Начало правления Петра I

Разделы: История и обществознание

Класс: 8

Ключевые слова: Петр I


Урок-исследование по истории 8 класс.

Цели:

  • построение знаний о начале правления Петра I.
  • определение причинно-следственных связей основных событий и политического процесса развития России на пороге XVIII в.
  • развитие исследовательских умений работать с различными источниками и видами информации, анализировать, обобщать, делать выводы.
  • формирование развития интереса к историческому прошлому нашей страны, к выдающимся историческим личностям.

Учебник: Арсентьев Н.М., Данилов А.А.Курукин И.В. под редакцией Торкунова А.В. Г. История России.

Встреча с проблемой

Актуализация опыта

Учитель предлагает учащимся вспомнить предпосылки Петровских преобразований.

Создание проблемной ситуации. Как вы думаете, как события начала царствования Петра I повлияли на преобразования, которые он осуществил в дальнейшем.

Как вы считаете, политическое соперничество Софьи и Петра - это борьба за судьбу России или схватка за власть?

Осознание и формулирование проблемы. Как вы думаете, почему в первые годы правления царя интересовала больше внешняя, а не внутренняя политика?

Построение знаний.

Сбор информации. Учитель распределяет работу между группами.

Поскольку нам предстоит изучить большой объём информации, предлагаю распределить работу между группами, а потом обменяться результатами поиска и сделать общий вывод.

1 группа работает с текстом учебника с. 19: Детство Петра и ищет ответ на вопросы:

  1. Как прошло детство Петра I?
  2. Какие события отразились на его личности, взглядах, убеждениях?
  3. В чем проявились особенности воспитания и становления характера Петра I?

2 группа работает с текстом документа и текстом учебника с. 19-20: Двоецарствие. Царевна Софья.

  1. Какую роль в период двоецарствия играла царевна Софья?
  2. Каково ваше мнение о ее деятельности на посту правительницы?
  3. Какой образ жизни вел Петр в Преображенском? Чем его занятия отличались от обычных занятий царских детей?

3 группа работает с текстом учебника с. 20-21: Начало царствования Петра.

  1. Как началось самостоятельное правление Петра?
  2. Что ускорило разрыв отношений Петра и Софьи?
  3. Чем можно объяснить тот факт, что Петр Алексеевич свергнув Софью, оставил своим соправителем брата Ивана?

4 группа работает с текстом учебника с. 21-22: Азовские походы

  1. Какие цели преследовала Россия в Азовских походах?
  2. Чем отличался первый Азовский поход от второго?
  3. Какой опыт извлек Петр из Азовских походов?

5 группа работает с текстом учебника с. 22-23: Великое посольство 1697-1698 гг.

  1. Для чего было организовано Великое посольство?
  2. Почему царь отправился в Европу инкогнито?
  3. Какой был главный итог деятельности Великого посольства? Совпадает ли он с намеченными целями?

Рефлексия

Ученикам предлагается написать резюме, закончив фразами: «Меня удивило…», «Оказывается…», «Я понял, что…».