Начиная с рождения, малыш уже видит, что цвета разные. Вначале он различает желтый (не случайно выбирают именно желтые погремушки). В этом возрасте малыш пассивно воспринимает и впитывает информацию. До года малыша уже можно знакомить с разными цветами, называть их в игре, рассказывать, что какого цвета, но не стоит ожидать, что он может это запомнить и тем более сказать. Просто обращать внимание на то, какого цвета его кружка, одежда, лопатка, ведерко, игрушка.
С первых лет жизни ребенка нужно учить его разделять объекты окружающего мира и их свойства. Поэтому не нужно говорить ребенку «Зеленая травка». Для ребенка это будет звучать как одно слово - «зеленая травка». Показывайте на травку и говорите: Это травка. Она зеленая. И ведерко тоже зеленое». У малыша должен быть достаточно богатый опыт, поэтому называйте ему цвета предметов как можно чаще. Если обучение цветам еще только начинается или идет с трудом, то подбирайте игрушки и предметы с чистым цветом (такой, который можно с уверенностью назвать желтым или синим).
Учить цвета можно не только в специально организованных занятиях, но и в различных ситуациях:
- на прогулке;
- при одевании;
- сервировка стола;
- приготовление пищи;
- рисование;
- лепка;
- чтение детской литературы;
- аппликация;
- игры с мозаикой и конструктором Лего;
Когда вы только начинаете учить цвета, необходимо обратить внимание малыша на то, что предметы имеют ЦВЕТ. Есть предметы одинакового цвета и разного цвета. На этом этапе просто учим находить, собирать, складывать вместе предметы одинакового цвета. Не нужно просить ребенка запомнить название цвета, главное в этом возрасте, научить ребенка правильно раскладывать и сортировать предметы по цветам. Пусть он путает названия, но правильно кладет зеленый кубик в зеленую коробочку. Обязательно используем игровые приёмы.
Например:
«Привяжем к шарику ниточку»
Материал: картонные шарики или овалы разного цвета и ниточки соответствующих цветов.
Правила игры: Сегодня мы будем продавцами игрушек, продавать будем воздушные шарики, а чтобы шарики не улетели, каждому шарику нужно привязать верёвочку соответствующего цвета. Кто выполнит задание правильно - тот лучший продавец.
(ребенок к кругу (овалу) определенного цвета находит палочку такого же цвета).
«С какого дерева лист»
Материал: макеты деревьев с остатками листочков желтого, красного и зеленого цвета, листочки таких же цветов.
Правила игры: ветер сдул листочки с деревьев, давайте попробуем найти, с какого дерева упал каждый листок.
(дети выбирают любой листок и находят дерево, с которого он упал).
«С какого кустика ягодка»
Материал: шарики ягодки красного, черного и зеленого цвета, макеты кустов с остатками ягод, 3 игрушки медвежат.
Игровое действие: детям предлагается определить, с какого кустика собирали ягоды медвежата.
«Помоги рыбкам»
Материал: 5 рыбок различных цветов и 20 маленьких рыбок (по4 рыбки каждого цвета)
Игровое действие: помоги мамам-рыбкам найти своих детишек.
«Собери капельки в стакан»
Материал: пластмассовые стаканчики красного, синего, желтого и зеленого цвета, маленькие бусины такого же цвета.
Дети складывают «капельки» в стаканчики, соответствующего цвета.
«Собери лепесточки»
Материал: 4 картонных круга разного цвета. Лепестки соответствующих цветов (по 6 каждого цвета)
Игровое действие: вокруг серединок разного цвета необходимо сложить лепестки соответствующих цветов.
«Помоги козлятам спрятаться от волка»
Материал: 7 цветных домиков с «окошками», 7 «дверей-квадратиков» соответствующего цвета.
Игровое действие: На цветных квадрата «окошки» с изображением козлят. Разложи цветные квадратики, которыми можно закрыть окошки с козлятами, в соответствии с цветом домиков.
«Кошки - мышки»
Материал: картонные домики шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка, квадраты тех же шести цветов - дверцы. Большая мягкая игрушка кошка.
Игровое действие: для того чтобы спрятать мышку нужно закрыть окошко дверцей-квадратом такого же цвета.
«Зажги огоньки на ёлочке»
Материал: ниточки различных цветов, картонные шарики соответствующих цветов
Игровое действие: подбери лампочки (цветные кружочки) для украшения елки, каждая нитка бус одного цвета.
«Посади бабочку на цветок»
Материал: бабочки различных цветов (4-9 шт.) цветы соответствующих цветов.
Игровое действие: каждую бабочку необходимо посалить на цветок соответствующего цвета.
«Найди лучик для солнышка»
Материал: дидактическое пособие «Солнышко» (круг с пуговицами и ряд полосок - лучиков разного цвета)
Игровое действие: дети из ряда предложенных полосок выбирают только желтые, называют их и прикрепляют к солнышку.
«Помоги Незнайке разложить носочки»
Материал: вязанные носочки красного, синего, желтого и зеленого цвета.
Игровое действие: дети находят пару каждому носочку по просьбе Незнайки.
«Стиральная машина»
Материал: Изображения 4 стиральных машин, предметы одежды желтого, красного, синего и зелёного цвета.
Игровое действие: по просьбе воспитателя дети складывают в машины вещи соответствующих цветов.
«Помоги белочке высушить грибочки»
Материал: Картонные грибочки различных цветов, верёвочки соответствующих цветов.
Игровое действие: дети раскладывают грибочки на ниточки соответствующих цветов.
«Собери ягоды в корзину»
Материал: Корзинки красного, синего, желтого и зеленого цвета, ягоды - шарики соответствующих цветов.
Игровое действие: дети собирают ягоды в корзинки соответствующих цветов.
«Сортируем игрушки»
Рассыпаем на полу игрушки разных цветов: кубики, детали от крупных конструкторов и т.д. Берём поднос и вместе с ребёнком собираем на него игрушки определённого цвета. Можно устроить соревнование и взять поднос для себя и для ребёнка и кто больше соберёт деталей синего цвета, пока звонит будильник (поёт песенка и т.д.) .
Сортируем детали по коробочкам соответствующего цвета (берём 4 основных цвета) .
«Весёлое чаепитие»
Материал: детская посуда: чашечки и блюдца основных цветов.
Игровое действие: дети накрывают на стол - раскладывают на блюдца чашки соответствующих цветов
Несколько несложных правил обучения цветам
Чтобы научить различать цвета нужно привязывать их к предметам, например, рассматриваете книжку и поясняете - зеленые листики на деревьях, желтое солнышко и т.д. Пусть ребенок все видит в сравнении, не надо требовать запомнить и повторять сто раз, пусть это будет естественно.
- Когда одеваете ребенка, называйте цвет одежды;
- Рассматривая на улице что-либо, называйте цвет;
- Когда рисуете или играете с ребенком, называйте цвет;
- Когда обедаете, сервируйте стол вместе с малышом, купите салфетки и тарелки разных цветов, когда даете кружку малышу - называйте цвет его любимой кружки (игрушки, горшка, вещи и т.п.)
- Проговаривайте свои действия, упоминая цвета: в песочнице - ведерко красное, лопатка зеленая и т.п.
Памятка для родителей с советами по проведению игр
Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.
Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.
Правило третье: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры - введение туда новых, развивающих и обучающих элементов - должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время: «Давай-ка займемся шахматами!» Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность - основа игры.
Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное - это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своими ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам - разве не ради этого придумываем мы игры, затеи.
Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети больше фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра - дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя не тешилось».