Внеурочная деятельность в начальном образовании

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


Инновационные процессы, происходящие сегодня в социально-экономической жизни общества, предъявляют новые требования не только к уровню образованности выпускника школы, но и уровне профессиональной квалификации и компетентности современного учителя.

Огромный путь проходит за школьные годы ребёнок в своём математическом развитии. Усвоение элементарных математических понятий требует от младшего школьника больших интеллектуальных усилий. Те умственные приобретения, которые он получает в первые годы обучения в школе, могут оказаться поистине бесценными.

Учителю необходимо правильно и интересно организовать учебную работу на уроке и во внеурочное время. Хорошо продуманная система внеурочных занятий способствует повышению уровня развития познавательной деятельности младших школьников, и формированию интереса к изучению математики.

Введение внеклассной деятельности рассматривается современной педагогикой как важный механизм повышения качества и фундаментальности образования, что, в свою очередь, предполагает изменение целей образования, переход от знаниево-центрической организации образовательного процесса к гуманистической личностно-центрированной, к развитию способностей, дарований и компетентностей человека, его самореализации.

Изменение целей образования требует освоения новых функций, содержания деятельности, прогрессивных форм и технологий организации образовательного процесса. Традиционная обучающая деятельность педагога в контексте новых образовательных стандартов дополнилась функциями управления исследовательской и познавательной деятельностью учащегося.

Сегодня образование России (равно как и других развитых стран) стоит перед очевидной необходимостью пересмотра своих целевых установок. А именно, в ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, т.е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным. В свою очередь, реализация образованием указанных ориентиров связана с изменением общего подхода к регламентации работы образовательных институтов.

В решении этого вопроса принципиально возможны две стратегии.

Первая реализуется в существующем стандарте общего образования (2004 года). Он нацелен, во-первых, на формирование у учащихся знаний, умений, навыков в их традиционном понимании: освоение сведений, правил, частных приемов, технических умений, во-вторых, на упрочение классно-урочной системы, в-третьих, на консервацию существующего методического арсенала и, в-четвертых, на консервацию существующего способа управления образовательными институтами.

Предполагается, что посредством детальной регламентации содержания деятельности ученика и содержания деятельности педагога, возможно, добиться гарантированно высоких результатов обучения. Однако данные о результатах ЕГЭ свидетельствуют о том, что указанное предположение не подтверждается. Даже собственная цель традиционного обучения - формирование ЗУНов оказывается не достигнутой.

Вторая стратегия нацелена, во-первых, на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете, во-вторых, на инициацию внешкольных и внеурочных образовательных достижений школьников, в-третьих, на обогащение педагогического и управленческого арсенала, в-четвертых, на создание условий институциональной гибкости и пластичности образования. В этой стратегии федеральный государственный образовательный стандарт необходимо обретает рамочный и открытый характер, т.е. задает перспективу возможного, а не перечень необходимого. Суть данного подхода в том, чтобы помочь учреждению создать предпосылки и условия для самостоятельных действий ученика и педагога в заданном направлении, а не в том, чтобы лишить их этой возможности, предопределив и навязав детали функционирования. Инициативность и самостоятельность участников образовательного процесса становится основным ценностно-целевым ориентиром.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения установлено, что учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав, структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по годам обучения.

Планируемый объем учебного времени в рамках учебного плана внеурочной деятельности в начальной школы - 10 часов в неделю. ФГОС НОО определены ее направления: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Различные образовательные системы и учебно-методические комплекты для организации внеурочной деятельности предлагают органично связанные с учебным процессом программы научных клубов младших школьников. Кружковую работу, организуемую с помощью различных программ, организацию факультативов, которые служат продолжением уроков по изучаемым предметам в начальной школе и т. д. Это оказывает посильную помощь в реализации направлений внеурочной деятельности.

Учитывая, что в некоторых образовательных учреждениях начальной школы используется несколько образовательных систем (ОС) и учебно-методических комплектов (УМК), возможно проектирование внеурочной деятельности учебного плана с использованием нескольких ОС и УМК. При этом количество направлений в организации внеурочной деятельности увеличивается. Например, общеинтеллектуальное направление может осуществляться через такие формы как факультативы, работу научных клубов, проведение конференций с использованием методических материалов, разработанных ОС и УМК.

Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания в математике, следить за новостями в математической науки. Это благотворно сказывается на профессиональной компетентности педагогов.

Следует различать два вида внеклассной работы по математике:

  • работа с учащимися, испытывающими трудности в изучении программного материала (дополнительные внеклассные занятия);
  • работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный, по сравнению с другими, интерес и способности (собственно внеклассная работа в традиционном понимании смысла этого термина).

Говоря о первом направлении внеурочной работы, отметим следующее. Этот вид внеклассной работы с учащимися по математике в настоящее время имеет место в каждой школе. Вместе с тем повышение эффективности обучения математике с необходимостью должно привести к снижению значения дополнительной учебной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении. В идеальном случае первый вид внеклассной работы должен иметь ярко выраженный индивидуальный характер, способствующий развитию индивидуальных способностей учащихся, и проявляться лишь в исключительных случаях (например, в случае продолжительной болезни учащегося, перехода из школы другого типа т.п.).

Основной целью его является своевременная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики.

Опыт работы учителей свидетельствует об эффективности следующих положений, связанных с организацией и проведением внеклассной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении.

  1. Дополнительные (внеклассные) занятия по математике целесообразно проводить с небольшими группами отстающих (по 3-4 человека в каждой); эти группы учащихся должны быть достаточно однородны как с точки зрения имеющихся у школьников пробелов в знаниях, так и с точки зрения способностей к обучаемости.
  2. Следует максимально индивидуализировать эти занятия (например, предлагая каждому из таких учащихся заранее подготовленное индивидуальное задание и оказывая в процессе его выполнения конкретную помощь каждому).
  3. Занятия с детьми, испытывающими трудности в обучении в школе, целесообразно проводить не чаще одного раза в неделю, сочетая эту форму занятий с домашней работой учащихся по индивидуальному плану.
  4. После повторного изучения того или иного раздела математики на дополнительных занятиях необходимо провести итоговый контроль с выставлением оценки по теме.
  5. Дополнительные занятия по математике, как правило, должны иметь обучающий характер; при проведении занятий полезно использовать соответствующие варианты самостоятельных или контрольных работ из "Дидактических материалов", а также учебные пособия (и задания) программированного типа.
  6. Учителю необходимо постоянно анализировать причины возникновения отставания отдельных учащихся при изучении ими математики, изучать типичные ошибки, допускаемые учащимися при изучении той или иной темы.

Второе, из указанных выше направлений внеклассной работы по математике занятия с учащимися, проявляющими к ее изучению повышенный интерес, отвечает следующим основным целям:

  1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике.
  2. Систематизация знаний учащихся по программному материалу.
  3. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся элементарных навыков научно-исследовательского характера.
  4. Воспитание высокой культуры математического мышления.
  5. Развитие у детей умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
  6. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики.
  7. Расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики, о ведущей роли современной математической школы.
  8. Воспитание у учащихся умения работать в коллективе и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
  9. Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.
  10. Создание актива, способного оказать помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими, в пропаганде математических знаний среди других учащихся) (Труднев, 1975).

Предполагается, что реализация этих целей частично осуществляется на уроках. Однако в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программы, это не удается сделать с достаточной полнотой. Поэтому окончательная и полная реализация этих целей переносится на внеклассные занятия.

Вместе с тем, между учебно-воспитательной работой, проводимой на уроках, и внеклассной работой существует тесная взаимосвязь: учебные занятия, развивая у учащихся интерес к знаниям, содействуют развертыванию внеклассной работы, и, наоборот, внеклассные занятия, позволяющие учащимся применить знания на практике, расширяющие и обобщающие эти знания, повышают успеваемость учащихся и их интерес к учению. Если внеклассная работа ориентирована на поддержку программного материала, изучаемого на уроках математики, то в этом случае она будет способствовать развитию у ребенка повышенного интереса к предмету.

Внеклассная работа позволяет развивать познавательные процессы ученика, способствует повышению интереса к учебе, позитивно сказывается на развитии познавательных процессов.

Велико значение внеклассной работы для развития математических способностей младшего школьника. Данный вид работы создает эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на уровне знаний учащихся. Изучая новые понятия, связанные с историей развития математики, и знакомя, детей с новыми терминами вызывающих большой интерес у детей к изучению математики и в то же время помогает повторить ранее изученные термины и понятия, правила.

Использование внеклассной работы позволяет еще более разнообразить процесс обучения, сделать его интересным и увлекательным, при этом значительно повышается мотивация к изучению математике. Внеклассные занятия помогают ребенку мобилизовать собственные умения и навыки, развивают инициативу и творческие способности, учебную деятельность. Однако внеклассная работа не должна дублировать учебную работу, иначе она превратится в обычные дополнительные занятия.

Мы считаем, что основными принципами внеклассной работы являются принципы добровольности и массовости, принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учеников, принцип связи внеклассной работы с уроками, принципов новизны материала, наглядности его изложения.

Все вышеназванные принципы дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и вместе с тем разностороннее влияние на развитие творческих способностей, интереса к учению.

Таким образом, при организации внеклассной работы надо добиваться максимальной активности каждого ученика во всех видах деятельности - организаторской, трудовой, особенно мыслительной, при выполнении всевозможных заданий, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Необходимо, чтобы каждый ученик был активным участником той ситуации, которую организовал учитель.

Литература

  1. Виноградова Н.Ф. Как в УМК «Начальная школа XXI века» реализуется стандарт второго поколения.// Начальное образование, №6, 2009.
  2. Исаханова, С.П. Как помочь детям полюбить математику. // Начальная школа, № 5, 2002.
  3. Примерные программы начального образования. В 2 ч. Ч. 1. - 2-е изд. - М: Просвещение, 2009. - 317с. - (Стандарты второго поколения)
  4. Шепелева, В.И. Принципы организации внеклассной работы. // Иностранные языки в школе. - 1975. - №5.
  5. Ширшова, Ю.В. Организация тематических недель в группе продлённого дня. // Начальная школа, № 5, 2000.