Проект по сказкам Александра Сергеевича Пушкина «У Лукоморья…»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: А.С.Пушкин


Паспорт проекта

Тип проекта

Образовательный, педагогический, игровой, информационный, групповой.

Участники проекта

Воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители, музыкальный руководитель.

Сроки

Долгосрочный

Основания для разработки.
Актуальность

Этическое воспитание дошкольников начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Оно не является отдельным блоком в детском саду, а органично вплетено в деятельность и режимные моменты дошкольного учреждения. При знакомстве детей с художественной литературой, произведениями искусства у детей воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Дошкольники познают богатство красок окружающего мира, знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями. Они испытывают радость, волнение, восхищение при восприятии прекрасного, созданного в произведениях художественной литературы, картинах, иллюстрациях.
В социально-нравственном воспитании большая роль отводится не только дошкольному учреждению, но и семье. Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что в семье должны сохраняться и передаваться нравственные ценности, созданные нашими предками, что в первую очередь, именно родители - главные ответственные за воспитание своих детей.
Поэтому, нами был разработан групповой творческий проект, который позволяет объединить педагогов и родителей в этическом воспитании дошкольников посредством художественной литературы (произведений А.С.Пушкина) и искусства (знакомство с творчеством художника В.Д.Поленова)

Цель

Расширение познаний дошкольников и родителей о жизни и творчестве А.С.Пушкина, его жизни через речевую, игровую и художественно-продуктивную деятельность.

Задачи

- продолжать знакомить детей с творчеством великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина;
- способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта;
- развивать элементы творчества, формировать умение отражать прочитанное в других видах художественно-эстетической деятельности;
- воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;
- прививать любовь к родному языку. Умение эмоционально-эстетически воспринимать произведения русской классической литературы;
- формировать навыки у детей изготовления поделок и рисования с использованием нетрадиционного материала и нетрадиционных техник;
- осваивать способы работы с различными материалами;
- развивать умение планировать, создавать конструкции по условию, творческому воображению;
- воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца. Воспитывать эстетический вкус.

Этапы реализации проекта

1 этап:

  1. Организация подготовительной работы для реализации данного проекта.
  2. Обсуждение целей и задач проекта.
  3. Распределение материала на блоки, составление плана работы.
  4. Взаимодействие с родителями по теме проекта.

2 этап:

  1. Планирование работы воспитателей с детьми.
  2. Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам.
  3. Пропаганда знаний о влиянии художественной литературы на развитие ребёнка для родителей воспитанников.
  4. Создание базы данных о сказках Пушкина А.С.

3 этап:

  1. Создание выставки детско-родительских работ по сказкам А.С.Пушкина.
  2. Игра-викторина «Сказки Пушкина».
  3. Мониторинг.
  4. Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.

Комплексный мониторинг эффективности реализации проекта

Мониторинг эффективности реализации воспитания и социализации обучающихся представляет собой систему диагностических исследований, оснований для анализа и обобщения получаемой информации, для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития системы воспитания и социализации обучающихся, принятия для этого обоснованных управленческих решений.

Предполагаемые результаты проекта

В ходе реализации данного проекта у детей повышается интерес к произведениям А.С.Пушкина, активизируется потребность к чтению, узнаванию нового. Дети получают более глубокие знания о русской культуре, о быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, творчества, умение преодолевать трудности в общении. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений, заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам художественной литературы, изобразительного искусства.
Для родителей: осуществиться целостный подход к развитию творческих способностей, фантазии детей; повысится уровень интереса к чтению художественных произведений на примере сказок Пушкина А.С.
У родителей появляется стремление принимать участие в жизни группы, в различных мероприятиях ДОУ.

Методическое сопровождение проекта

Методы проекта:

  • Наблюдения: групповые, индивидуальные;
  • Наглядные: иллюстрации, картины;
  • Словесные: беседы, чтение художественной литературы.

Форма проведения: игровая деятельность, беседы, НОД, чтение художественной литературы, выставка книг, детских рисунков на темы произведений А.С.Пушкина.

Методическая литература

- А.С.Пушкин. «Стихи и сказки». Изд. Детская литература.
- И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».
- Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада».
- Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России», Москва 2015 г.

Ресурсное обеспечение проекта

- ТСО: интернет-ресурсы, компьютер, принтер, магнитофон, телевизор.

Практическая значимость проекта

Знания, полученные детьми развивают в них чувства, позволяющие сопереживать и понимать прекрасное, способность овладеть национальной культурой; работа по проекту позволила расширить кругозор детей о традиционной культуре и обогатить речь живым русским словом.

Трансляция

Отчет - презентация на педагогическом совете, выступление на МО для педагогов, публикация в СМИ, участие в профессиональных конкурсах.

Выводы и рекомендации для образовательной практики

В ходе работы над проектом мы изучили литературу, просмотрели иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина. Предложенный проект позволил подчеркнуть важность выбранной темы, что способствовало приобщению детей к художественному слову и искусству посредством знакомства с произведениями А.С.Пушкина.
Родители, также являлись активными и заинтересованными участниками проекта, способствовали развитию у детей потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками, через совместную деятельность, осознали важность социально-нравственного воспитания дошкольников.
Все участники проекта: дети, родители, воспитатели получили огромное удовольствие от совместной деятельности и реализации проекта.
Опыт работы может быть использован педагогами ДОУ с целью развития социально - нравственного воспитания, художественно-эстетического, познавательного, а также речевого развития детей. Эту работу можно рекомендовать в общей практике образовательных учреждений.

Перспективы дальнейшего развития и применения проекта

Продолжать развивать у детей эмоциональную отзывчивость, повышать интерес к произведениям А.С.Пушкина через чтение художественной литературы; НОД по развитию речи; продуктивная деятельность («Художественное творчество»); игры - импровизации, дидактические игры; рассматривание иллюстраций разных художников к произведениям А.С.Пушкина; просмотр мультфильмов по произведениям А.С.Пушкина.
Приобщение родителей к участию в жизни группы и к различным мероприятиях ДОУ (музыкальная гостиная, утренник, развлечения, конкурсы, семейный фестиваль и др.).

План реализации проекта

1-й этап

Сроки реализации

Мероприятия

Задачи

Участники

I неделя
сентября

Мониторинг

Выявить уровень знаний и умений детей по задачам, поставленным в рамках реализации проекта для планирования работы, отслеживания динамики и прогнозирования результатов.

Воспитатели, дети

II неделя
сентября

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературы.
Организация книжной выставки по сказкам А.С.Пушкина.

Создать условия для реализации проекта. Пополнение предметно-развивающей среды.

Воспитатели, родители

III неделя
сентября

Составление плана работы и разработка конспектов по областям НОД («Ознакомление с окружающим», «Развитие речи», «Рисование», «Лепка», «Аппликация», «Конструирование»).

Формирование у воспитанников новых понятий и способов действий; развитие психических качеств и свойств, необходимых в деятельности (логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, познавательные умения, умение анализировать, творческий подход и т.д.).

Воспитатели

VI неделя
сентября

Привлечение родителей к созданию выставки «Мои любимые сказки А.С.Пушкина»; исследовательская работа о жизни и творчестве Пушкина; участие в семейном фестивале.

Привлечь родителей к активному участию в образовательной деятельности. Способствовать созданию доброжелательной атмосферы общности интересов участников образовательных отношений, эмоциональной взаимоподдержки, сближению детей и родителей.

Воспитатели, родители

2-й этап

Сроки реализации

Мероприятия

Задачи

Участники

I неделя
октября

Организация консультаций для родителей А.С.Пушкин.
«Мир сказок А.С.Пушкина и их влияние на развитие речи ребёнка».
«Наш Пушкин», «Стихи и сказки А.С.Пушкина»,
«Приобщение детей к художественно литературе через семейное чтение».

Продолжать знакомить родителей с жизнью и творчеством А.С.Пушкина; воспитывать любовь и интерес к творчеству поэта.

Воспитатели, родители

II неделя
октября

1.Исследовательские работы родителей: «Первые книги А.С.Пушкина»; «Откуда брались сказки».

Повысить педагогическую компетентность родителей и привлечь их к активному участию в жизни ребенка в условиях образовательной организации.

Родители

2.Тематическо-познавательное занятие «Пушкин родился в Москве». 2.Создать эмоционально-положительное настроение, обогатить представление детей о жизни и творчестве Пушкина; познакомить с биографией и творческой деятельностью поэта. Воспитатели

III неделя
октября

1.Рассматривание портрета А.С.Пушкина и его семьи.

1.Развивать интерес к творчеству великого русского поэта.

Воспитатели, дети

2. Беседы «Детям о Пушкине», «Няня маленького Саши - Арина Родионовна». 2.Дать обобщенное представление о А.С.Пушкине, как поэте и великом сказочнике.
3.Сюжетно-ролевая игра: «Библиотека» 3.Уточнить представление детей о библиотеке; развивать интерес к печатному слову; воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к книге; способствовать установлению ролевых взаимоотношений

IV неделя
октября

1.Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина.
2. Беседа по сказкам А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о золотом петушке».

Развивать интерес детей к творчеству художников детской книги; обогащать и развивать словарный запас детей, обращать внимание на выразительность и поэтичность пушкинских строк.

Воспитатели, дети

3. Игры-драматизации: «Три девицы под окном», «Свет мой зеркальце, скажи!», «Старик и рыбка». 3.Развивать пантомимические навыки; выразительность мимики и жестов; учить пользоваться разными интонациями.
V неделя
октября
1.Чтение стихотворений А.С.Пушкина о зиме:
«Уж небо осенью дышало»,
«Зимнее утро»,
«Зимний вечер»,
«Зимняя дорога»,
«Идет волшебница-зима».
1.Прививать любовь к Родине, к её истокам. Воспитатели, дети

2.Конкурс чтецов

2.Повышать речевую активность детей. Повышать уровень выразительности чтения стихов. Воспитание умения рассказывать и слушать стихи. Продолжать учить рассказывать стихи эмоционально, громко, с выражением

I неделя
ноября

Чтение художественной литературы.
1.Чтение сказки: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

1. Продолжать знакомить детей с творчеством поэта. Расширить словарь детей, обогатить речь образными выражениями. Развивать речевое творчество, выразительность речи.

Воспитатели, дети

2.Художественное творчество (аппликация)
Тема «Белка песенки поёт…»
2.Развивать интерес к творчеству А.С.Пушкина посредствам различных форм выражения; закреплять умения в создании отрывной аппликации, аккуратно наклеивать, продолжать учить работать с разным материалом.
II неделя
ноября
1.Беседа «Как художники иллюстрировали сказки
А.С.Пушкина».
1.Вызвать у детей интерес к творчеству художников-иллюстраторов (Ю.Васнецов, Билибин), их оригинальности, умение по-своему видеть произведения А.С.Пушкина; развивать умение сравнивать и сопоставлять характеры и образы, изображенные художниками.

Воспитатели, дети

2.Художественное творчество (рисование)
Тема «У Лукоморья дуб зеленый».
2.Формировать умение иллюстрировать отрывок стихотворения, передавая сюжет в рисовании по образцу воспитателя. Воспитывать чувство прекрасного, желание использовать в работе разные техники.
3.Дидактические игры «Золотая рыбка», «Скажи наоборот», «В синем море-океане», «Семейка слов», «Кого не стало?», «Вспомни сказку» и др. 3. Развитие памяти, пополнение словаря.

4.Музыкальная гостиная «Унылая пора, очей очарованье».

4.Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости через восприятие, «вхождение в образ», постижения и осмысления произведений А.С.Пушкина.

Музыкальный руководитель, воспитатели, дети
III неделя
ноября

1. НОД по развитию речи
Тема «Творчество А.С.Пушкина»

1. Углублять и расширять знания детей о жизни и творчестве
А.С.Пушкина. Добиваться выразительного чтения детьми стихотворений и отрывков из сказок Пушкина. Формировать умение у детей узнавать сказки по прочитанному отрывку и по обложкам книг.

Воспитатели, дети

2.Художественное творчество (оригами)
Тема «Кораблик»
2. Развитие художественного творчества у детей посредством овладения методикой конструирования способом оригами.

3. Подвижные игры «Море волнуется», «Рыбаки и рыбки» и др.

3. Выполнять имитационные движения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений.
Развитие и совершенствование не только физических качеств и двигательных действий, но и развитие психологических процессов (память, внимание, воображение, логическое мышление).

IV неделя
ноября
1.Чтение и заучивание отрывка стихотворения А.С.Пушкина «У Лукоморья…» 1. Способствовать развитию художественного восприятия текста. Воспитатели, дети
2.Художественное творчество (лепка)
Тема «Лукоморье…»).
2.Совершенствовать технику лепки (свободно сочетать разные способы и приёмы, в зависимости от характера образа); развивать способности к композиции; создавать условия для развития речи детей.

3.Фестиваль «Семейные таланты».

3.Развитие семейного творчества, как основы благоприятного психологического климата в семье. Повышение роли семейного творчества в эстетическом и нравственном воспитании дошкольников.

Ст. воспитатель, музыкальный руководитель,воспитатели, дети, родители.

I неделя
декабря
1.Чтение сказок А.С.Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» 1.Развивать умение понимать поэтический язык А.С.Пушкина. Воспитатели, дети
2.Художественное творчество (лепка)
Тема «Золотой петушок»
2.Продолжать развивать интерес к творчеству А.С.Пушкина. Учить лепить петуха; добиваться большей точности в передаче основной формы, характерных деталей.
3.Просмотр мультфильмов по сказкам А.С.Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». 3.Создание благоприятного эмоционального состояния у детей посредством активизации познавательной деятельности.

4.Игры на звукоподражание: «Превращение в золотого петушка, царя Гвидона, золотую рыбку».

4.Развитие творческих, познавательных, интеллектуальных и коммуникативных способностей, воображения, внимательности, формирование и дальнейшее совершенствование образного мышления.

II неделя
декабря
1.Художественное творчество (рисование)
Тема «Царство Золотой рыбки».
1.Формирование умение детей рисовать море нетрадиционным способом по мокрому. Развивать умение детей создавать сказочные образы.

Воспитатели, дети

2.Речевые подвижные игры «Подводное царство». 2. Развивать речь, внимание, память, воображение, волю, навыки действия в группе, мелкую и крупную моторику. Воспитывать усидчивость, вежливость.

3.Игра - драматизация «Старик и старуха» с использованием технологии «Аквариум» - «Расскажите, какая была старуха и какой старик»

3.Развивать пантомимические навыки; выразительность мимики и жестов; учить пользоваться разными интонациями.

III неделя
декабря
1.НОД по развитию речи
Тема «Путешествие по сказкам»;
«Сказки А.С.Пушкина».
1.Углубить и расширить знания детей о творчестве А.С.Пушкина. Формировать связную речь, обогащать словарь. Воспитывать интерес к художественному слову.
Закрепить умения подбирать слова - родственники. Последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие отрывки литературных произведений.
Воспитатели, дети
2.Художественное творчество (оригами)
Тема «Золотая рыбка».
2.Продолжать учить складывать лист бумаги разными способами; развивать мелкую моторику рук.

3.Игра - фантазия «Если б я поймал золотую рыбку?», «Свет мой, зеркальце, скажи».

3.Воспитывать творческую инициативность.

3-й этап

IV неделя
декабря

Создание выставки детско-родительских работ по сказкам А.С.Пушкина.
Словарь устаревших слов из сказок А.С.Пушкина.

Установление доверительных отношений между родителями и педагогами, определение задач совместного воспитания детей и их реализация. Раскрыть значение изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Родители, дети

Игра-викторина для детей.
Тема «Сказки Пушкина»

Расширить кругозор и эрудицию детей. Закрепить знания детей о произведениях А.С.Пушкина.
Формировать связную речь, обогащать словарь.
Развивать внимание, мышление, память.
Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.

Воспитатели, дети

Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.

Выявить уровень знаний и умений детей по задачам, поставленным в рамках реализации проекта для планирования работы, отслеживания динамики и прогнозирования результатов.

Воспитатели, дети