Цель и задачи:
- Формировать умение детей рисовать море нетрадиционным способом по мокрому.
- Развивать творческое мышление и творческое воображение методами ТРИЗ - РТВ - технологий.
- Развивать умение детей создавать сказочные образы.
- Активизировать воображение детей с помощью сказочных образов.
- Уточнить знания детей о природоохранной работе.
- Продолжать знакомить с творчеством А.С.Пушкина.
Предварительная работа: чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа о природоохранной работе.
Материал и оборудование: белые листы бумаги А-4, акварельные краски, фломастеры, простые карандаши, кисти № 3, № 2, № 10, алгоритм вопросов к игре «Да - Нет». Плоский аквариум с Золотой рыбкой.
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте, как приятно быть вместе со своими друзьями в такой прекрасный день. Сегодня к нам придёт необычный сказочный гость. Хотите узнать, кто? Ответы детей. Попробуйте отгадать.
Игра «Да - Нет»
Варианты вопросов:
- Человек? (Нет)
- Это животное? (Да)
- Лесное животное? (Нет)
- Морское? (Да)
- Рыбка? (Да)
- Авторская сказка? (Да)
- Ершов?.. Андерсен?.. Пушкин?.. (Да)
- Золотая рыбка!
Воспитатель. Назовите эту сказку. Ответы детей.
Воспитатель показывает детям Золотую рыбку в аквариуме.Рыбка пришла просить вашей помощи. Её синее-синее море стало таким грязным, что рыбке пришлось поселиться в аквариуме. А как вы думаете, отчего загрязнилось море? Ответы детей. Выбрасывают мусор, грязная вода из городов, от фабрик и заводов.
Воспитатель. Как защитить море от грязи? Что надо делать?
Ответы детей. Ставить очистители на трубы, убирать за собой мусор, ничего не выкидывать в воду.
Воспитатель. Правильно. А мы можем заниматься охраной природы, или только взрослые могут защищать природу?
Ответы детей. Мы тоже можем. Не бросать мусор, не ломать ветви, не разжигать костры, не рвать цветы.
Воспитатель. Вы всё правильно сказали. Но вот нашей рыбке как помочь? Как превратить её море в синее? Варианты ответов детей.
Воспитатель выбирает - нарисовать. Давайте нарисуем. Дети садятся за столы. Сегодня я покажу вам, как можно интересно и сказочно изобразить море. Какие цвета мы будем использовать, чтобы нарисовать море?
Ответы детей. Синий, голубой, зелёный.
Воспитатель. Смотрите, я смачиваю губку водой и сразу провожу ею по всему листу слева на право. Потом набираю широкой кисточкой нужную мне краску и веду кистью точно также. Посмотрите, какое море у меня получилось. Подумайте и решите, каким цветом вы изобразите море. Потом смочите губку.
Творческая работа детей. Море у вас получилось, но, чтобы нарисовать подводное царство Золотой рыбки, надо дать время высохнуть морю. Вставайте в круг, вспомним, кто же живёт там.
Игра «Море волнуется»
Воспитатель. Море подсохло, теперь можно и само царство рисовать. Какой кисточкой лучше рисовать морское дно и обитателей морских глубин? Ответы детей. Тонкими. Потоньше. Творческая работа детей. Воспитатель наблюдает и при необходимости помогает советами детям.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какое красивое морское царство у вас получилось! Что вы изобразили? (Рисунок)
Ответы детей. Морское дно, морских обитателей, дворец Золотой рыбки, водоросли.
Воспитатель. Какое у вас чистое море. Вам нравится техника рисования по мокрому? Почему? Что самое сложное? Как вы думаете, вы помогли Золотой рыбке? Можно отпустить туда Золотую рыбку, чтоб гуляла она на морском просторе.
Воспитатель вместе с детьми развешивает на стенде все работы и прикрепляет Золотую рыбку на нитке.