Урок-исследование по истории 8 класс.
Цели:
- построение знаний о начале правления Петра I.
- определение причинно-следственных связей основных событий и политического процесса развития России на пороге XVIII в.
- развитие исследовательских умений работать с различными источниками и видами информации, анализировать, обобщать, делать выводы.
- формирование развития интереса к историческому прошлому нашей страны, к выдающимся историческим личностям.
Учебник: Арсентьев Н.М., Данилов А.А.Курукин И.В. под редакцией Торкунова А.В. Г. История России.
Встреча с проблемой
Актуализация опыта
Учитель предлагает учащимся вспомнить предпосылки Петровских преобразований.
Создание проблемной ситуации. Как вы думаете, как события начала царствования Петра I повлияли на преобразования, которые он осуществил в дальнейшем.
Как вы считаете, политическое соперничество Софьи и Петра - это борьба за судьбу России или схватка за власть?
Осознание и формулирование проблемы. Как вы думаете, почему в первые годы правления царя интересовала больше внешняя, а не внутренняя политика?
Построение знаний.
Сбор информации. Учитель распределяет работу между группами.
Поскольку нам предстоит изучить большой объём информации, предлагаю распределить работу между группами, а потом обменяться результатами поиска и сделать общий вывод.
1 группа работает с текстом учебника с. 19: Детство Петра и ищет ответ на вопросы:
- Как прошло детство Петра I?
- Какие события отразились на его личности, взглядах, убеждениях?
- В чем проявились особенности воспитания и становления характера Петра I?
2 группа работает с текстом документа и текстом учебника с. 19-20: Двоецарствие. Царевна Софья.
- Какую роль в период двоецарствия играла царевна Софья?
- Каково ваше мнение о ее деятельности на посту правительницы?
- Какой образ жизни вел Петр в Преображенском? Чем его занятия отличались от обычных занятий царских детей?
3 группа работает с текстом учебника с. 20-21: Начало царствования Петра.
- Как началось самостоятельное правление Петра?
- Что ускорило разрыв отношений Петра и Софьи?
- Чем можно объяснить тот факт, что Петр Алексеевич свергнув Софью, оставил своим соправителем брата Ивана?
4 группа работает с текстом учебника с. 21-22: Азовские походы
- Какие цели преследовала Россия в Азовских походах?
- Чем отличался первый Азовский поход от второго?
- Какой опыт извлек Петр из Азовских походов?
5 группа работает с текстом учебника с. 22-23: Великое посольство 1697-1698 гг.
- Для чего было организовано Великое посольство?
- Почему царь отправился в Европу инкогнито?
- Какой был главный итог деятельности Великого посольства? Совпадает ли он с намеченными целями?
Рефлексия
Ученикам предлагается написать резюме, закончив фразами: «Меня удивило…», «Оказывается…», «Я понял, что…».