продукта получились мини-фильмы по 2-3 минуты. Это не были совершенные в техническом плане и безупречные с точки зрения языка фильмы, но это была работа над немецким языком, с немецким языком и на немецком языке в новых, неформальных условиях. Учащиеся работали с энтузиазмом над написанием сценария и съёмкой, а также с большим интересом смотрели готовые фильмы своих коллег. Включение эмоциональной сферы, посильный вклад каждого в создание фильма, помощь друг другу и поддержка, коллективная ответственность, радость за себя и за других позволили учащимся получить удовольствие от процесса работы и удовлетворённость готовым результатом. Во время проекта происходило не только развитие устной речи на немецком языке и медийных умений, но и личностный рост каждого участника.

Позволим себе дать несколько методических рекомендаций, которые облегчат работу педагога при разработке подобного мини-проекта:

  • При планировании проектной работы целесообразно создать небольшую презентацию, где будут отражены материалы / заготовки / сюжеты для фильма и последовательные шаги в работе над проектом.
  • В качестве сюжета для фильма могут использоваться картины / серии картинок (как это было в нашем случае), ситуации из школьной или повседневной жизни, песни на иностранном языке для создания клипа, текст сказки и другие материалы. Важно, чтобы учащиеся имели выбор материала для фильма, который бы соответствовал их интересам и возможностям.
  • В процессе работы над проектом учитель выполняет роль консультанта, наставника, помощника. Основную ответственность за процесс съёмок и результат несут сами учащиеся. Они же дают «оценку» своей работы и работ своих одноклассников, отмечая успехи коллег.
  • Структура и последовательность шагов работы сохраняются и при планировании других проектов, что экономит время подготовки учителя. Меняться может тематическое содержание и жанр фильма.
  • Готовые фильмы могут стать участниками конкурса или содержанием внеклассной работы в рамках всей школы.

Таким образом, мини-проект "Wir filmen" помог учителю заинтересовать учащихся в изучении немецкого языка и сплотить их в совместной работе. Учащиеся смогли увидеть себя со стороны в результате своего труда - фильме на немецком языке. Проект стал не трудоёмкой, энергозатратной и требующей много времени от учеников и от учителя работой, а ярким событием в жизни школьников.

Презентация