Реализация ФГОС общего образования. Опыт работы, проблемы, перспективы

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство

Ключевые слова: ФГОС


Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования и одна из главных её задач - заложить потенциал развития личности ребёнка. Педагоги начальной школы призваны детей учить творчеству, в каждом ребёнке воспитывать самостоятельную личность, владеющую инструментами самосовершенствования и саморазвития, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, мыслить критически, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Чем больше человек понимает,
тем сильнее в нем желание понимать.
Фома Аквинский

Появление государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС) поменяли в образовании в целом всё.

В настоящее время произошли изменения в стандартах. Поэтому своевременно появились новые стандарты. В них новые требования к школе, программам. Так как новое - это ответственность, проявление профессионализма. В такой ситуации первый помощник школа. Можно задать вопрос, а что же? А, от школы зависит, пожалуй, самое главное - профессионализация учителя, раскрытие его творческого потенциала. Это важно для человека любой профессии, ибо, по убеждению Льва Николаевича Толстого: «Ни в чём человек не реализуется с такой полнотой, как в любом деле». В нашей школе сформирована система научно-методической работы-основы непрерывного повышения квалификации учителей на рабочем месте: педагогический совет, научно-методический совет, экспертный совет, МО, служба качества, информационно-аналитический центр, творческие и проблемные группы. Всё это оказывает большую помощь в моей работе.

В настоящее время разработала программы: «Литература на родном языке 1-4 класс базовый уровень», по внеурочной деятельности «Служу Отечеству пером», в основе программ системно-деятельностный подход. Эти программы содержат диагностику сформированности УУД, оценочные методики. Также разработана мною программа «Индивидуальная образовательная программа педагога - развитие коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста с целью повышения качества образования». Результаты педагогической и воспитательной деятельности в соответствии с Профстандартом.

Программы «Литература на родном языке», «Служу Отечеству пером» разработаны, цели поставлены. И всё же главное является деятельность учителя. Именно он отбирает содержание и конструирует учебный процесс с учётом формирования УУД.

Обучение парным и групповым формам работы, позволяющим школьникам приобретать опыт восприятия, понимания, взаимодействия, обратной связи с равноправным партнером. Такая работа проходит следующие этапы:

  • определяем цель;
  • выбираем партнера по коммуникации;
  • распределяем функции;
  • действуем и взаимодействуем;
  • получаем и оцениваем результат;
  • делаем выводы;
  • рефлексируем.

Как показывает опыт работы за эти годы. Детям это нравится, и они с удовольствием учатся. Темы уроков, занятий формируют сами. Определяют задачи урока и занятия (при этом роль учителя исключается).

Так как ФГОС 2021года внесены изменения:

  • полный список навыков и знаний, которые должен освоить ученик за время обучения по каждой дисциплине;
  • формат работы с учениками по каждой дисциплине для развития навыков, прописанных в новом ФГОС;
  • строгие требования к ежегодным результатам учеников (контрольные точки) - например, увеличение словарного запаса на 70 слов в год;
  • четко прописаны темы, которые должны пройти школьники за год обучения;
  • подробно учтены психолого-педагогические и возрастные особенности школьников.

Это частично уже работает на моих уроках и внеурочных занятиях.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Основное предназначение внеурочной деятельности - удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей. Сейчас в настоящее время важно развивать у детей любовь к Родине. Разработала программу патриотического воспитания «Моё Отечество». Цель этой программы: развитие у учащихся чувства любви к Родине, родному краю, школе. Содержание программы «Моё Отечество» отличается от программы «Служу Отечеству пером». Совпадений нет. Но, цель одна - развитие у учащихся чувства любви к Родине, родному краю, школе.

Это очень важно в современном мире.

Проблемы, конечно, есть: обеспечение кабинетов; финансирование комплектов учебной литературы; раздаточный материал. Школа работает в три смены,- есть проблема с организацией внеурочной деятельности. Конечно, основную часть нагрузки по реализации внеурочной деятельности несёт на себе учитель.

Новый федеральный стандарт - это то, что изменит наше образование ещё в более лучшую сторону. Настоящий учитель разберётся в этом главным считая личностный рост. Думаю, что мудрость и терпение, а не амбиции будут решать судьбу российского образования.

Литература

  1. Куренкова И. Образовательные результаты ФГОС.
  2. Осмолкова Ю.В. Организация учебного процесса// Директор школы. - №9, 2018.
  3. Как планировать УУД в начальной школе. - Просвещение, 2019.
  4. Сайт pravobraz.ru›wp-content…2021…ФГОС-НОО…31.05.2021…
  5. Требования к условиям реализации программ обучения. ФГОС-2021.
  6. Сайт infourok.ru›sravnenie-dejstvuyushih-i…fgos-2021…