Проблемное обучение в педагогике и образовании: подходы и интерпретации

Разделы: Общепедагогические технологии


Как зритель, не видевший первого акта,
в догадках теряются дети.
И все же они ухитряются как-то
понять, что творится на свете.
С.Я.Маршак

Технология проблемного обучения - организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

Способ организации деятельности учащихся, который основан на получении информации путем решения теоретических и практических проблем в создающихся в силу этого проблемных ситуациях.

Данная технология основана на проблемных ситуациях, которые создает педагог, а учащийся разрешает ее, обладая новыми способами действии.

Проблемная ситуация - это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Актуальность темы современных педагогических технологий обусловлена рядом проблем, с которыми должны познакомиться педагоги. Важным на этапе внедрения инновационной технологии в процесс обучения есть работа над уточнением понятий «метод», «методика», «прием и средства обучения».

Нам предстоит поучаствовать в деловой игре, которая раскроет сущность основных вышеперечисленных понятий по применению проблемного обучения при использовании:

1. «Методика обучения» (практическое содержание) и ответить на следующие вопросы (приложение № 1).

  • Что такое метод, методика, прием обучения?
  • От чего зависит выбор метода?
  • Докажите взаимосвязь методов и содержания обучения.
  • Как связаны методы, средства и приемы обучения.
  • Как вы определяете правильность, оптимальность выбранных методов.

2. Так что-же такое «метод?»

Метод - это совокупность приемов и операций; способ достижения какой-либо цели, то есть способы обучающей работы педагога и организации учебно-познавательной деятельности и учащихся по решению различных дидактических задач обучения, направленных на овладение изучаемым материалом.

Метод - способ познания истины, через обучение и воспитание.

Например,

  • метод обучения - это способ совместной деятельности учащихся и педагога, в результате которой происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков;
  • метод воспитания - взаимосвязанная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение целей воспитания.

Понятие «методика» это совокупность методов, обеспечивающих решение определенной задачи. Проблемной задачи - творческого характера, требующей от обучающихся большой инициативности в суждениях, поиска не испытанных ранее путей решения. Например, методика обучения профориентации.

Каждый метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения; способ усвоения; характер взаимодействия субъектов обучения.

3. Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Границы между понятиями «метод» и «прием» очень подвижны и изменчивы. Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов (частей, приемов). Отдельные приемы могут входить в состав различных методов [5].

С помощью приема не решается полностью педагогическая или учебная задача, а лишь только ее этап, какая-то ее часть.

Методы обучения и методические приемы могут меняться местами, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один метод у разных преподавателей может включать различные приемы.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам при этом не является их простой суммой.

Так, в методе работы с текстом можно выделить следующие приёмы:

  • чтение вслух;
  • составление плана текста;
  • заполнение таблицы по прочитанному материалу;
  • составление логической схемы прочитанного;
  • конспектирование;
  • подбор цитат.

В процессе обучения методы и приемы находятся в различных сочетаниях. Один и тот же способ деятельности учащихся в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в другом - как прием обучения. Например, объяснение, беседа являются самостоятельными методами обучения. Если же они эпизодически используются педагогом в ходе практической работы для привлечения внимания учащихся, исправления ошибок, то объяснение и беседа выступают как приемы обучения, входящие в метод упражнения [4].

Методы обучения - категория историческая, исходя из истории применения методов в образовании, можно выделить основную классификацию методов:

  • репродуктивный метод обучения (делай как я);
  • словесный;
  • догматический;
  • эвристический;
  • практический;
  • частично-поисковые;
  • исследовательские;
  • методы развивающего обучения;
  • методы проблемного обучения.

В педагогической литературе называется разное количество методов обучения - от двадцати до ста и более. К числу наиболее употребительных, используемых методов относятся:

  • рассказ;
  • беседа;
  • лекция;
  • показ иллюстраций;
  • показ демонстраций;
  • упражнения;
  • самостоятельная работа с книгой;
  • контрольные работы;
  • методы программированного контроля и т.д.

В психолого-педагогической литературе выделено немало причин, влияющих на выбор методов обучения:

  • цель обучения;
  • уровень мотивации обучения;
  • реализация принципов, закономерностей обучения;
  • количество и сложность учебного материала;
  • уровень подготовленности учащихся;
  • возраст учащихся;
  • время обучения;
  • материально-технические, организационные условия обучения;
  • применение методов на предыдущих уроках;
  • тип и структура занятий;
  • взаимоотношения между педагогом и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда;
  • уровень подготовленности педагога.

От чего же зависит выбор метода?

Практическую работу на тему: «Выбор методов обучения» можно использовать для выявления знаний педагогов.

Широкое внедрение техники в учебный процесс, компьютеризация обучения приводит к появлению новых методов.

Поиск методов, обеспечивающих совершенствование процесса обучения, остается постоянным. Независимо от роли, которую отводили тем или иным методам обучения, ни один из них не может быть использован сам по себе. Ни один метод обучения не является универсальным. В учебном процессе следует использовать разнообразные методы обучения.

С учетом комплекса названных обстоятельств и условий педагог принимает решение о выборе конкретного метода обучения или их сочетания для проведения занятия.

В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения», их классификаций. К ним можно отнести следующие: «методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса (Ю.К.Бабанский); «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решение задач образования» (И.П.Подласый); «метод обучения - это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся» (В.Оконь) [1].

Уже в этих определениях метод выступает как многомерное явление, как сердцевина учебного процесса. Он выступает механизмом реализации поставленных целей, во многом определяет конечные результаты учебного процесса.

Остановимся на классификации методов обучения по характеру учебно-познавательной деятельности И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина. Они раскрывают сущность технологии проблемного обучения [3,6].

В проведении учебно-образовательного процесса всегда существует взаимосвязь методов и содержания образовании. Один из более часто встречаемых методов - это лекция. В лекции мы используем разные приемы, методы, средства, их можно представить в виде интеллект-карты, которую часто использует в практике преподавания спецкурсов -курсов профориентационной направленности.

Взаимосвязь методов и содержания образования очевидна. Новое содержание образования порождает новые методы в обучении профориентации. Необходим комплексный подход в применении методов обучения, их гибкость и динамичность.

Педагогическая классификация методов обучения разделяет методы преподавания и методы изучения (учения), которые в свою очередь представлены научными и учебными методами изучения предмета профориентации.

Методы преподавания - средства и приемы, способы информации, управления и контроля познавательной деятельностью учащихся.

Методы учения - средства и приемы, способы усвоения учебного материала, репродуктивные и продуктивные приемы учения и самоконтроля.

Содержание образования становится более наполненным, результативным если использовать разные приемы обучения.

Каждый метод включает определенные приемы обучения и разные средства. Средствамиобучения являются все приспособления и источники, которые помогают педагогу учить, а учащемуся учиться, т.е. то, что помогает ему организовать познавательную деятельность учащихся. К средствам обучения относятся: учебники, учебные пособия, книги, радио, телевидение, компьютеры, наглядные пособия и т.д. Все вместе способствует развитию познавательной, мыслительной и творческой активности учащихся.

Как определить правильность, оптимальность выбранных методов? Определение правильности оптимальных выбранных методов для конкретно проведенного урока происходит путем самоанализа проведенного мероприятия, подведение итогов своей деятельности на уроке и деятельности учащихся. Если результаты по всем показателям дают возможность судить о том, что достигнута цель или нет, выполнен ли план; объём и качество знаний учащихся (сознательность, глубина, прочность), воспитательное, образовательное и развивающее значение урока, то можно сделать вывод об эффективности урока. Чему научил Вас урок?

Урок - основная форма обучения и от того какие методы, приемы и средства обучения используются, будут интересными проведенные занятия. Проблемное обучение способствует эффективности образовательного процесса.

Подводя итоги, можно сказать, что в связи с новыми задачами образования усилилось внимание к теоретическим основам проблемного обучения и к практическому его применению. Этот значительный интерес вызван тем, что проблемное обучение создает условия для формирования положительной мотивации учения и глубокого усвоения знаний. Чтобы содержание образования было наполненным, нужно достигать поставленных целей через применение различных методов, форм и средств обучения. Тогда и будет виден результат повышения компетентности педагога, успех и достижения его учеников.

Практическое применения технологии проблемного обучения в профориентации представляем через использование - дидактическое пособие «ЛЭПБУК», которое позволяет не только обобщить информацию, но и открывает возможности для пополнения знаний, умений и навыков (приложение № 2).

С применением новых технологий, в частности технологии проблемного обучения, все должно быть по-другому: и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания. А в методике в первую очередь следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Таким образом, проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями.

На страницах статьи продемонстрированы способы решения ситуативных проблем, которые возникают при решении проблемных ситуациях на уроках в процессе преподавания спецкурсов профориентационной направленности.

Литература

  1. Бейзеров В.А. Проблемное обучение// Образование в современной школе. - Б.М. - 2011.- № 12. - с. 48-52.
  2. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. - 2011. - № 5.
  3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.; Педагогика, 1986. - 186 с.
  4. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. - М., 2010. - 132 с.
  5. Селевко Г.К. Проблемное обучение/ Г.К.Селевко//Школьные технологии. - 2012. - № 2.-с.61-66.
  6. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2 -е изд. - М.: Педагогика, 1984. - 96 с.